Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заместитель директора по ВР




В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу. Но что важнее: быть хорошим учителем или хорошим классным руководителем? Что должно лидировать: оценка по предмету или воспитание Человека?

Говорят, «Хороший – человек – не профессия» … Почему же основное внимание уделяется компетентности, толерантности, креативности? Почему забывают о таких понятиях как душевная чуткость, забота о ближнем, доброта?

Сегодня подростки – самая страдающая часть общества.

Воспитание держится на передаче культуры, человеческого опыта из поколения в поколение, а за последние годы произошел разрыв таких связей.

В подростковой среде внедряется идея социального расслоения: богатые и бедные.

Подростки ориентируются на звезд эстрады, так как именно их средства массовой информации преподносят как современных героев. Ежедневно благодаря СМИ учащимся навязывается "карнавальный" образ жизни. А когда педагоги говорят, что и работать надо, они смотрят непонимающе и не верят.

За последние годы изменилось и содержание понятия «патриотизм» как в общественном сознании, так и в его понимании новыми поколениями. У значительной части детей и молодежи, выросших в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.

Таким образом, необходим поиск новых форм нравственного воспитания. Именно в стенах школы следует активно приобщать учащихся к истинной культуре, развивать художественный вкус, прививать чувство патриотизма и формировать навык здорового образа жизни. В процессе воспитательной работы необходимо развивать социальную память - способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений, использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков.

На современном этапе система образования видит задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях. В организации воспитания по данному направлению следует исходить из того, что Санкт-Петербург является мировым центром просвещения, образования и культуры. Необходимо использовать уникальную роль искусства, заключающееся в произведениях искусства глубокое психологическое и социальное содержание для становления личности школьника, передачи духовного опыта поколений. Общение с искусством должно быть процессом самопознания и самовоспитания.

Сегодня содержание современных образовательных программ обладает значительным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках классно–урочной системы, так и во внеурочное время.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и театров являются одним из доступных видов досуговой деятельности для детей Санкт-Петербурга. В сложившейся ситуации в нашей стране далеко не каждая семья может посвятить своим детям выходные дни для посещения музеев и театров. В этом есть и финансовые причины и временные. Но дети, живущие в культурной столице России должны знать и уважать культуру и историю родного города, родной страны. Сегодня потенциал Петербурга необычайно велик: более 100 государственных и около 50 частных музеев, около 40 библиотек свободного доступа, десятки театров и театральных студий, выставочные и концертные залы, сотни экскурсионных маршрутов. Многие организации, деятельность которых связана с детским и подростковым досугом, ведут грамотную ценовую политику, что делает экскурсии и культпоходы доступными практически для всех. Проводятся в том числе и благотворительные, бесплатные экскурсии, спектакли, концерты.

При организации досуговой деятельности посещение объектов культурного и исторического наследия должно занимать одно из первых мест. Необходимость приобщения ребенка к культуре стала особенно очевидна в последние 10-15 лет. Особенно важно вести эту работу спланировано, целенаправленно и систематично, четко определив цели и задачи. Главной целью является создание условий для ознакомления с опытом мировой культуры. Здесь важно понимать, что к культуре относятся не только музеи и театры, к культуре относятся продукты любой деятельности человека – машины, станки, современные технологии. Изучение во внеурочное время культурного наследия должно включать в себя и производственный раздел – посещение заводов и фабрик, компьютерных залов, что поможет скоординировать и сделать более «осязаемой» работу по профориентации подростков.

Безусловно, необходимо при организации досуговой деятельности продумать организацию дифференцированного подхода. Необходимо развивать не только общий культурный уровень, но и предоставить возможность выбора интересов детей и их развития.

Таким образом, проведенная работа позволит не только повысить уровень развития ребенка, но и даст возможность определить круг интересов, предпочтений обучающихся.

Во время экскурсий, походов в театр, других внеурочных мероприятий налаживается контакт между педагогами и учащимися, что формирует у ребенка более позитивное восприятие школы, а взрослому позволяет лучше понять и почувствовать чаяния детей. Все это способствует взаимопониманию, что в свое время положительно скажется и на образовательном процессе.

Сегодня существует много проблем в общение «родитель – школа», в решении их может помочь участие в культпоходах родителей.

Система приобщения к культурному наследию Северо-Запада включает в себя:

основное образование;

● внеклассную работу по предмету;

● работу классного руководителя с ученическим коллективом;

● дополнительное образование.

В рамках основного образования вопросы приобщения молодежи к культурному наследию раскрываются на уроках литературы, истории города, МХК, музыки, искусства. Внеурочная работа по этим предметам должна быть органично вписана в тематическое планирование каждого курса. Важно помнить, что экскурсия или посещение театра не может заменить урок, может только способствовать расширению знаний по теме или их закреплению.

Классный руководитель, планируя работу с классом на месяц, четверть, год, и имея возможность посещать музеи, выставки, театры только по выходным и в вечерние часы, проводит отбор таковых мероприятий, учитывая пожелания самих учащихся. Очень важно сделать так, чтобы воспитанникам было интересно. Их досуг не должен быть им «в тягость».

Однако, цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Огромные возможности сегодня открывают система дополнительного образования и система внеурочной деятельности: органически сочетают разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности.

Весь этот комплекс мер помогает решать целый ряд вопрос воспитательного характера:

● воспитание патриотизма;

● профилактика правонарушений;

● воспитание толерантности.

А, в целом, создание условий для гармоничного развития личности, для которой умение быть хорошим человеком является не профессией, а образом жизни.

 

 

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.