Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения

В процессе человеческого общения со всей наглядностью про­является различие двух близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное слушание — это слушание без вынесения сужде­ний, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить на­выки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неуме­ние слушать — это наиболее значительная и самая распростра­ненная проблема в общении.

Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к. себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений меж­ду ним и медицинской сестрой.

Можно говорить об эффективном и неэффективном слуша­нии. Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует установлению доверительных отношений. Можно выделить следующие барьеры, мешающие услышать собеседника:

· недоверие к сообщению в целом, если рецепиент считает, что коммуникатор допустил ошибку;

· неприятие другого человека как личности;

· заключение по внешнему виду и/или по манере изложения, стоит ли доверять сообщению;

· влияние собственных предпочтений на слушание сообщения;

· ответ до того, как собеседник полностью выскажет свою точку зрения;

· мысленная репетиция своего ответа, вместо того чтобы направить нее свое внимание на то, о чем говорит собеседник;

· слушание ради согласия, а не ради согласия, а не ради понимания;

· отвлечения;

· желание быть правым, победить, оставить за собой последнее слово;

· фильтрация сообщения через свои суждения о том, как должно или не должно быть;

· захваченность собственными эмоциями эмоциями;

· нежелание учитывать эмоциональное состояние другого человека, его чувства, переживания.

Эффективное слушание это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек может в среднем 15 мин.

Выделяют два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

1. Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (используется, когда для говорящего важна эмоциональная разрядка или на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим). Это слушание с активным использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций, контакта глаз, внимательного интереса и т.п.

2. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается в реальной помощи, при решении определенных проблем).
В данном случае это слушание с использованием открытых и закрытых вопросов, перефразирование слов собеседника, позволя­ющее изложить ту же мысль другими словами, отражение чувств и резюмирование.

Механизмом формирования позитивной среды общения явля­ется предоставление больному психической вентиляции, т.е. воз­можности свободного непрерываемого рассказа о его проблемах. Пациенты, относящиеся к экстравертному типу, открытые для общения, легко идут на контакт с медицинской сестрой и добива­ются психической вентиляции. С пациентами, относящимися к интровертному типу, закрытыми для общения, контакт затруд­нен, несмотря на их большую потребность в психической вентиляции.

Процесс коммуникации упрощается в случае возможности об­ратной связи — проясняющего и очищающего от помех элемента коммуникации. Она выполняет следующие функции:

• несет говорящему информацию о том, как он воспринят в
процессе общения, способствует приобретению собственного «Я»;

• дополняет представление о собеседниках;

• корректирует поведение.

Механизм обратной связи предполагает умение собеседника оценивать собственные действия и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции партнера на сказанные слова.

В общении медицинского работника с пациентом или колле­гой адекватность обратной связи потребностям обоих собеседни­ков-важное и необходимое условие установления доверитель­ных отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние различных факторов на процесс общения | Рекомендации по общению с пациентом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.