Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждение!




Некоторые аспекты проведения психологом беседы с осужденными, поступающими в карантинное отделение исправительного учреждения

Предварительная диагностика начинается уже с первой встречи психолога с осужденным в карантине, в процессе которой выявляются его основные проблемы и значимые индивидуальные черты. Информация, полученная из личного дела, визуальной диагностики, интуиции и демонстрации негативных форм поведения некоторой частью осужденных, не является полной и может быть ошибочной[34].

При всем многообразии тестовых и проективных методик важное место в процедуре обследования в карантине принадлежит психологической беседе, как наиболее универсальному методу, с помощью которого можно получить данные о разных проявлениях психической жизни человека. Осужденные, впервые попавшие в места лишения свободы, настороженно относятся к процедуре диагностического обследования, зачастую отказываются принимать участие в тестировании, считая, что это способно навредить им. Поэтому от того, какое первое впечатление сложится у них от встречи с психологом, будет во многом зависеть исход обследования и последующего контакта. На встречу с осужденными психолог должен приходить в гражданской одежде, так как форма всегда ассоциируется осужденным с принадлежностью ее обладателя к «аппарату подавления» и не способствует к откровенности и доверию.

Присутствие посторонних лиц (охраны) в помещении во время собеседования с одной стороны усиливает безопасность психолога на случай неадекватного поведения осужденного (захват заложника, агрессия), с другой – препятствует установлению доверительных отношений.

Однако, учитывая, что превалирует все же безопасность сотрудника, сопровождающие преступника лица должны находиться поблизости. Альтернативой могут быть лишь надежные ограждения из металлической сетки или небьющегося стекла с узким окном, применяемые в пенитенциарных учреждениях ряда стран.

Беседа строится в стиле непринужденного разговора, в спокойном тоне.

Психолог представляется и кратко объясняет цели беседы.

Например: «Меня зовут Алексей Владимирович, я психолог этого учреждения. У нас принято, чтобы каждый, кто к нам попал, имел возможность побеседовать с психологом. Возможно, Вам понадобится моя помощь, чтобы разобраться со случившимся, с самим собой, получить моральную поддержку и т.д.».

Такт и сдержанность со стороны психолога – обязательные условия проведения беседы, даже при наличии негативных и циничных эмоциональных проявлений со стороны осужденных, порождаемых условиями ограничения свободы и прошлым социальным опытом общения.

Для установления психологического контакта психолог может использовать коммуникативные приемы, способствующие лучшему установлению контакта. При этом он должен вести себя естественно, внимательно слушать, проявлять интерес к делам и установкам осужденного.

Спокойный, непринужденный разговор, начатый с любого бытового, жизненного, литературного вопроса будет иметь больший успех и продолжение, чем возвращение к обстоятельствам преступления или вопрос: «Как ты дошел до жизни такой?».

Не следует подчеркивать разницу в социальном статусе и должностном положении между психологом и осужденным. В то же время недопустим фамильярный стиль общения, проявление назойливости и грубости.

Нежелательно использование малозначащих дежурных фраз: «Ну, как живешь?», «Как дела?». Осужденный, впервые попавший в любое исправительное учреждение, даже независимо от внутреннего состояния, все равно, будучи настороже, станет присматриваться к обстановке и окружающим. От того, как воспримет он собеседника, во многом зависит и степень доверия, и результат беседы и дальнейшей работы с ним.

Первое собеседование в карантине лучше провести в форме смешанного интервью, которое дает более широкие возможности для получения общего представления о человеке.

Психологической беседе в карантине предшествует подготовительный период, включающий изучение материалов личного дела осужденного, мысленного составления плана беседы, тщательного продумывания вопросов. Однако следует отметить, что некоторые опытные психологи, в совершенстве владеющие техникой проведения беседы, все же предпочитают работать с «чистого листа», чтобы обстоятельства дела и результаты предшествующих обследований не влияли на создание «первого впечатления», а знакомство с материалами личного дела оставляют на последующий период.

При анализе личного дела следует представить общую картину жизни осужденного, выявить неблагоприятные условия, способствующие преступному поведению, а также положительные качества, которые в дальнейшем можно использовать в психологической коррекции и воспитательном процессе.

При изучении материалов личного дела осужденного необходимо уделить внимание следующим аспектам:

· образовательный уровень: сколько лет осужденный учился в школе, с какого возраста (наличие заболеваний, отставание в развитии, тяжелые бытовые условия, не позволившие начать обучение вовремя), полученное образование, трудности при обучении, оставался ли на второй год и т.д.?

· трудовая деятельность: где и кем работал, как характеризовался на работе, какие складывались отношения с коллективом, в котором работал?

· семья, отношения с близкими;

· мотивы криминального поведения;

· преобладающие черты характера;

· отношение к алкоголю и наркотикам;

· имело ли место антисоциальное и криминальное поведение до ареста?

В ходе беседы, кроме уточнения ряда обстоятельств, указанных в материалах личного дела, целесообразно проявить интерес и внимание к его склонностям и профессиональной деятельности, не связанной с криминальным прошлым. Начав разговор о профессии или семье, можно перейти к обсуждению нравственно-эстетических вопросов. При этом не следует вступать в спор и пытаться доказывать «свою правоту». Ваша цель – более глубокое изучение личности осужденного, а не его «перевоспитание».

Доверительная беседа еще не гарантирует получение достоверной информации о личности осужденного и его жизненном пути. В ее процессе осужденный может стараться показать себя с «лучшей стороны», избегая неприятных для него воспоминаний, давая ложную интерпретацию обсуждаемых событий. Либо, наоборот, подчеркивая собственную «исключительность» и «бывалость», старается «шокировать» психолога рассказами, «насколько он плохой» и «совсем пропащий». Важно отмечать не столько то, что говорит осужденный, сколько, как он говорит, как относится к сказанному (равнодушно, оживляется, с иронией и т.д.), как оценивает свои поступки и т.д. Иными словами, беседа должна сопровождаться ненавязчивым наблюдением за собеседником.

Часто доверительный, доброжелательный тон начала беседы вдруг нарушается и осужденный замыкается в себе или, напротив, старается переключиться на другую тему. Постарайтесь понять причину. Чтобы не отклониться от цели беседы, основную ее часть можно планировать по смысловым блокам. Однако это не означает, что беседа должна строиться по шаблону или подчиняться какому-либо стандарту. Содержание каждого раздела должно зависеть от индивидуально-психологических особенностей осужденного и данных о нем.

Примерный план смысловых блоков:

· условия воспитания и образования – родительский дом, количество детей в семье, профессия отца и матери, интересы в школе и дома, успехи взаимоотношений с родителями, товарищами и учителями;

· профессиональное обучение – какой специальностью овладел, о какой мечтал, учеба в ПТУ, колледже или техникуме, вузе, лучший друг, его интересы;

· семья – взаимоотношения с женой, детьми, переписка, планируемая помощь семье, забота о воспитании детей;

· первая судимость – когда, за что;

· последующие судимости – когда, за что;

· планы на будущее – не имеет (не представляет, не задумывался); имеет, но малореальные; реальные; какие трудности представляет себе после освобождения, как предполагает их преодолевать, как оценивает свои возможности.

Значение вопросов о планах на будущее состоит в том, чтобы осужденному уже в самом начале отбывания наказания внушить, что жизнь еще «не потеряна», что у него есть шансы строить ее по-новому. Кроме того, обсуждение этого вопроса как бы подталкивает его на поиски рационального решения, в какой-то мере внушает надежду, оберегая от влияния воздействия криминальной среды и лиц с отрицательной направленностью.

В беседе каждый последующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создавалась в результате ответа на предыдущий вопрос.

Вопросы должны быть точными и понятными, построенными с учетом индивидуально-психологических и интеллектуальных возможностей опрашиваемого. Они могут быть как прямыми, так и косвенными. Их постановка должна придерживаться цели изучения и способствовать выяснению жизненных ситуаций, которые сыграли основную роль в криминогенном развитии личности преступника. Следует помнить, что обилие вопросов в беседе, а также ведение их в стиле «допроса» крайне вредно. Лучше более основательно коснуться лишь части из них, оставляя ощущение недосказанности у собеседника и стремление в дальнейшем обговорить их с психологом или обдумать с самим собой, чем получить поверхностные ответы на «все сразу». Беседа психолога с осужденным – это не просто сбор информации, а мощное психологическое воздействие на него.

Каждый специалист имеет свою манеру общения, отражающую его индивидуальность и опыт. Поэтому не следует копировать проведение беседы с особенностей общения другого лица, пусть даже более опытного. Не следует в процессе общения открыто пользоваться «шпаргалкой» или «стенографировать» ответы собеседника. Лучше сразу объяснить, с какой целью делаются записи. Это поможет снять напряжение. Можно производить в ходе беседы короткие записи, кодированные по определенным вопросам, незаметно для собеседника. Запись по памяти часто приводит к потере информации, значительно искажает ответы. Однако при острых конфликтах и неустойчивом поведении осужденного этот способ вполне себя оправдывает.

Не следует отвлекаться во время общения или демонстрировать свою «занятость» и спешку. Это лишь рождает недоверие и вызывает раздражение. Если Вы не готовы к проведению беседы, лучше отложите ее на некоторое время, а к вопросам, которые Вы забыли затронуть, можно вернуться в следующий раз.

Беседу следует закончить так, чтобы у осужденного оставалась возможность вновь обратиться к психологу за помощью и советом.

Методика собеседования психолога с осужденным отличается от беседы, проводимой социальным работником и воспитателем по манере ее проведения и содержанию. Это связано с различными целями ее проведения и имеющимися в распоряжении этих специалистов методов исправительного воздействия. К примеру, целями воспитателя является нахождение оптимальных способов влияния на данного индивида, выяснение установки личности на исправление, выявление положительных качеств,на которые можно опереться. Социального работника должен, в первую очередь, интересовать социальный статус обследуемого (условия жизни, наличие постоянной работы до осуждения, специальности, документов, прописки, жилья, куда можно возратиться по отбытию наказания и т.д), т.е. перед ним не стоит задача раскрытия внутреннего мира осужденного, мотивов его поступков, соответственно стиль общения должен быть более конкретны и деловым.

1.4.2. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения [35]

В числе приоритетных задач, стоящих перед психологами, является подбор средств, позволяющих эффективно определять выраженность девиантных проявлений осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы и нахождение адекватных способов воздействия на них.

В научном и прикладном планах проблема девиантного (отклоняющегося) поведения представляется чрезвычайно актуальной и является предметом изучения права, социологии, медицины, педагогики и психологии. Учитывая междисциплинарный и дискуссионный характер этого феномена, следует рассматривать его как относительно устойчивое (стойко повторяющееся) поведение, не соответствующее официально установленным нормам и правилам, причиняющее реальный ущерб окружающим, а также самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Данное определение носит рабочий описательный характер и нацелено на психокоррекционную и профилактическую работу с осужденными, имеющими поведенческие нарушения. Помимо этого, оно позволяет наметить пути классификации поведенческих отклонений личности и оценить результативность коррекционных программ в период отбывания наказания.

Ключевой целью использования методов психодиагностики является нахождение взаимосвязей между теми или иными девиантным проявлениями, ситуативными переменными и индивидуально-личностными особенностями осужденных. В содержательном плане спектр решаемых психодиагностических задач выглядит следующим образом:

· изучение личностных особенностей осужденных, прежде всего системы их межличностного взаимодействия;

· выявление сферы психотравмирующих переживаний и природы конфликтных ситуаций;

· проведение психологического мониторинга психических процессов и текущих состояний;

· анализ и прогнозирование девиантных проявлений;

· нахождение и выбор адекватных психокоррекционных техник;

· оценка эффективности применяемых методов воздействия.

Для практической реализации вышеперечисленных задач можно использовать возможности индивидуально-типологического подхода, разработанного в современной дифференциальной психологии.[36]

Опираясь на теорию ведущих тенденций Собчик Л.Н. и концептуальную модель личности можно сравнить ее с деревом, «корни» которого уходят в генетически обусловленную почву. «Ствол» личностного древа отражает сочетание эмоционально-динамических характеристик человека с мотивационной и интеллектуальной составляющими, взаимное переплетение которых проявляется как характер. «Крона» охватывает иерархию ценностей и морально-нравственных элементов личности, являющихся результатом переработки социального опыта. Причем, социальная детерминация оказывает постоянное влияние на образ жизнедеятельности человека. Вследствие этого даже темперамент и характер человека, как производные основных свойств нервной системы (Небылицин В.Д.), не являются строго прямым продолжением унаследованных (врожденных) свойств. Эти свойства или ведущие тенденции усиливаются, частично нивелируются или берутся под контроль в зависимости от мощности средовых воздействий.

В повседневной жизни их роль отражается в типе реагирования на экстремальные условия, непосредственных поведенческих реакциях, стиле переживания, направленности межличностного общения, особенностях мышления, выборе моральных ценностей и т.д. Конкретный индивидуальный «срез» соответствует тому уровню, который может быть определен как «стволовая» часть дерева. Он представляет собой тот или иной репертуар личностных особенностей или ведущих тенденций.

По существу они являются узловой подструктурой личности, которая отражает не только индивидуально-психологические свойства, но и позволяет с условной долей вероятности говорить о генетическом «прошлом» человека. В прикладном плане важным является и то обстоятельство, что указанные составляющие имеют прогностическое значение, поскольку определяют тип реагирования, а также защитные реакции в стрессовой ситуации. Таким образом, они представляют собой опорные показатели, с учетом которых возможно прогнозировать поведение и наметить адекватные пути его коррекции.

Общая логика изучения индивидуально-личностных особенностей осужденных должна учитывать преемственность различных уровней поэтапного развития индивида и формирования личности. Крайне важно использовать комплексный, целостный подход к пониманию личности как единства биологического, психологического и социального факторов. Как уже указывалось, присущая каждому человеку ведущая тенденция определяет стилевой тип реагирования, является базовой по отношению к другим психологическим свойствам.

Присущие человеку ведущие тенденции пронизывают все этапы его становления – от индивидуально-типологической предиспозиции личностных черт до вектора социальной направленности и характера общения. Если интерпретировать личностный конструкт, основываясь на ведущих тенденциях, то появляется тот единый стержень, который придает индивидуальный стиль на разных уровнях социального функционирования человека.

Их определяющая роль сказывается в типе реагирования на стрессовые ситуации, непосредственных поведенческих реакциях, типе межличностного общения, выборе моральных ценностей.

На основании многолетней практики использования психодиагностических методов предложена система признаков, которая охватывает фактически все разнообразие типологических вариантов, наблюдаемых у человека. Выделяется восемь ведущих тенденций, каждая из них имеет противодействующую антитенденцию.

Например, интроверсии противопоставляется экстраверсия, ригидности (тугоподвижности нервных процессов) – эмоциональная неустойчивость (лабильность), спонтанности (раскованной самореализации) – сензитивность (впечатлительность, чувствительность к требованиям окружающей среды), тревожности (повышенной ранимости, преобладанию реакций страха) – агрессивность (стеничность, наступательность, жесткость). Когда эти свойства выражены умеренно, а полярные характеристики уравновешены между собой, то можно говорить о «нормальной», сбалансированной личности.

Усиление или преобладание какой-либо тенденции в качестве ведущей, проявляется выраженной чертой характера. Более яркий дисбаланс определяется как личностная акцентуация, при которой могут в зависимости от степени выраженности отмечаться различные проблемы социально-психологической адаптации. В тех случаях, когда ведущая тенденция не компенсируется антитенденцией, мы сталкиваемся с психопатическим паттерном личности, приводящим к социальной дезадаптации[37]. Достоинством предложенной модели психодиагностической работы является то, что она позволяет сопоставлять результаты тестирования, полученные на основе проективных и стандартизированных методов исследования, а также показатели субъективных самоотчетов.

В число предпочтительных методов изучения девиантных форм поведения осужденных входят:

· стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, адаптированный и модифицированный тест MMPI, выявляющие эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы[38];

· модифицированный восьмицветовой тест Люшера, раскрывающий особенности актуальных состояний и адаптивные возможности личности[39];

· метод диагностики межличностных отношений (ДМО), основу которого составляет адаптированный тест Т. Лири, позволяющий выявить субъективную самооценку обследуемого в сопоставлении с идеальным образом «Я», например, выраженность лидерских черт[40].

В дополнение к указанным методикам рекомендуется использовать 16-ти факторный опросник изучения личности Кеттелла, однако надежность этой методики значительно уступает СМИЛ, в то же время он более компактен и удобен при проведении массовых исследований. Модифицированная методика Сонди при грамотном применении является существенным инструментом, позволяющим развеять догадки или сомнения психолога относительно природы и механизмов девиантного поведения[41].

Хорошо зарекомендовали себя фрустрационной тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест (ТАТ), проективный тест Роршаха и другие.

Проведенный статистический анализ результатов, полученных с помощью вышеприведенных методик, обнаружил достоверные связи между факторами, выявив тем самым их феноменологическую близость. Предложенный подбор методик представляется оптимальным в плане сравнительного анализа структуры личностных свойств. Согласно результатов прикладных исследований показатели интроверсии-экстраверсии, тревожности-агрессивности, эмоциональной лабильности-ригидности, сензитивности-спонтанности оказались значимо связаны с объективно наблюдаемыми типологическими свойствами (коэффициент корреляции колебался в пределах 0,63 и 0,86)[42].

Следует отметить, что тестовые батареи должны формироваться таким образом, чтобы конкретные методики адресовались к определенному уровню изучения личности. Так, метод цветовых выборов (МЦВ) ориентирован, главным образом, на неосознаваемые аспекты переживания, «бессознательные», не подвластные осознанному контролю уровни личности. Стандартизированная методика изучения личности (СМИЛ) выявляет психологические характеристики, позволяющие судить о типе реагирования, стиле поведения в группе, социальной направленности, настроении и уровне общей активности обследуемого. Метод диагностики межличностных отношений отражает характер взаимодействия осужденного с ближайшим социальным окружением, а также степень рассогласования между актуальным и идеальным «Я» индивида.

В практике психодиагностики применение системного подхода затрагивает разные уровни индивидуально-личностных свойств – эмоционально-динамический, отражающий конституциональные особенности индивида, характерологический, проявляющийся в стереотипах поведения (переживания, стиль мышления, мотивационная направленность) и социально-личностный, обусловленный иерархией ценностей и морально-нравственными установками человека.

Поскольку социально-личностный уровень жестко контролируется сознанием, он главным образом ориентирован на идеальное «Я» и имеет декларативный установочный характер. Для удобства интерпретации указанные три уровня обозначаются как бессознательный, субъективно переживаемый и декларативный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.