Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование международной трудовой миграции

Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходи­мость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

Миграционная политика - это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Цели международной миграционной политики - определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционных процессах.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства. Согласно Программе действий, принятой в 1976г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- и многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время в национальных законодательствах стран обязательно учитываются требования международных конвенций.

Так, одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах - признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.д. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

-организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

-принятием мер против недостоверной информации в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;

-организацией соответствующих медицинских служб;

-разрешением перевозить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов.

В Конвенции содержатся положения, касающиеся найма, размещения и условий труда мигранта. В Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения прав трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Конвенция МОТ провозглашает равенство мигрантов и граждан страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы. Предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ (1962г.) гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев в области социального обеспечения, участия в профсоюзах и соблюдения прочих гражданских прав. Национальная миграционная политика в настоящее время проводится государствами с соблюдением условий международных конвенций.[2, 229-230]

При проведении миграционной политики каждой страной используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников.

Миграционная политика страны-импортера.

Страна-импортер (реципиент) проводит селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для страны рабочей силы. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно расчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по определенным категориям привлекаемого населения (половозрастной состав, образование, состояние здоровья, национальность, личностные и психологические характеристики, профессиональные требования и т.д.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в принимающей стране.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995г. было принято следующее распределение миграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США; 9% прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США 1996г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов и ужесточил требования к их качественным характеристикам [2, 232]

На иммиграцию в страну имеют преимущество

-высококвалифицированные специалисты, связанные с наукоемким производством и другими видами интеллектуальной деятельности, спрос на которых не удовлетворен;

-специалисты с мировым именем в почти любом виде деятельности;

-работники, согласные на тяжелый и вредный неквалифицированный труд по оплате его по минимальной для страны ставке;

-бизнесмены, инвестирующие свой капитал в страну.

Количество требуемых в стране иностранных работников соответствует вполне определенному количеству вакансий. Превышение этого уровня грозит ростом безработицы, снижением оплаты труда на национальном рынке, ростом оппозиции со стороны профсоюзов. Снять подобные негативные процессы в стране позволяет установление, как уже было отмечено выше, иммигрантской квоты, а также временных интервалов пребывания и работы для мигрантов в данной стране.

В некоторых странах практикуется использование программ по стимулированию реиммиграции: выплата материальной компенсации отъезжающим, обучение их новым специальностям, оказание материальной помощи странам-донорам массовой эмиграции.

Инструментом миграционной политики является и выстраивание географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков. Принимая мигрантов, страна-реципиент не должна превышать их оптимального количества. Только в этом случае иммигранты могут безболезненно включаться в экономическую и социальную жизнь принимающей страны.[2, 233]

Миграционная политика страны-экспортера.

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров:

-эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;

-эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;

-требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением

ими в зарубежных странах профессий и образования.

Страна-экспортер рабочей силы решает с помощью эмиграции следующие задачи:

ü ослабление давления безработицы и дефицита валютных

ресурсов (от эмигрантов поступают валютные денежные переводы своим родственникам);

ü формирование национальных квалифицированных кадров за счет

обучения за границей.

В соответствии с поставленными задачами страны-доноры используют

инструменты миграционной политики:

-определение режима миграционной политики (либерального или протекционистского);

-выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере приобретения ими зарубежного образования;

-стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.[6, 98-99]

Государственная миграционная политика это целенаправленная деятельность государства по регулированию про­цессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по ва­лютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых нало­гами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает миг­рантам ввозить в страну по льготным таможенным та­рифам свыше 40 наименований изделий — от сырья до предметов роскоши;

3) специальные эмиграционные программы, дополнитель­но принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. пра­вительство Югославии разработало специальную долго­срочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за грани­цы и их трудоустройству в стране».

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, ра­бота которых за рубежом потребует экспорта отечествен­ной продукции;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи загранич­ных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд не­фтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стра­не после завершения образования за государственный счет.

Иммиграционная государственная политика призвана за­щитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использова­ние их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, бра­тьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие род­ственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; предполагает наличие ква­лификации, особых способностей, опыта частной пред­принимательской деятельности, которые могут оказать­ся полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточ­ный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного зна­чения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание ста­туса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных поли­тик, которые могут применяться одновременно в зависи­мости от категорий мигрантов:

• политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

• политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

политика, разрешающая постоянное проживание иммиг­рантов и предполагающая право на получение граждан­ства.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Так, напри­мер, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии —специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Ав­стралии принимают специалистов с профессиональ­ным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет, на Кипре — 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет;

Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-неф­тяниках 20—40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая со­циальная чистка). Так, в США ограничивается въезд чле­нов коммунистической или любой другой партии тота­литарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работ­ников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше — на 0,5 года, в Норвегии — на 1 год. В Рос­сии, согласно «Положению о привлечении и использо­вании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии за­конов, содержащих подробный перечень профессий, за­ниматься которыми иностранцам запрещено, и косвен­ной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конг­рессом, была благоприятной для жителей Северо-Запад­ной Европы. Реформа иммиграционного законодатель­ства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый им­миграционный закон предоставляет большие возможно­сти для квалифицированных специалистов из стран Ев­ропы.

10. Система санкций, действующих в отношении незакон­ных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно ис­пользующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматри­ваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как пра­вило, три вида программ:

а) программы материальной компенсации предусмат­ривают денежные выплаты иммигрантам за преж­девременное прекращение их деятельности;

б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их тру­доустройство дома;

в) программы экономической помощи регионам мас­совой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по ре­гулированию притока и оттока рабочей силы в зависимос­ти от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования мигра­ционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно на­циональное миграционное законодательство является опре­деляющим в разрешении спорных ситуаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы | Международное регулирование миграционных процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.