Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Октябрьской революции в поэзии С. Есенина




Февральскую революцию Есенин принял с энтузиазмом. Он не вполне отчётливо представлял себе характер свершившегося и ошибочно воспринял свержение самодержавия как долгожданное освобождение народа от тирании. В счастливом предвкушении будущего меняет поэт и направление личной жизни. 30 июля 1917 года он женится на Зинаиде Райх, красивой и энергичной девушке из трудовой провинциальной семьи, снимает приличную квартиру, радуется рождению дочери (называют Татьяной).

Ещё с большим воодушевлением встретил Есенин Октябрьскую революцию, хотя делал при этом две оговорки: «принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном» и «больше стихийно, чем сознательно». В ответ на призыв правительства «Социалистическое Отечество в опасности» поэт записался в боевую дружину; в марте 1918 года переехал на жительство в Москву, многозначительно заметив в автобиографии: «Вместе с советской властью покинул Петроград».

Есенин создаёт бессюжетные маленькие поэмы (их было десять) «Инония» (1918), «Преображение» (1917), «Сельский часослов» (1918), «Иорданскую голубицу» (1917) и другие, проникнутые пафосом свободы. Автор говорит в этих произведениях от имени пробуждённого народа, ощутившего свои богатырские силы и величие. По установившейся традиции эти произведения называют библейскими. Спровоцировал на употребление необычного термина сам Есенин, представ в «Инонии» в образе пророка: «Так говорит по Библии пророк Есенин Сергей». Конечно, Библия, которую толкует новоявленный пророк, «еретическая» – мужицкая. Однако, создавая новые религиозные формы, Есенин использует и канонически христианские представления, сюжет и символы. Установка на Библию подчёркивается и названиями поэм «Сельский часослов» – сборник молитв и псалмов, «Инония» – книга пророка.

Есенинская «Инония» – произведение дерзко новаторское – читательского успеха не имела. Критика отнеслась к нему сдержанно. Но некоторые отнеслись с воодушевлением к произведению.

Георгий Иванов: «Икония» как стихи – самое совершенное из созданного Есениным, а как документ – яркое свидетельство искренности его безбожных и революционных увлечений».

Поэту казалось, что революция осуществит вековую мечту крестьянства о счастливой жизни, что революция мгновенно создаст новый мир, облик которого обрисован в «Инонии» (утопические картины крестьянского рая). Но реальная жизнь довольно быстро развеяла иллюзии поэта. Есенин разочарован в новом, рождающемся мире, который совсем не похож на милую его сердцу патриархальную Русь.

С наибольшей выразительностью образ нового мира запечатлён в стихотворении «Русь Советская». Оно бедно красками и подчёркнуто прозаично: изображён быт новой деревни, сухой, примитивный и лишённый всякой поэзии.

И в «Сорокоусте» (1920) Есенин резко противопоставил поэтическую деревню и город.

Новое видится ему железным, враждебным. И поэт противопоставляет ему живого бегущего жеребёнка, который обречён на гибель в неравном поединке с железным конём. Поэт не выдерживает:

Чёрт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживётся.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Примечательно само название «Сорокоуст», обозначающее поминальную церковную службу по умершим. Поэт тоже горестно и скорбно справляет поминки по уходящему миру родной деревни и, значит, по самому себе, так как с гибелью «деревенской Руси» наступает последний час и для него («Я последний поэт деревни»):

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберёт его чёрная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

(1920)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.