Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №7. Меры, принимаемые субъектами финансового мониторинга




 

Первоначально, субъекты финансового мониторинга обязаны идентифицировать клиентов. Под клиентом субъекта финансового мониторинга понимается любое физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании у субъекта финансового мониторинга. Субъекты финансового мониторинга также принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей. Под выгодоприобретателем следует понимать юридическое или физическое лицо, в интересах которого клиент субъекта финансового мониторинга осуществляет операции, как правило, на основании договоров поручения, договора комиссии или агентского договора.

В целом, идентификацию клиента и/или выгодоприобретателя можно определить как сбор, фиксирование и хранение информации о клиенте и его выгодоприобретателе субъектом финансового мониторинга.

Только на законодательном уровне могут быть установлены исключения в части процедуры идентификации клиентов и их выгодоприобретателей. В частности, процедура идентификации не распространяется на клиентов – физических лиц, совершающих операции, сумма не превышает 30 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 000 рублей и

1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

3) связанных с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, с оплатой услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также при платежах за услуги связи;

4) связанных с уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок;

5) связанных с уплатой алиментов.

Также не подлежат идентификации клиенты – физические лица, при проведении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

Вместе с тем, если у работников субъекта финансового мониторинга возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма идентификация клиентов и их выгодоприобретателей проводится в обязательном порядке.

Так, в целях идентификации клиента субъект финансового мониторинга получает следующую информацию:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

В целях обеспечения актуальной информации о клиентах субъект финансового мониторинга обязан систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях. При этом требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Субъекты финансового мониторинга обязаны документально фиксировать и представлять информацию об операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем ее совершения. К информации, предоставляемой в Росфинмониторинг, относится: вид операции и основания ее совершения, дата ее совершения, сумма операции, идентификационные сведения о клиенте, его представителей, контрагента клиента по данной операции, а также его представителя.

На основании письменных запросов Росфинмониторинга субъекты финансового мониторинга обязаны предоставлять информацию об операциях, являющихся предметом обязательного и факультативного финансового мониторинга.

Субъекты финансового мониторинга приостанавливают операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в законодательно установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. При неполучении в течение указанного срока постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок субъекты финансового мониторинга осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.

Отметим, что субъекты финансового мониторинга вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с действующим российским законодательством.

В целях устранения конфликта законодательных актов предусмотрено освобождение субъектов финансового мониторинга от гражданско-правовой ответственности за нарушение условий соответствующих договоров вследствие отказа от проведения или приостановления осуществления операции.

Для организации внутренней системы в штате организации – субъекта финансового мониторинга назначается специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработку правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления определяются в Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года №715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Основными квалификационными требованиями для специального должностного лица являются:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Для ответственных сотрудников кредитных организаций установленные более строгие квалификационные критерии:

· наличие высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования - опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.

· отсутствие судимости за совершение преступления из корыстных побуждений или по найму, преступления в сфере экономики и преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 146, статьями 205, 205.1, 206, 208 - 210, 221, 222, 226, 227, частью второй статьи 228, статьями 228.1, 228.2, 229, 232, 234, 238, 240 - 242, 282.1, 282.2, 285, 289, 290 - 292, 325 - 327.1, 355, 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

· отсутствие административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, а также правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.4, частью первой статьи 19.5 и статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенного в течение одного года, предшествовавшего дню назначения на соответствующую должность, а также на момент нахождения в соответствующей должности и установленных вступившим в законную силу соответствующим постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, и наконец,

· отсутствие фактов расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.

Наличие Правил внутреннего контроля в сфере финансового мониторинга является обязательным условием функционирования системы финансового мониторинга внутри организации, являющейся субъектом финансового мониторинга. Данные Правила должны быть утверждены в течение одного месяца со дня государственной регистрации организаций в установленном порядке. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля в сфере финансового мониторинга, как правило, содержат программы идентификации клиентов и выгодоприобретателей, выявления операций, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу, оценки риска осуществления клиентом отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, осуществления мероприятий по противодействию финансирования терроризма и экстремистской деятельности, документального фиксирования и хранения информации об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу, подготовки и обучения кадров, предоставления информации по запросам Росфинмониторинга, обеспечения конфиденциальности мер, принимаемых субъектом финансового мониторинга.

 

Вся информация, полученная в ходе реализации указанных выше Правил является конфиденциальной. Обязанность по обеспечению конфиденциальности указанной информации распространяется на всех сотрудников субъекта финансового мониторинга. Работники субъекта финансового мониторинга не вправе информировать клиентов или иных лиц о предоставлении информации о клиентах и их операциях в Росфинмониторинг.

Законодательно предусмотренный срок хранения информации об операциях и идентификационных сведениях о клиентах и выгодоприобретателях составляет пять лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Отдельным субъектам финансового мониторинга установлены специальные дополнительные требования по осуществлению финансового мониторинга.

Так, например, кредитным организациям запрещается:

· открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

· открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

· устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

В свою очередь, кредитные организации вправе, но не обязаны отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

· отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

· непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих сведения, либо представления недостоверных документов;

· наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в законодательно предусмотренном порядке.

Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг через Банк России сведения в случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Кроме того, кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления, так называемые «банки-оболочки».

Порядок предоставления информации в Росфинмониторинг устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций – Банком России. Предоставление в Росфинмониторинг информации в рамках выполнения функций субъекта финансового мониторинга не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

На адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг также распространяются требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации в отношении клиентов, выгодоприобретателей, проведенных операциях, а также информации, предоставленной в Росфинмониторинг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При наличии любых оснований полагать, что операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом.

Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг информации о клиенте / выгодоприобретателе и проведенных операциях. На данную информацию не распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

В заключении отметим, что административным и уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток в случае неисполнения субъектами финансового мониторинга законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Подчеркнем, что для отдельных видов субъектов финансового мониторинга предусмотрены и иные меры ответственности, в частности, у кредитной организации за нарушения законодательства о финансовом мониторинге может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Субъектом же уголовного правонарушения выступают только физические лица. Составом преступления является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Максимальное наказание (с учетом квалифицирующих признаков) может составлять до десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

В случае же если преступник совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными данным лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), либо использует данные средства или иное имущество для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности максимальное наказание (с учетом квалифицирующих признаков) может составлять до пятнадцати лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.[8]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.