Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы федеративного устройства России

Вопросы:

1. Понятие и принципы государственного устройства России.

2. Россия - суверенное государство.

3. Правовое положение субъектов федерации.

Литература:

- Федеральный закон "О Государственной границе Рос­сийской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Феде­рации. - 1993. - N 17. - Ст. 1145.

- Постановление Конституционного Суда РФ от 28 нояб­ря 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Собрание законода­тельства Российской Федерации. - 1995. - N 49. - Ст. 4868.

- Положение о порядке работы по разграничению пред­метов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осу­ществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное Указом Пре­зидента РФ от 12 марта 1996 г. N 370 // Российская газе­та. - 1996. - 14 марта.

- Указ Президента РФ от 22 октября 1993 г. N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" с изменениями от 22 де­кабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительст­ва РФ. - 1993. - N 43. - Ст. 4085

- Указ Президента РФ от 5 октября 1995 г. N 1007 "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституци­онно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. -

1995. - N 41. - Ст. 3875.

- Левин И. Д. Суверенитет. - М., 1978. - Единая конс­титуционная система Российской Федерации. - М.,

1994.

- Ильинский И. П., Крылов Б. С. Новое федеративное устройство России // Государство и право. 1992. - N 11.

- Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Феде­рация в истории России. Книги 1-3. - М., 1992-1993.

1. Вопрос Понятие и принципы национально-государственного уст­ройства Российской Федерации.

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами сос­тавных частей.

Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоя­щее из административно-территориальных единиц. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-тер­риториальных единиц подчиняются центральным органам. У унитарного госу­дарства единая территория, единое гражданство, бюджет и т. д. Администра­тивно-территориальные единицы, как составные части унитарного государс­тва суверенитетом не обладают. В некоторых унитарных государствах име­ются национальные автономные образования, которые также не являются су­веренными.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации ха­рактерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, системы государственных орга­нов, бюджета и т. д.

Субъекты входящие в федерацию, могут быть как суверенными государс­твами, так и государственными образованьями, не обладающими суверените­том. Как правило все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с общефедеральными органами. В парламентах федеративных государств име­ется специальная палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образован­ный на основе международного договора создаваемый для обеспечения об­щих целей и интересов.

Конфедерация не имеет общих единых государственных органов (законо­дательных, исполнительных, судебных). Она не имеет единого гражданс­тва, территории, бюджета и т. д.

Национально-государственное устройство России представляет закреп­ленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов полити­ческое устройство наций на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

В настоящее время национально-государственное устройство России представляет собой сложную систему сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов федерации.

Конституционные основы национально-государственного устройства Рос­сии включают в свое содержание закрепление в нормах первой главы Конс­титуции РФ: распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных за­конов на всей территории, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава федерации; зак­репление в качестве основы федеративного устройства России ее госу­дарственной целостности, единства системы государственной власти, разг­раничение предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти федерации и субъектов; равноправие и самоопределение наро­дов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единства и равенства федерального гражданства.

Положения первой главы, регулирующие вопросы федеративного устройс­тва, входят в содержание основ конституционного строя Российской Феде­рации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конс­титуцией РФ.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в третьей главе Конституции РФ "Федера­тивное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в федерацию и образование новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации; государственный язык и право республик на уста­новление своего государственного языка; гарантий прав коренных мало­численных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственных власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединени­ях.

Анализируя конституционные основы национально-государственного уст­ройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфе­ре во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разг­раничение предметов ведения между федеральными органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к фе­деративному договору"; "Договора о разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российс­кой Федерации и органами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга Российской Федерации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничение предметов ведения и полномочий между феде­ральными органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.

Согласно Постановлению Съезда народных депутатов Российской Федера­ции "О Федеративном договоре" от 10 апреля 1992 г. содержание Федера­тивного договора было включено составной частью в Конституцию Российс­кой Федерации.

Конституция РФ 1993 г. по существу подтвердила конституционный ха­рактер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в со­держание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, ст. 1 второго раз­дела Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положе­ниям Конституции РФ положений Федеративного договора - действуют поло­жения Конституции РФ.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федера­ции представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, зак­репленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах госу­дарственного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государствен­ности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъек­тов.

7. Равноправие субъектов федерации. Рассмотрим содержание этих принци­пов.

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX века, когда под эгидой Древнерусского госу­дарства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на до­говорной основе. В частности на такой основе вошли в Российское госу­дарство: Башкирия, Калмыкия, Украина, Молдавия, Грузия, Восточная Арме­ния, Азербайджан, Казахстан и другие земли. Содержание договоров их вхож­дения в состав "единой и неделимой" России, являвшейся унитарным госу­дарством, свидетельствует о наличии элементов федерализма в ее госу­дарственном устройстве.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федера­ции подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 г., а так­же Преамбулы документов, составляющих федеративный договор, подписанных представителями субъектов федерации. Так, в Преамбуле Договора о разгра­ничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами го­сударственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (1992 г.) закреплено: "Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации..., стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномо­чий и эффективного их осуществления., договорились о нижеследую­щем:. "Аналогичные положения содержатся и в других документах, состав­ляющих Федеративный договор.

О добровольном характере объединения наций и народностей в Российс­кую Федерацию свидетельствует и то, что Конституция РФ 1993 г. была принята путем всенародного голосования, во всех субъектах федерации.

В зарубежных странах хотя и закреплен принцип добровольности, но он является во многом условным, отсутствуют какие бы то ни было гарантии добровольности (В США только первые 13 штатов добровольно объединились в союзное государство. а все остальные были присоединены в результате покупки или военного захвата территорий).

2. Суверенность и равноправие народов.

Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конститу­цию, "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. "

Субъекты Российской Федерации суверенны и выборе наименования выб­ранной формы государственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российс­кой Федерации:

1. Изменения наименования республики, края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа в соответс­твии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федера­ции, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следо­вательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переиме­нование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других госу­дарств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. (Собрание законодательства 1995. - N 49. - Ст. 4868).

В статье 5 Конституции РФ среди принципов, лежащих в основе феде­ративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопре­деления народов в Российской Федерации.

Равноправие народов вытекает из закрепленного в Конституции РФ ра­венства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленно­го в ст. 19 Конституции РФ. Конституция в этой статье устанавливает пря­мой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным призна­кам.

Суверенность и равноправие народов как принцип федеративного уст­ройства Российской Федерации закрепляет, также в Преамбулах докумен­тов, составляющих Федеративный договор, где подчеркивается, что, заключая его, представители субъектов федерации реализуют "приоритет прав и сво­бод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также прав народов на самоопределение. "

Равноправие народов проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами госу­дарственной власти все субъекты Российской Федерации между собой рав­ноправны " (ст. 5 п. 4 Конституции РФ). Кроме того согласно Конституции РФ все однопорядковые субъекты имеют равный статус в федерации, равный круг полномочий.

Особенности зарубежного федерализма:

1. Образование зарубежных федераций не связано с правом наций по самоопределению (таких норм норм нет ни в одной конституции).

2. Даже в тех федерациях, которые имеют многонациональный состав населения, границы между субъектами проведены не национальному призна­ку.

3. В зарубежных федерациях не обеспечивается полного равенства субъектов федерации (даже "федеральные палаты" не всегда построены на равном представительстве субъектов федерации ФРГ, Канада, Индия).

Таким образом, федерации в зарубежных странах создавались и про­должают существовать вне всякой связи с национальным вопросом.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловил воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное госу­дарство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся федерацией по действовавшей Конституции, в России на­чались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменений форм государственности бывших автономных областей. Кроме того о намере­нии стать самостоятельными субъектами федерации заявили края, облас­ти, города Москва и Санкт-Петербург.

В марте 1992 г. субъектами Российской Федерации был подписан Федера­тивный договор, состояший из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной влас­ти Российской Федерации и органами власти суверенных республик; кра­ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, ав­тономных округов в составе Российской Федерации. Заключение Федератив­ного договора представляет создание конституционных основ создания Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанав­ливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области и автономных ок­ругов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и граж­данства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д. Вместе с тем, Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Феде­рации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою террито­рию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России обусловил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федератив­ного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления опре­деляются государственной властью федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государс­твенности в сочетании с территориальным принципом образования субъек­тов федерации.

Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исто­рических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм на­циональной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной как правило территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Феде­рации, автономная область и автономные округа.

С 1918 по 1992 г. Российская Федерация строилась только на нацио­нально-территориальном принципе создания. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государствен­ные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. нацио­нальные) округа.

В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федера­ции. Таким образом произошло качественное обновление федеративных отно­шений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправ­ными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-тер­риториальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состава федерации. В этой связи ха­рактер взаимоотношений между федерацией и субъектами значительно ус­ложнился, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования таким образом являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей - субъектов федерации. Отношения между ними регулиру­ются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.

5. Государственная целостность Российской Федерации. Данный принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и закреплен в п. 3 ст. 5 Конституции РФ, которая устанавливает, что "Феде­ративное устройство Российской Федерации основано на ее государствен­ной целостности, единстве системы государственной власти... "

Важней шей правовой гарантией сохранения государственной целостнос­ти России является отсутствие права выхода субъектов из состава Рос­сийской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и другие нор­мы, гарантирующие единство и целостность России.

Статья 15 Конституции РФ закрепляет верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, а так­же обязанность всех органов государственной власти, местного самоуправ­ления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В Указе Президента РФ от 5 октября 1995 г. N 1007 "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Фе­дерации" определены мероприятия по обеспечению соответствия конститу­ций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов Конституции Российской Федерации и федераль­ным законам, взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Фе­дерации, а также устранения возникающих разногласий между законода­тельными (представительными) и исполнительными органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации при принятии нормативных правовых актов и руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Фе­дерации:

1. Считать недопустимым нарушение Конституции Российской Федера­ции и федеральных законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и принятии конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов.

2. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации: устранить имеющиеся в конституциях и законах республик, уставах, за­конах и иных нормативных правовых актах краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области, автономных округов противоречия с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

- при подготовке и принятии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации неукоснительно исходить из положений Конституции Российской Федерации, закрепивших в качестве основы конституционного строя Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы госу­дарственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении на­родов в Российской Федерации;

- исходя из положений статей 72, 76 и 77 Конституции Российской Феде­рации, впредь до издания федерального закона об общих принципах организа­ции представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации воздержаться от принятия нормативных пра­вовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих принципы ор­ганизации и систему органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

3. Образовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по взаи­модействию федеральных органов государственной власти и органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации при проведении консти­туционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации (далее имену­ется - Комиссия).

Возложить на Комиссию:

- обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе разработки и принятия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов феде­других вопросов конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации;

- выработку мер по обеспечению соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- устранение возможных разногласий между федеральными органами госу­дарственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между законодательными (представительными) и исполни­тельными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- подготовку предложений о применении Президентом Российской Федерации согласительных процедур для разрешения таких разногласий в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.

4. Возложить правовое обеспечение деятельности Комиссии на Госу­дарственно-правовое управление Президента Российской Федерации, образовав в его структуре специальное подразделение, увеличив штатную численность Управления на 25 единиц, а организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии - на Управление Администрации президен­та Российской Федерации по работе с территориями, другие структурные под­разделения Администрации Президента Российской Федерации, Управление де­лами Президента Российской Федерации.

5. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2-месяч­ный срок представить на утверждение Президента Российской Федерации поло­жение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-пра­вовой реформы в субъектах Российской Федерации и предложения по ее соста­ву.

6. Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по укреплению взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нормотворческой деятельности.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территори­альное единство и целостность России. Принцип государственной целост­ности обеспечивается и установлением русского языка в качестве госу­дарственного на всей территории Российской Федерации (ст. 68 Конститу­ции РФ).

На обеспечение государственной целостности Российской Федерации направлены положения Конституции о том, что на ее территории не допус­каются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы - рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конститу­ции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; уста­новление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ).

6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъ­ектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного уст­ройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения Российской Федерации. В отличие от ранее действовавших конституций Конституция РФ 1993 г. устанавлива­ет исчерпывающий перечень полномочий федерации.

В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предме­тов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция устанавливает порядок правового регулирования по пред­метам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные зако­ны, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам сов­местного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федера­ции.

Положения Конституции РФ в этой области дополняются и конкретизиру­ются в нормах Федерального договора - Договоров о разграничении пред­метов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Фе­дерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

В Положении о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаим­ной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органа­ми исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 370) определен порядок работы по такого рода разграничению:

1. Предварительное рассмотрение вопросов подготовки договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными орга­нами тов Российской Федерации (далее именуются - договоры, договор), их правового обеспечения осуществляет Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее име­нуется - Комиссия).

2. Подготовка проектов договоров и соглашений осуществляется в следующем порядке: проекты договора и соглашений вносятся в Комиссию высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, уполномоченным конституцией (уста­вом) субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Феде­рации внутри страны (далее именуется - уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации);

- по поручению председателя Комиссии федеральные органы исполнительной власти в 10-дневный срок обязаны представить в Комиссию свои заключения и предложения по проектам договора и соглашений;

- Комиссия представляет договор Президенту Российской Федерации вместе со своим заключением;

- Комиссия представляет проекты соглашений Председателю Правительства Российской Федерации вместе со своим заключением;

- договор подписывает Президент Российской Федерации и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации;

- соглашения подписывают Председатель Правительства Российской Федера­ции и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации.

3. Комиссия рассматривает также соглашения:

о передаче федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

о передаче органами исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации осуществления части своих полномочий федеральным органам исполни­тельной власти.

Проекты указанных соглашений представляются в Комиссию соответствен­но руководителями федеральных органов исполнительной власти и руководите­лями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комиссия представляет проекты соглашений в Правительство Российской Федерации вместе со своим заключением.

Соглашения подписывают Председатель Правительства Российской Федера­ции либо уполномоченный им представитель федерального органа исполнитель­ной власти и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации. (Росс. газета. - 14 марта 1996 года).

7. Равноправие субъектов федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-го­сударственного устройства Российской Федерации - суверенности и рав­ноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов фе­дерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны пол­ностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Консти­туции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами го­сударственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

В Конституции имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п. 2 Конститу­ции РФ); равный конституционный статус однопорядковых форм государс­твенности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей предмет совместного ведения федерации и субъектов на все виды субъек­тов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Феде­рации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам сов­местного ведения (ст. 73 Конституции РФ); равное право субъектов на за­конодательную деятельность (ст. 76 Конституции РФ); равное представи­тельство в Совете Федерации (ст. 95 Конституции РФ); право законода­тельной инициативы для каждого субъекта федерации (ст. 104 Конституции)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные проекты и модели глобального развития | Вопрос. Россия - суверенное федеративное государство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.