Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть. Правительство Российской Федерации




Правительство Российской Федерации

 

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 110), исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации – это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Данное определение раскрывает юридическую природу Правительства Российской Федерации, отражает его место в системе органов государственной власти и характеризует его деятельность.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти. В пределах своих полномочий оно организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации (глава 6 «Правительство Российской Федерации», отдельные нормы из других глав: «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание» и др.), упоминавшийся выше Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г., иные федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации имеют ряд отличительных особенностей. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 111), первым этапом данной процедуры является назначение Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. «О толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

После назначения Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, которые впоследствии назначаются главой государства. Также не позднее недельного срока он представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», федеральные органы исполнительной власти делятся на две группы:

1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим министерствам;

2) федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим министерствам.

В соответствии с пп. 3–5 данного указа федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции за исключением функций по контролю и надзору.

Говоря о полномочиях Правительства Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации оно:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменить акты указанных органов или приостанавливать действие этих актов.

Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Все акты Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации вправе принимать акты, не имеющие правового характера (обращения, заявления и т. д.).

Правила организации деятельности Правительства Российской Федерации по реализации его полномочий устанавливаются Регламентом Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Он систематически информирует главу государства о работе Правительства Российской Федерации.

Заседания Правительства Российской Федерации (очередные, внеочередные, расширенные, выездные, открытые, закрытые и т. д.) проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации, заседания которого проводятся по мере необходимости. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации. Также Правительством Российской Федерации создаются координационные и совещательные органы. Координационные органы именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач. Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.

Согласно Конституции Российской Федерации, основаниями прекращения полномочий Правительства Российской Федерации являются сложение им таковых перед вновь избранным Президентом Российской Федерации (ст. 116) и его отставка (ст. 117). В первом случае решение оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации. Во втором возможны следующие варианты:

а) Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации;

б) Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. После принятия данного решения Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с ней. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу;

г) Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент Российской Федерации в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

 

Судебная власть – это предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 118), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

К принципам судебной власти относятся:

1. Самостоятельность и независимость судов. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

2. Обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

3. Равенство всех перед законом и судом. Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции Народными заседателями являются лица, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет.

5. Гласность в деятельности судов. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

7. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

8. Независимость судей. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Согласно Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, – также и законами субъектов Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.