Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психологической работы с несовершеннолетними осужденными, склонными к токсикомании




Травматическое поражение головного мозга

Эпилепсия

В клинике группы болезней, объединенных названием «эпилепсия» могут наблюдаться кратковременные судорожные и бессудорожные параксизмальные состояния, острые и затяжные психозы, изменения личности и слабоумие.

Судебно-психиатрическая оценка нарушений психики, свойственных эпилептической болезни, очень сложна, так как даже при проведении стационарной экспертизы не всегда можно наблюдать эпилептические припадки и их эквиваленты[98]. При установленном диагнозе не менее сложно доказать наличие или отсутствие тех или иных судорожных припадков или состояний нарушенного сознания в момент совершения преступления. В связи с этим в ВК встречаются осужденные, страдающие различными формами эпилептических болезней.

Эпилепсию следует отличать от симуляции, эпилептиформных состояний истерического, травматического или сосудистого генеза.

 

По разным данным, на территории России ежегодно получают повреждения головного мозга свыше 1200 тыс. человек. В структуре инвалидности, причин смерти черепно-мозговые травмы (ЧМТ) и их последствия занимают второе место после сердечно-сосудистой патологии. Наибольшее число ЧМТ наблюдается среди подростков, причем многие из них при «легких» ЧМТ за медицинской помощью не обращаются. Между тем, отдаленные последствия нелеченных «легких» ЧМТ могут быть не менее серьезными, чем при «тяжелых».

Отдаленный период травматической болезни головного мозга, кроме неврологических расстройств, может сопровождаться существенными нарушениями психики. Нарастает аффективная (дефект в эмоциональной сфере) патология в виде депрессивных нарушений, колебаний настроения вплоть до аффективно-взрывчатых, брутальных реакций, обидчивости, неадекватности реагирования на внешние воздействия. Нарушается критика, огрубляется интеллект, снижается морально-этический порог. Возможны появления пароксизмальных расстройств и состояний измененного сознания. Снижается сопротивляемость организма к влиянию алкоголя и наркотиков. Противоправные деяния лиц с травматическим поражением головного мозга чаще направлены против личности, имеют насильственный характер, отличаются жестокостью, переживанием чуждости содеянного и непринятию мер по сокрытию преступлений.

 

«Токсическими», в плане злоупотреблений с целью получения желаемого психического эффекта – эйфории, зрительных галлюцинаций и т.д., называются вещества, обладающие психотропными свойствами, но не относящиеся к реестру наркотических средств, определяемого Всемирной организацией здравоохранения.

Наибольшее распространение получило злоупотребление летучими токсическими веществами: ацетон, бензин, трихлорэтилен, вещества, преимущественно алифатического ряда, входящие в состав синтетических клеев, растворителей, очистителей, лаков, красок, дезодоранты и т.д.

Последствия злоупотреблений этими веществами на психику человека могут быть даже более тяжелыми, чем при злоупотреблении наркотиками[99].

Главной причиной «популярности» токсических веществ является их доступность и отсутствие уголовной ответственности за их хранение и распространение, в отличие от наркотических веществ. Сдерживающим фактором является непредсказуемость тяжелых последствий, нередко ведущих к летальному исходу (поражение почек, печени) или грубым психоорганическим дефектам. Поэтому злоупотребление токсическими веществами приходится, главным образом, на детский и подростковый возраст. Формирующийся в этот период дефект остается на всю последующую жизнь в виде патологических изменений в париенхиматозных органах и головном мозге.

Наиболее типичным способом применения летучего токсического вещества является смачивание им комка ваты или тряпки и закладывания ее в трубку из обычной бумаги. Свободный конец трубки держится у рта, через него производятся глубокие вдохи (при осмотре в углах рта и на губах могут быть заметны специфические изменения). В паузах между вдохами трубка пережимается, чтобы предотвратить лишнее испарение жидкости.

Использование целлофановых пакетов, надеваемых на голову, в настоящее время стало значительно реже, так как в этом случае высока вероятность смерти: человек при вдыхании ингалянта, теряя сознание, уже не в состоянии снять с головы целлофановый пакет, а смоченная летучей жидкостью тряпка просто выпадает из рук и действие токсического вещества прекращается.

Ведущим психическим расстройством при ингаляции летучих токсических веществ является эйфория (повышение настроения без критического осмысления текущей ситуации). Одновременно наблюдаются взаимопереходящие друг в друга синдромы нарушенного сознания с дезориентировкой в месте и времени. Оглушение перемежается с кратковременными делириозными эпизодами, часто со сценоподобными галлюцинациями привлекательного, иногда эротического содержания («мультики»). В отличие от алкогольных психозов страха не возникает.

Возможно бредовое толкование действительности, иллюзорных и галлюцинаторных переживаний. Каждый вид токсического вещества имеет свою специфику воздействия на психику, вследствие чего одни из них более «популярны», к другим прибегают либо по незнанию, либо в исключительных случаях.

Предположить злоупотребление несовершеннолетним осужденным токсическими веществами можно по внешним признакам: специфический запах при дыхании и от одежды, нарушение координации движений в виде шаткой и неуверенной походки, краснота кожи верхней части лица, психомоторная заторможенность (двигательная, речевая, мимическая), расширение зрачков, учащение дыхания, сухость слизистых, инъецирование (покраснение) склер глаз, нистагм (непроизвольные движения глазных яблок) и т.д.

Практически все, что предшествовало делириозным эпизодам, амнезируется (забывается), однако галлюцинаторные картины и приятный эйфорический эффект надолго запечатлевается в памяти, что служит причиной повторных приемов токсического вещества. Появление зависимости, свойственной больше наркотическим веществам, для токсикоманов менее характерно.

Со временем, при злоупотреблении токсическими веществами, становятся характерными немотивированные колебания настроения (от беспричинно веселого, до мрачного и злобного), раздражительность, конфликтность. Аффективная лабильность в течение первого полугодия вдыхания летучих растворителей сменяется вялостью и апатией, появляются многодневные дисфории – злобность, придирчивость, стремление к скандалам и дракам. Параллельно с волевыми и аффективными расстройствами наблюдается интеллектуальный регресс, отмечаются трудности сосредоточения, быстрая утомляемость при умственной работе, затем – расстройства памяти, трудности в использовании прежних знаний, умений и навыков. Развивается органическое поражение центральной нервной системы в форме токсической энцефалопатии, ведущее к грубому психоорганическому синдрому и слабоумию.

Представляя общие закономерности и картину развития токсикомании, психолог в работе с несовершеннолетними осужденными, имеющими склонность к злоупотреблениям ими, должен учитывать следующее:

· в беседах с «группами риска» не следует заострять внимание на описании свойств, действии, ощущений, связанных с приемом токсических веществ, чтобы не стимулировать нездоровое любопытство воспитанников;

· для воспитателей, педагогов, других должностных лиц ВК должно быть предусмотрено проведение специальных лекций с целью ориентировки их в аспектах выявления и профилактики токсикомании;

· в индивидуальных беседах с воспитанником следует уточнить, какие применялись вещества, с какого времени, причины первого и последующих приемов конкретных токсических веществ, в чем он видит привлекательность их приема («вторичные выгоды»), какие эмоциональные переживания вызывались.

· следует уточнить, изменился ли его (воспитанника) характер, появились ли проблемы с памятью, трудовыми навыками, стал ли он испытывать трудности в общении, не снизился ли его статус в значимой для него микрогруппе в связи с приемом токсических веществ и указанными им же изменениями в характере и психике и т.д.;

· объяснить возможные дальнейшие последствия приема токсических веществ со стороны психики (в частности, развитие психорганического синдрома, ведущего к слабоумию, волевые и эмоциональные нарушения). Указать, что такие изменения приводят к падению статуса в значимой микрогруппе (при возможности, привести примеры), постепенной утрате трудовых или иных навыков, имеющихся у осужденного и ценимых им, осложнят адаптацию к жизни на свободе и, даже, в криминальном мире. В ряде случаев можно дать подростку самому прочитать описание грубых проявлений психоорганического синдрома (вплоть до слабоумия) в учебнике или справочнике по психиатрии (многие люди испытывают больше доверия к печатному источнику, чем к объяснению психолога или врача);

· выяснить мнение подростка, что приобретет он и потеряет, отказавшись от приема психоактивных веществ, что мешает ему отказаться от вредной привычки, имеются ли у него для этого необходимые качества (желание, воля), что могло бы заменить утраченное, требуется ли какая-нибудь поддержка, помощь, в чем она могла бы выразиться;

· при проведении психокоррекционных мероприятий можно использовать психотехнологии самых разнообразных направлений (НЛП, логотерапия, арт-терапия, аутотренинги и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.