КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные основы федеративного устройства России
Вопросы: 1. Понятие и принципы государственного устройства России. 2. Россия - суверенное государство. 3. Правовое положение субъектов федерации. Литература: - Федеральный закон "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - N 17. - Ст. 1145. - Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 49. - Ст. 4868. - Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 370 // Российская газета. - 1996. - 14 марта. - Указ Президента РФ от 22 октября 1993 г. N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" с изменениями от 22 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - N 43. - Ст. 4085 - Указ Президента РФ от 5 октября 1995 г. N 1007 "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 41. - Ст. 3875. - Левин И. Д. Суверенитет. - М., 1978. - Единая конституционная система Российской Федерации. - М.,
1994. - Ильинский И. П., Крылов Б. С. Новое федеративное устройство России // Государство и право. 1992. - N 11. - Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерация в истории России. Книги 1-3. - М., 1992-1993. 1. Вопрос Понятие и принципы национально-государственного устройства Российской Федерации. Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей. Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное. Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. У унитарного государства единая территория, единое гражданство, бюджет и т. д. Административно-территориальные единицы, как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными. Федерация представляет собой добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, системы государственных органов, бюджета и т. д. Субъекты входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованьями, не обладающими суверенитетом. Как правило все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с общефедеральными органами. В парламентах федеративных государств имеется специальная палата, представляющая интересы субъектов федерации.
Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международного договора создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Конфедерация не имеет общих единых государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных). Она не имеет единого гражданства, территории, бюджета и т. д. Национально-государственное устройство России представляет закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоопределения в той или иной форме государственности. В настоящее время национально-государственное устройство России представляет собой сложную систему сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов федерации. Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание закрепление в нормах первой главы Конституции РФ: распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единства и равенства федерального гражданства. Положения первой главы, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ. Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в третьей главе Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в федерацию и образование новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантий прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственных власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.
Анализируя конституционные основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к федеративному договору"; "Договора о разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.
Согласно Постановлению Съезда народных депутатов Российской Федерации "О Федеративном договоре" от 10 апреля 1992 г. содержание Федеративного договора было включено составной частью в Конституцию Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. по существу подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, ст. 1 второго раздела Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора - действуют положения Конституции РФ. Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах государственного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России. Основными принципами федеративного национально-государственного устройства являются: 1. Добровольность объединения наций и народностей. 2. Суверенность и равноправие наций. 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. 4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. 5. Государственная целостность Российской Федерации. 6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. 7. Равноправие субъектов федерации. Рассмотрим содержание этих принципов. 1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX века, когда под эгидой Древнерусского государства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе. В частности на такой основе вошли в Российское государство: Башкирия, Калмыкия, Украина, Молдавия, Грузия, Восточная Армения, Азербайджан, Казахстан и другие земли. Содержание договоров их вхождения в состав "единой и неделимой" России, являвшейся унитарным государством, свидетельствует о наличии элементов федерализма в ее государственном устройстве. Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 г., а также Преамбулы документов, составляющих федеративный договор, подписанных представителями субъектов федерации. Так, в Преамбуле Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (1992 г.) закреплено: "Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации..., стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления., договорились о нижеследующем:. "Аналогичные положения содержатся и в других документах, составляющих Федеративный договор. О добровольном характере объединения наций и народностей в Российскую Федерацию свидетельствует и то, что Конституция РФ 1993 г. была принята путем всенародного голосования, во всех субъектах федерации. В зарубежных странах хотя и закреплен принцип добровольности, но он является во многом условным, отсутствуют какие бы то ни было гарантии добровольности (В США только первые 13 штатов добровольно объединились в союзное государство. а все остальные были присоединены в результате покупки или военного захвата территорий). 2. Суверенность и равноправие народов. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. " Субъекты Российской Федерации суверенны и выборе наименования выбранной формы государственности. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: 1. Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. (Собрание законодательства 1995. - N 49. - Ст. 4868). В статье 5 Конституции РФ среди принципов, лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие народов вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Конституция в этой статье устанавливает прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам. Суверенность и равноправие народов как принцип федеративного устройства Российской Федерации закрепляет, также в Преамбулах документов, составляющих Федеративный договор, где подчеркивается, что, заключая его, представители субъектов федерации реализуют "приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также прав народов на самоопределение. " Равноправие народов проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны " (ст. 5 п. 4 Конституции РФ). Кроме того согласно Конституции РФ все однопорядковые субъекты имеют равный статус в федерации, равный круг полномочий. Особенности зарубежного федерализма: 1. Образование зарубежных федераций не связано с правом наций по самоопределению (таких норм норм нет ни в одной конституции). 2. Даже в тех федерациях, которые имеют многонациональный состав населения, границы между субъектами проведены не национальному признаку. 3. В зарубежных федерациях не обеспечивается полного равенства субъектов федерации (даже "федеральные палаты" не всегда построены на равном представительстве субъектов федерации ФРГ, Канада, Индия). Таким образом, федерации в зарубежных странах создавались и продолжают существовать вне всякой связи с национальным вопросом. 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловил воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности. Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся федерацией по действовавшей Конституции, в России начались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменений форм государственности бывших автономных областей. Кроме того о намерении стать самостоятельными субъектами федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург. В марте 1992 г. субъектами Российской Федерации был подписан Федеративный договор, состояший из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Заключение Федеративного договора представляет создание конституционных основ создания Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д. Вместе с тем, Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. Многонациональный характер населения России обусловил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов. Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью федерации. 4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной как правило территории. По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г. Российская Федерация строилась только на национально-территориальном принципе создания. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа. В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Таким образом произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состава федерации. В этой связи характер взаимоотношений между федерацией и субъектами значительно усложнился, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования таким образом являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей - субъектов федерации. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти. 5. Государственная целостность Российской Федерации. Данный принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и закреплен в п. 3 ст. 5 Конституции РФ, которая устанавливает, что "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти... " Важней шей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и другие нормы, гарантирующие единство и целостность России. Статья 15 Конституции РФ закрепляет верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, а также обязанность всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В Указе Президента РФ от 5 октября 1995 г. N 1007 "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации" определены мероприятия по обеспечению соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации, а также устранения возникающих разногласий между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии нормативных правовых актов и руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации: 1. Считать недопустимым нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и принятии конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. 2. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации: устранить имеющиеся в конституциях и законах республик, уставах, законах и иных нормативных правовых актах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов противоречия с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов; - при подготовке и принятии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации неукоснительно исходить из положений Конституции Российской Федерации, закрепивших в качестве основы конституционного строя Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; - исходя из положений статей 72, 76 и 77 Конституции Российской Федерации, впредь до издания федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации воздержаться от принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих принципы организации и систему органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. 3. Образовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации (далее именуется - Комиссия). Возложить на Комиссию: - обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе разработки и принятия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федедругих вопросов конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации; - выработку мер по обеспечению соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; - устранение возможных разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - подготовку предложений о применении Президентом Российской Федерации согласительных процедур для разрешения таких разногласий в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации. 4. Возложить правовое обеспечение деятельности Комиссии на Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, образовав в его структуре специальное подразделение, увеличив штатную численность Управления на 25 единиц, а организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии - на Управление Администрации президента Российской Федерации по работе с территориями, другие структурные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации. 5. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение Президента Российской Федерации положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации и предложения по ее составу. 6. Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по укреплению взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нормотворческой деятельности. Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное единство и целостность России. Принцип государственной целостности обеспечивается и установлением русского языка в качестве государственного на всей территории Российской Федерации (ст. 68 Конституции РФ). На обеспечение государственной целостности Российской Федерации направлены положения Конституции о том, что на ее территории не допускаются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы - рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конституции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ). 6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения Российской Федерации. В отличие от ранее действовавших конституций Конституция РФ 1993 г. устанавливает исчерпывающий перечень полномочий федерации. В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Конституция устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации. Положения Конституции РФ в этой области дополняются и конкретизируются в нормах Федерального договора - Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. В Положении о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 370) определен порядок работы по такого рода разграничению: 1. Предварительное рассмотрение вопросов подготовки договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами тов Российской Федерации (далее именуются - договоры, договор), их правового обеспечения осуществляет Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется - Комиссия). 2. Подготовка проектов договоров и соглашений осуществляется в следующем порядке: проекты договора и соглашений вносятся в Комиссию высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, уполномоченным конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Федерации внутри страны (далее именуется - уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации); - по поручению председателя Комиссии федеральные органы исполнительной власти в 10-дневный срок обязаны представить в Комиссию свои заключения и предложения по проектам договора и соглашений; - Комиссия представляет договор Президенту Российской Федерации вместе со своим заключением; - Комиссия представляет проекты соглашений Председателю Правительства Российской Федерации вместе со своим заключением; - договор подписывает Президент Российской Федерации и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации; - соглашения подписывают Председатель Правительства Российской Федерации и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации. 3. Комиссия рассматривает также соглашения: о передаче федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам; о передаче органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти. Проекты указанных соглашений представляются в Комиссию соответственно руководителями федеральных органов исполнительной власти и руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комиссия представляет проекты соглашений в Правительство Российской Федерации вместе со своим заключением. Соглашения подписывают Председатель Правительства Российской Федерации либо уполномоченный им представитель федерального органа исполнительной власти и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации. (Росс. газета. - 14 марта 1996 года). 7. Равноправие субъектов федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации - суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны". В Конституции имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п. 2 Конституции РФ); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей предмет совместного ведения федерации и субъектов на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73 Конституции РФ); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76 Конституции РФ); равное представительство в Совете Федерации (ст. 95 Конституции РФ); право законодательной инициативы для каждого субъекта федерации (ст. 104 Конституции)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |