Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель обществознания и английского языка




Конфликт или взаимодействие?

Богданова Татьяна Викторовна,

учитель математики и английского языка,

Витова Мария Викторовна,

учитель химии и биологии,

Власова Ольга Викторовна,

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
Омар Хайям

Межкультурные отношения – это фундамент стабильной жизни. К сожалению, сегодня существует много факторов, влияющих на возникновение межнациональных конфликтов. В такой ситуации межкультурный диалог приобретает особую значимость и выступает в качестве важного элемента сближения тех или иных народов, служит для предотвращения и урегулирования конфликтов. Немалую роль в этом важном процессе играют молодежные, детские и общественные организации, деятельность которых направлена на налаживание межкультурных коммуникаций.

Произошедшие в мире в последние годы социальные, политические и экономические изменения привели к масштабной миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей преодолевают культурные барьеры, которые раньше их разделяли. Они вынуждены знакомиться с чужими культурами, вливаться в них и принимать. Поэтому реально взаимодействие культур осуществляется именно через контакты между отдельными людьми. По сути именно они представляют процесс межкультурной коммуникации.

Миграционные процессы, происходящие в современном обществе, играют важную роль в формировании межэтнических отношений в поликультурном обществе.

Трудовые мигранты в настоящее время играют все более заметную роль в экономике России. В связи с огромным притоком разных категорий мигрантов в города Центральной и Южной России остро встает проблема взаимной культурной и психологической адаптации мигрантов и принимающего населения.

Согласно данным ООН, Российская Федерация занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов – свыше 12 млн. человек, что составляет 6,4 % населения страны.

Могут ли культурно-различные группы жить в одном государстве на равных правах, без взаимных обид, столкновений, претензий на доминирование? Как рост значимости этнической и религиозной принадлежности в жизни людей влияет на рост этнической и конфессиональной толерантности-интолерантности? Все эти вопросы вызваны реальной практикой межэтнического взаимодействия в России после распада СССР.

Все чаще причинами асоциальных явлений в поликультурном мире становятся межнациональные, межрасовые конфликты, неприятие людьми друг друга, непонимание необходимости жить в поликультурной среде, а, скорее всего, и неумение к ней адаптироваться.

Барьерами межкультурного взаимодействия могут выступать и особенности этнического сознания представителей разных культур. Особый интерес в этом контексте представляют следующие аспекты сознания: наблюдаемая тенденция к этноцентризму - склонности негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов собственной (термин «этноцентризм» был введен У. Самнером в 1906 г., который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие), стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формировании упрощенных образов представителей своей и других культур; предрассудки как результат избранных включений в процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного восприятия, негативного прошлого опыта и т.п.

Проблемы в межкультурном взаимодействии возникают тогда, когда численность мигрантов достигает масштабов, затрудняющих их рассредоточение среди коренных жителей, тем самым значительно осложняя процесс ассимиляции, либо, когда эмигранты, объединяясь в организации, оказывают существенное влияние па социальную ситуацию в обществе.

Оказавшись за пределами своей культуры, индивид имеет возможность наиболее полно ознакомиться с особенностями языковых и невербальных систем, элементами общественного сознания иной культуры. Именно в такую ситуацию попадает индивид, осуществляя совместную трудовую деятельность с представителями иной культуры, поскольку в пределах рабочего места осуществляется активное взаимодействие с ними.

Самыми заметными отличиями, на первый взгляд, являются язык человека и его манера одеваться. Но этими аспектами культурные различия не исчерпываются. Крайне важно понимать это, чтобы налаживать эффективные межкультурные взаимоотношения. Межкультурное взаимодействие понимается сегодня как соприкосновение и влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности в социальных системах. Основами межкультурного взаимодействия являются: речь и речевая культура, культура общения, поведения в условиях профессиональной деятельности, творчества, труда и быта, самореализации; информационная, профессиональная, нравственная, этическая, нравственная, правовая и политическая культура, а также многое другое. В процессе общения с представителями других культур легко сделать ошибку, ориентируясь лишь на внешность человека или на прямое значение его слов.

Можно предположить, что каждая школа - это своеобразное «государство» в нашей большой России. И на жизни и деятельности таких «государств» отражаются все социокультурные изменения, которые происходят в России. Одно из таких явлений - это массовая этическая миграция, которая происходит в последние годы в России. Как это касается школ? Каких требует изменений? Теория и практика здесь не достигли еще требуемого консенсуса.

В круг приоритетных задач социально-педагогической деятельности нашей школы, как и многих других российских общеобразовательных школ, входит задача создания благоприятных условий для развития каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей. Сегодня к этому списку добавились этнокультурные особенности обучающихся, а вместе с тем и вопрос межкультурного взаимодействия. Без вдумчивого, разностороннего рассмотрения этой предельно важной педагогической проблемы трудно представить себе возможность создания благоприятной среды для успешного сотрудничества всех участников целостного образовательного процесса. Мы убеждены, что нужны слаженные действия всей команды педагогов школы, а не только самоотверженные профессиональные усилия одного педагога.

Известный отечественный психолог Н. М. Лебедева, обобщая накопленный на сегодняшний день опыт, констатирует, что этнические мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры, а дети и их обучение в школе представляют собой одно из звеньев такого взаимодействия Сразу заметим, обучение детей в школе, есть только лишь одно звено, на которое нельзя возлагать ответственность за всю систему таких взаимодействующих звеньев. Собственно для школы Н. М. Лебедева выделяет следующие ключевые проблемы:

1)Дети этнических мигрантов в принципе не посещают школу, либо посещают ее нерегулярно, без особого желания, с чувством повышенной тревожности;

2) Воспитание межкультурной толерантности в школьном коллективе - весьма непростая проблема, которая существует в современных условиях.

В общешкольном коллективе детей возникает необходимость воспитания межкультурной толерантности.

Для самих детей этнических мигрантов, да и в целом для их семей, возникает предельно сложная психологическая проблема: какой способ в стратегии общения и жизни избрать? Культурную ассимиляцию? Культурную интеграцию? Или, может быть, аккультурацию?

Игнорировать эти проблемы нельзя. Их надо последовательно решать. В том числе и в таком важном звене межкультурного взаимодействия как школа. От учителей здесь требуется особого рода чуткое понимание детей, наличие высокоразвитого чувства межкультурной толерантности, а также владение многочисленными, но не шаблонно повторяемыми способами этически корректной поддержки таких детей, особенно в период их первичной адаптации к новой социальной среде, стране, школе.

Наша школа небольшая, всего 354 обучающихся. Но даже в такой, казалось бы, небольшой школе обучаются дети различных национальностей: узбеки, таджики, армяне, грузины, белорусы, азербайджанцы, украинцы и, конечно, русские.

Культура и традиции мигрантов вызывают непонимание и неприятие среди значительной части населения. Часто такое заранее запрограммированное отношение дети «приносят» в школу из семьи. Но проблема обоюдна: зачастую для мигрантов является неприемлемым образ жизни коренного населения, а традиции и культура непонятны.

Межкультурной коммуникации можно добиться путем изучения и понимания, а также, что немало важно, и принятия культуры других субъектов общества. В воспитании межкультурной толерантности в школе мы работаем одновременно в трех направлениях:

1. Изучение культуры и традиций народов мира;

2. Погружение в культуру и традиции народов мира;

3. Принятие культуры и традиций народов мира.

Для достижения поставленных задач мы обращаемся к проведению следующих мероприятий:

  • Классные часы о важности межэтнической толерантности;
  • Индивидуальные беседы, иногда даже с привлечением инспектора ПДН, с детьми (обучающимися), которые нарушают права и унижают детей других национальностей;
  • Немаловажным аспектом нашей деятельности является просветительская работа не только с детьми, но и с родителями;
  • Проводятся совместные мероприятия спортивной, культурной, социально-педагогической направленности, мероприятия по здоровому образу жизни;
  • Спортивные мероприятия в нашей школе проводятся довольно часто. Это и «Веселые старты», и «А ну-ка, юноши!», и соревнования между учителями и детьми;
  • Проводимые концерты ко Дню Матери, Ко Дню Учителя, К 8 Марта, Новогодние капустники представлены номерами детей всех возрастных групп и национальностей. Дети исполняют как русские народные, так и традиционные танцы и песни других народов. Особенно любимыми и почитаемыми являются танец «Лезгинка», песни «А я живу в России», «Русские березки»;
  • Часто учащиеся совместно с педагогами нашей школы посещают музеи, выставки, театры. Например, Российский этнографический музей, по программе «Познаем народы России и мира - познаем себя». Вопросы творчества, взаимосвязи культуры и нравственности, исторический характер, роль самообразования и многое другое прекрасно показаны в прозе Евгения Замятина, Федора Сологуба, Михаила Булгакова, музыке Дмитрия Шостаковича, живописи Кустодиева и в творчестве многих других представителей отечественной художественной культуры.
  • Учащимися был прослушан курс лекций и для них были организованы и проведены мастер – классы по темам: «Древняя письменность на Кавказе», «Обучение элементам традиционных танцев малочисленных народов Севера», «Традиционные праздники славян», практические занятия по изготовлению изделий из бересты и войлока;
  • Особый интерес у учащихся старшей школы вызвал цикл мероприятий в Музее Истории Религии, где проводились занятия по темам: «Традиционные религии народов России», «Золотое правило нравственности в Священных писаниях», Интеллектуальная игра Брейн – Ринг «История Великой страны в датах, лицах и памятниках»;
  • Традиционно в нашей школе проводятся мероприятия, посвященные Великой Отечественной Войне, где подчеркивается тот факт, что за Победу боролись люди нашей многонациональной страны. В рамках таких мероприятий регулярно проводятся беседы с героями – участниками Великой Отечественной Войны. Одной из них является Ирина Альфредовна Тыруль, отец которой был родом из Латвии и сражался за Родину в рядах советских войск;
  • Регулярным является и посещение музеев, касающихся героического прошлого нашего родного города: Музея Обороны Ленинграда, Музея Блокады Ленинграда, Особняка Румянцева;
  • Традиционными стали недели Русской Национальной кухни, Британской кухни, Неделя Украинской культуры.

Посредством проводимых в нашей школе мероприятий также происходит интеграция детей – мигрантов в социокультурную среду нашего общества, их знакомство с нравами, традициями, обычаями, историей русского народа. В результате чего стираются все межкультурные границы. Дети чувствуют единой социальной общностью огромного многонационального государства – России.

Кроме того, мы ведем целенаправленную работу с членами нашего педагогического коллектива, призываем их не оставлять без внимания нарушения, не быть равнодушными, и везде - и на уроках, и на внеклассных мероприятиях, пропагандировать это истинно человеческое чувство межкультурной толерантности. Особенно очевидно это происходит на уроках географии, литературы, обществознания, истории, иностранного языка, биологии.

Можно сказать, что детям нашей школы повезло: острых межэтнических конфликтов у нас нет. Но мы помним, что болезнь легче предупредить, чем ее в дальнейшем лечить. Более того, мы знаем, что воспитание межкультурной толерантности - это работа не одного дня, это система действий не одного человека, а плод труда всего воспитательного коллектива школы. И необходимо держать под строгим контролем ситуацию профилактики межкультурных этнических конфликтов.

Восточная мудрость гласит: скажи мне, - и я забуду, покажи мне, - и я запомню, сумей увлечь меня,- и я научусь. Вот и коллектив нашей школы в своей работе ориентируется на вовлечение детей – мигрантов в русскую культуру и традиции, а мы, в свою очередь, стараемся научиться понимать и принимать культуру других народов.

 

Литература

1. Боровиков Л. И. Народные педагогические традиции в системе общественного воспитания по месту жительства. Памятка-программа для определения целевых задач опытно-поисковой работы // Сельская школа в системе социального воспитания: научно-методический бюллетень / под ред. М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 46-57.

2. Конопецина А.П. Воспитание межэтнической толерантности в сельской школе, http://www.sibvido.ru/node/276

3. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебное пособие. М.: Ключ-С, 1999. 224 с.

4. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. – М.: РУДН, 2009. – 420 с.: ил.

 

 

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ

ВОСПИТАНИЯ

 

В этом номере своими размышления о воспитании культурой Санкт-Петербурга делится заместитель директора по ВР Клименко Ольга Леонидовна…

 

Воспитание культурой Санкт-Петербурга

Клименко Ольга Леонидовна,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.