Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции политической культуры, ее типология

Основные функции политической культуры.

1. Мировоззренческая. Она выступает условием и средством формирования политической активности личности, ее политического развития.

2. Регулятивная – политическая культура является средством регулирования и направления политических действий.

3. Передачи социального опыта – политическая культура выступает «политической памятью». Это можно объяснить и так, что из поколения в поколение передается политический опыт, есть возможность использовать имеющиеся политические традиции, знания.

4. Коммуникативная. Политическая культура способствует выработке умения вести политический диалог с союзниками и противниками, вооружает нормами политического общения.

5. Ценностная. Это дает возможность выбора из системы ценностей, наиболее необходимых и подходящих потребностям, целям и идеалам личности, социальной группы, обществу.

Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной политической общности вводится понятие тип политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы,

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная Г.Алмондом и С.Верба. Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определенному времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти.

 

Патриархальная политическая культура – ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе.

Подданническая политическая культура характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабым активным участием в ее функционировании.

Активистская политическая культура представляет собой тип заинтересованного участия в политической системе, т.е. активное участие в политике.

В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры – подданническая и активистская, или политическая культура участия. Рассмотрим характерные черты каждого из этих типов.

Признанным достоинством подданнического типа политической культуры служит ее способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований.

Поскольку социально политическая инициатива и действующий в политике человек оказываются в такой ситуации оторванными друг от друга, привести в движение большую массу людей в этом случае возможно только при очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности в функционировании политического механизма.

Необходимым компонентом такого типа упорядочения социальных связей служит жесткая, все нарастающая централизация управления, локализация процесса принятия политических решений во все более сужающемся круге доверенных, посвященных лиц.

Инициатива как политическое качество уходит из общества, заменяется дисциплиной, исполнительностью, работой по реализации очередных указаний и выполнением предначертаний. Растет и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти в политическом культе.

Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководства, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающей этот пост.

Политический культ – зримое воплощение наличия в обществе подданнической политической культуры, при своем длительном существовании оказывает разрушающее действие на собственно культурные основания политического процесса и его регламентации, инициативу, ответственность, уверенность, накопление и использование политического и исторического опыта, целеустремленность.

Происходит постепенное истощение, деградация инициативы на личностном, микросоциальном уровне, укоренение трудноизживаемой болезни вечного ожидания благ сверху.

В активистской политической культуре основным источником политического действия становится человек, а важнейшим критерием оценки политической организации служит ее способность инициировать активное политическое действие.

Важнейшая черта политической культуры данного типа широкое распространение представления об автономии интересов личности и государства.

Оно исходит из понимания, что соединение общественного и частного может происходить не на путях самоотречения и абсолютизации одного и игнорирования другого, но неизбежно оборачивается ростом социальной напряженности, политическими конфликтами и нарастанием взаимных претензий, но на основе формирования четкого представления о существующей иерархии интересов, через которую и возможен выход деятельности субъекта на уровень реализации социальных потребностей.

 

Смена типов политической культуры, какой бы острой ни была в этом необходимость, не осуществляется сразу, требует определенного времени. Можно говорить о специфических переходных состояниях, в рамках которых происходит ломка одного типа политической культуры и становление другого.

Чертами перехода служат многообразие политических ориентаций при отсутствии определенного и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия типа голодовок, забастовок, других форм силового и эмоционального давления на власти.

В свою очередь, власти в этот период идут на использование уголовных и административных мер там, где можно применять политические и т.д.

Переходный тип социальной регуляции поведения нередко характеризуется «междуцарствием» социальных норм, то есть таким положением, при которой «традиционные» нормы (обычаи) теряют свою сипу, а «современные» лишь начинают действовать. Это ведет к тому, что в реальном политическом поведении многие люди руководствуются разнородными политическими нормами, как соответствующими политической ситуации, так и далеко не адекватными ей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика политического сознания, его особенности, структура и уровни | Понятие политической идеологии, ее уровни и формы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.