Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И депутата Государственной Думы




Правовой статус члена Совета Федерации

Федеральное Собрание Российской Федерации

Президент Российской Федерации

План

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Тема 6

Библиографический список

 

1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

3. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2005. – № 21. – Ст. 1919.

4. Дмитриев, Ю. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. – Ростов н/Д, 2004.

5. Зиновьев, А. В. Избирательная система России: теория, практика, перспективы / А. В. Зиновьев, И. С. Поляшова. – СПб., 2003.

6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. редактор А. В. Иванченко. – М., 1999.

7. Князев, С. Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники / С. Д. Князев. – Владивосток, 1999.


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Президент Российской Федерации.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации.

3. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

4. Правительство Российской Федерации.

5. Судебная власть.

 

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80), Президент Российской Федерации является главой государства. Он олицетворяет собой единство страны в целом и занимает особое место в системе государственных органов. Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти и своей деятельностью обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Также он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Символами президентской власти являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации, Знак Президента Российской Федерации, Конституция Президента Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации (глава 4 «Президент Российской Федерации», отдельные нормы из других глав: «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации» и др.), федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации не предусмотрено принятие специального закона, регулирующего статус главы государства. Вместе с тем в будущем теоретически такая возможность не исключается.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Последние можно разделить на несколько групп в зависимости от сфер его деятельности.

В сфере законодательной власти Президент Российской Федерации:

- назначает выборы Государственной Думы;

- распускает Государственную Думу;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- вносит предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации;

- обеспечивает включение в конституционный текст поправок и изменений Конституции Российской Федерации;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

В сфере исполнительной власти Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти. Он имеет право:

- председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и Президиума Правительства Российской Федерации;

- отправлять в отставку Правительство Российской Федерации;

- отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

- приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Особые полномочия имеются у главы государства в условиях действия на всей территории России или в ее отдельных местностях военного или чрезвычайного положения.

Во внешнеполитической сфере Президент Российской Федерации:

- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

- подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В иных сферах Президент Российской Федерации решает следующие вопросы:

§ утверждает военную доктрину Российской Федерации;

§ утверждает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации;

§ назначает референдум Российской Федерации;

§ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

§ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение;

§ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;

§ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

§ направляет запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

§ осуществляет помилование.

Особо следует выделить полномочия Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов. Он имеет право:

а) назначать (освобождать от должности): Председателя Правительства Российской Федерации (с согласия Государственной Думы); заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; полномочных представителей Президента Российской Федерации; высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания); пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и др. Также он назначает судей федеральных судов, утверждает сорока двух членов Общественной палаты Российской Федерации;

б) представлять (ставить вопрос об освобождении от должности): Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации; Государственной Думе кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации; законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации кандидатуры для назначения на должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации формирует различные конституционные и неконституционные органы. К основным из них относятся Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Государственный совет Российской Федерации.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации определяется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 92), Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, устанавливаются Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Условия и порядок отрешения от должности главы государства закреплены в ст. 93 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации считается отклоненным.

В случаях досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, а равно в случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

 

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Внутреннее устройство, порядок деятельности и полномочия палат Федерального Собрания определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Отметим, что Конституцией Российской Федерации не предусмотрено принятие специального закона, регулирующего статус Федерального Собрания. Вместе с тем, как и в случае с Президентом Российской Федерации, в будущем такая возможность не исключается.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций с правом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.

В Государственной Думе образуются фракции, в которые входят все депутаты палаты. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы.

Комитеты:

а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов;

б) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений Государственной Думы;

в) подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

г) подготавливают проекты постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

д) организуют парламентские слушания;

е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

ж) решают вопросы организации своей деятельности.

Деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав комитетов и комиссий не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило:

а) весеннюю с 12 января по 20 июня;

б) осеннюю с 1 сентября по 25 декабря.

Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, фракциях, а также с избирателями.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием или без использования электронной системы подсчета голосов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.

Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, на которых могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры Российской Федерации, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и других межпарламентских организаций СНГ; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Внутреннее устройство и порядок деятельности Совета Федерации в значительной степени похожи на внутреннее устройство и порядок деятельности Государственной Думы. Вместе с тем имеется ряд отличий. В основном они связаны с численным составом палаты и с ее компетенцией.

Председатель Совета Федерации, первый заместитель и заместители Председателя Совета Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации образуется Совет палаты. В его состав входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель и заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации с правом решающего голоса.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Комитеты и постоянные комиссии образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации. В состав комитета должны входить не менее семи членов Совета Федерации.

Совет Федерации собирается на сессии, как правило:

а) весеннюю с 25 января по 15 июля;

б) осеннюю с 16 сентября по 31 декабря.

Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

д) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Основными нормативными правовыми актами, принимаемыми Федеральным Собранием, являются законы. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76), по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Законодательный процесс состоит из нескольких последовательных стадий. Первой из них является законодательная инициатива, заключающаяся во внесении законопроекта в Государственную Думу. Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации, это могут делать Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации (по всем вопросам); Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (по вопросам их ведения).

Следующей стадией является предварительное рассмотрение законопроекта. В ее рамках Совет Государственной Думы назначает комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту, а при необходимости – также комитет-соисполнитель. Одновременно законопроект направляется всем заинтересованным субъектам законодательного процесса для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Третьей стадией является рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, осуществляющееся в трех чтениях. В первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. Во втором чтении законопроект принимается со всеми поправками, внесенными в ответственный комитет. В третьем чтении законопроект принимается в окончательном виде.

Следующая стадия – принятие закона. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Проект закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренные Государственной Думой проекты указанных законов и принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Пятая стадия – одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Проект закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем три четверти от общего числа членов Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не позднее пяти дней со дня его принятия направляется в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные органы обязаны рассмотреть данный закон в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Глава государства в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Одобренный законодательными (представительными) органами государственной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 109), Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111, 117 Конституции Российской Федерации. К таким случаям относятся:

а) трехкратное отклонение Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации;

б) выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации;

в) постановка Председателем Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена:

а) по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания;

б) с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

в) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

г) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г.) членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Одно и тоже лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы закрепляются в Конституции Российской Федерации, упомянутом выше Федеральном законе от 8 мая 1994 г., регламентах Совета Федерации и Государственной Думы.

Срок полномочий члена Совета Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ему, член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления о сложении своих полномочий;

б) избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

в) поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании недееспособным;

ж) признания безвестно отсутствующим либо объявления умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

з) призыва на военную службу с их согласия;

и) смерти.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы;

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Они не вправе:

а) быть депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборными должностными лицами иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

б) находиться на государственной или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.

Формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; в работе согласительных и специальных комиссий;

в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского (депутатского) запроса;

ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:

а) работа с избирателями;

б) участие в работе фракций в Государственной Думе.

Поддерживая связь с избирателями, депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан (не реже чем один раз в два месяца), проводить встречи с избирателями (не реже чем один раз в полгода), а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями. В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов с избирателями является, прежде всего, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым они обязаны принимать меры.

Законодательством установлены гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Последние можно разделить на организационные, социальные и специальные юридические.

К первым относятся:

а) право законодательной инициативы, внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации;

б) участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания, согласительной и специальной комиссий;

в) направление парламентского (депутатского) запроса;

г) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;

д) право на прием в первоочередном порядке должностными лицами;

е) право на получение и распространение информации;

ж) предоставление служебного помещения;

з) использование средств связи;

и) право на транспортное обслуживание;

к) право на внеочередное поселение в гостинице.

Кроме того, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны предоставлять члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления ими своих полномочий.

Ко вторым относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание;

д) пенсионное обеспечение;

е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

К третьим относится неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 98), они обладают ею в течение всего срока полномочий. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность (парламентский иммунитет) – один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым – парламента, их самостоятельности и независимости.

В ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» говорится, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть:

а) привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы могут иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, и до сорока помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе (не более двух), а также по работе в субъекте Российской Федерации, на соответствующей территории.

Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы:

а) ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;

б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы;

в) получает в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, информационные и справочные материалы;

г) организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;

д) ведет делопроизводство;

е) выполняет другие поручения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.22 сек.