Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия деятельности ТНК




Последствия деятельности ТНК в мировом хозяйстве, исходя из особенностей их деятельности, можно разделить на две группы – положительные и отрицательные.

Положительные последствия деятельности ТНК включают:

- ТНК способствуют распространению достижений НТР в периферийную зону;

- ТНК предоставляют денежные и производственные средства для модернизации местных отраслей промышленности;

- ТНК обеспечивают занятость для местного населения;

- ТНК гарантируют более высокую заработную плату и лучшие социальные услуги, а также способствуют совершенствованию знаний рабочих;

- ТНК способствуют втягиванию местных производителей в процессы международного разделения труда.

Негативные последствия деятельности ТНК включают:

- подавление своей мощью местных фирм;

- установление монопольных цен (при этом для выхода на какой-либо рынок цены могут устанавливаться по себестоимости, или ниже себестоимости);

- нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

- загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

- дестабилизация состояния на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм;

- возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.

В промышленно развитых странах ТНК определяют характер внешнеэкономических связей, обеспечивают около 20% всей занятости в стране, а также способствуют ускорению экономического прогресса стран, создавая конкурентную среду для местных компаний.

Тем не менее, государствами, в том числе и промышленно развитыми, разрабатываются на национальном уровне различные методы и инструменты контроля за деятельностью ТНК. Их использование позволяет отчасти сглаживать негативное влияние ТНК на национальную экономику. Наиболее распространенные из этих инструментов, применяющихся на практике в мировом хозяйстве приведены в табл. 6. 2.

 

Инструменты национальной политики регулирования деятельности ТНК

Таблица 6.2.

Инструменты государственного контроля Позиции национальных предприятий Позиции ТНК
Контроль доступа к национальному рынку Обеспечивает единственной возможный, но защищенный рынок Противоположен целям ТНК, по помогает заинтересовать их в партнерстве
Субсидии и дотации Служат достижению полного контроля над рынком при существовании слишком дорогой или технически отсталой продукции Могут быть необходимы для привлечения партнера
Финансовые стимулы Аналогичны «выборочной конкуренции» Не имеют решающего значения
Помощь в экспорте Успех возможен, если исключено участие основных компаний Очень важна, может быть необходима, для привлечения ценных партнеров
Политика цен Устанавливаются цены, необходимые для выживания, обычно выше мировых Необходимый пресс для выравнивания цен

 

Объективная потребность в развитии регулирования транснационального предпринимательства на межгосударственной основе вытекает, с одной стороны, из необходимости создания адекватной институционально-правовой инфраструктуры для интеграции международного бизнеса в национальные социально-экономические системы тех стран, где он оперирует, а с другой – прямо связана с экономической мощью ТНК.

На международном уровне деятельность ТНК регулируется соответствующей комиссией ООН на основе трех Кодексов поведения ТНК:

- под эгидой Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) подготовлен Универсальный кодекс, охватывающий все аспекты деятельности ТНК.

- под эгидой ЮНКТАД разработан Кодекс поведения в области передачи технологии (регламентирует деятельность продавцов научно-технических знаний) и Свод принципов и правил по ограничительной деловой практике, направленный против монополистических злоупотреблений в области злоупотреблений на мировых рынках.

- под эгидой МОТ разработана трехсторонняя Декларация о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики.

 

Интернационализация на мезоуровне (региональные интеграционные процессы)

Закономерным результатом бурного развития международной торговли и международного движения факторов производства во второй половине XX века стала экономическая интеграция, являющаяся особым этапом интернационализации хозяйственной жизни.

Экономическая интеграция – этот процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками:

- взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

- широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

- необходимость в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработка скоординированной экономической стратегии и политики;

- региональность пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первоначально складываются между странами с устоявшимися хозяйственными связями.

По своему содержанию региональные интеграционные процессы представляют собой переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран региона.

С 1947 по 1999 гг. в мире было создано более 60 интегральных группировок. Их объединение определялось рядом предпосылок:

- близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран;

- географическая близость интегрирующихся стран;

- общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;

- демонстрационный эффект (обычно в странах, создавших интеграционные объединения происходят положительные структурные сдвиги, которые оказывают воздействие на стимулирование интеграционного процесса в других странах);

- «эффект домино» (после того, как большинство стран региона становятся членами интеграционного объединения, другие страны в виду изменения устоявшейся внешнеторговой конъюнктуры, также вынуждены вступать в данное объединение).

 

Движущими факторами региональной интеграции являются:

· географическая близость стран-участников интеграционного процесса;

· схожесть уровней экономического развития и экономической системы;

· схожесть политической и предпринимательской культуры;

· схожесть экономического законодательства;

· транспарентность финансовых потоков;

· наличие общих интересов у стран-участниц интеграционного процесса.

 

Региональная интеграция имеет существенное значение в мировом хозяйстве, поскольку она позволяет отработать инструменты и подходы экономической интеграции, способствует интеграции стран в МРТ и ускоряет процесс глобализации.

Сегодня сложилось около 10 различных центров интеграции в мире. Наиболее значимыми из них являются:

1. НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) и ФТАА (Общеамериканская зона свободной торговли);

2. ЕС (Европейский Союз);

3. АТР («Азиатские Тигры» - Япония и наиболее передовые азиатские НИС);

4. СНГ (Россия и бывшие союзные республики);

5. МЕРКОСУР и Андский Союз (южноамериканские торговые блоки).

Три из этих интеграционных центров сегодня являются центрами мирового экономического развития (НАФТА, ЕС и АТР).

Выделяют пять основных целей интеграции. Эти цели представлены на рис. 6.1.

 

Цели региональной интеграции
Расширение масштабов экономики и рынков, сокращение транзакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций (аналогичные цели наиболее ярко проявляется у интеграционных группировок Латинской Америки и Африки)
Содействие структурной перестройке экономики, подключение стран, создающих рыночную экономику к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем экономического развития
Поддержка молодых отраслей национальной промышленности посредством создания для них более широкого, чем национальный, регионального рынка (эта цель на разных этапах интеграции была ведущей для стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары).
Решение задач торговой политики, укрепление договорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО, создание более стабильной основы для взаимной торговли.
Создание благоприятной внешнеполитической среды, укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других целях (такая цель характерна для интеграционных группировок Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока)

 

 


Рис. 9.1. основные цели региональной интеграции

 

 

Региональная интеграция имеет ряд благоприятных условий, которые она предоставляет для стран-участниц и взаимодействующих сторон:

1. интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок;

2. экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

3. интеграционное взаимодействие помогает решать наиболее острые проблемы социального характера.

Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран.

Выделяют пять ключевых этапов интеграционного процесса. В частности:

1. Этап I – преференциальное торговое соглашение;

2. Этап II – зона свободной торговли;

3. Этап III – таможенный союз;

4. Этап IV – общий рынок;

5. Этап V – полная интеграция (экономический, валютный и политический союз).

Более подробно эти этапы отражены в табл. 6.3. Здесь же представлены и основные признаки, которыми характеризуются данные этапы.

 

Этапы интеграционного процесса и их характерные признаки [1]

Таблица 6.3.

Наименование этапа Характерные признаки
Преференциальное торговое соглашение - снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле; - сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран; - межгосударственные органы управления на данном этапе не создаются.
Зона свободной торговли - отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; - свобода межстранового движения товаров и услуг; - создание небольшого государственного секретариата с ограниченными полномочиями.
Таможенный союз - единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран; - создание межгосударственного Совета на уровне министров и секретариат.
Общий рынок - свобода движения всех факторов производства; - организация регулярных встреч глав государств; расширение полномочий Совета министров и секретариата.
Полная интеграция - гармонизация экономической политики; - формирование межгосударственного органа с функциями наднационального регулирования.

 

Наиболее крупные современные региональные группировки включают в себя десятки стран: так, Африканское экономическое сообщество включает более 30 стран, АТЭС – более 20 стран, ЕС – 15.

Существующие интеграционные группировки возможно на основе уровня их интегрированности (т.е., на каком этапе интеграции они находятся). Такая классификация представлена в табл. 6.4.

Уровень развития интеграционных объединений

Таблица 6.4.

Уровень Наименование интеграционной группировки, год создания, количество стран-участниц
Преференциальное торговое соглашение Соглашение о партнерстве и содружестве между ЕС и странами бывшего СССР, 1994 г. (ЕС, Беларусь, Россия, Казахстан, Украина)
Соглашение об ассоциации с ЕВ, 1991-1995 гг. (постсоциалистические страны Восточной Европы)
Зона свободной торговли Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), 1960 (было 10 стран Зап. Европы, сегодня осталось 3 страны)
Балтийская ЗСТ, 1993 (Эстония, Латвия, Литва)
Вышеградская четверка, 1990 (Венгрия, Польша, Чехия, Словения)
Североамериканская зона свободной торговли – НАФТА, 1994 (США, Мексика, Канада)
Австралийско-Новозелендское торговое соглашение о углублении экономических связей – АНЦСЕРТА, 1983 (Австралия, Новая Зеландия)
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), 1989 г., (21 страна)
Таможенный союз Центральноамериканский общий рынок – ЦАОР, 1961 (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа)
Арабский общий рынок, 1964 (Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен).
Общий рынок Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), 1960 (11 стран Латинской Америки)
Общий рынок южного Конуса (МЕРКОСУР), 1991 (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай)
Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ), 1973 (13 государств Карибского бассейна)
Андская группа, 1969 (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла)
Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива «нефтяная шестерка», 1981 (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ)
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), 1967 (7 государств)
Экономический союз Европейский союз (ЕС), с 1993 (ЕЭС – с 1957 г.), 15 государств
Экономический союз БЕНИЛЮКС, 1948 (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
Содружество Независимых Государств (СНГ), 1992 (12 стран)
Союз Арабского Магриба (САМ), 1989 (Алжир, Марокко, Ливия, Мавритания, Тунис)
Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА), 1994 (7 стран)
Сообщество развития юга Африки (ЭКОВАС), 1975 (16 стран)
Экономическое сообщество стран Центральной Африки (КЭЕАС), 11 стран

 

Наднациональное регулирование МЭО (макроуровень)

Существование и бурное развитие международных экономических отношений обусловливает необходимость создания механизма согласования его субъектами совместных действий по решению глобальных проблем, по координации и взаимного обеспечения информацией.

Система межгосударственного регулирования МЭО охватывает отдельные блоки – промышленно развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, и регулирует взаимоотношения между ними.

Объективная необходимость в наличии надгосударственных органов регулирования МЭО объясняется наличием ряда объективных процессов в мировой экономике:

- рост обобществления производства и развитие коммуникаций в международном масштабе;

- углубление МРТ, международной специализации и кооперирования производства;

- интенсивное развитие всех форм МЭО;

- интернационализация хозяйственной жизни, переплетение национальных экономик в системе мировой экономики;

- обострение глобальных проблем современности;

- решение проблемы диалога «Север – Юг» (противоречие развития промышленно развитых и развивающихся стран, стремящихся выйти на общие рынки).

Главной задачей межгосударственного регулирования МЭО является разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, на основании которых страны строят свои взаимоотношения и предоставляют друг другу определенные льготы в сфере экономического сотрудничества.

Основными объектами межгосударственного регулирования выступают различные формы МЭО. Основными субъектами межгосударственного регулирования выступают национальные государственные органы, смешанные государственно-монополистические организации, которые оказывают государственное и правовое воздействие на указанные объекты, международные межправительственные организации.

Международные межправительственные организации можно разделить на группы:

1. универсальные – ООН, ОЭСР и ГАТТ/ВТО;

2. региональные, создающиеся в рамках интеграционных объединений – КЕС, АТЭС.

ООН – самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация современности, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими все человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

 

Вопросы для самостоятельного изучения по теме «Процессы и тенденции интернационализации в мировой экономике»:

1. Современные особенности деятельности транснациональных корпораций.

2. Европейский Союз (ЕС) – этапы интеграционного процесса.

3. Организация Объединенных Наций (ООН): цели деятельности и структура.

4. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС): цели деятельности и структура.

5. Роль и функции региональных международных межправительственных организаций в регулировании МЭО.

Дополнительная литература по теме «Процессы и тенденции интернационализации в мировой экономике»:

1. Буторина О. Мир готовится к ЕВРО. // Эксперт, 1997, №45

2. Валентинов К. «Клуб богатых» (ОЭСР). // Экономика и жизнь, 1998, №10

3. Валовая Т. Европейская валютная система. – М.: Финансы и статистика, 1986

4. Ковалевскй А.А. Транснациональный бизнес и развивающиеся страны: механизмы экономического взаимодействия. – М., 1990

5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992

6. Мальцева О.И., Семенов Е.К. Экономическая интеграция в АТР. // МэиМО, 1995, №9

7. Медовников Д., Хазбиев А. Проклятье жить в эпоху перемен. // Эксперт. 2001, №12 (272)

8. Миронов А.А. Концепции развития транснациональных корпораций. – М.: Мысль, 1991

9. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 1999

10. Носкова И., Максимова Л. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, 1995

11. Нухович Э. Современная мировая экономическая система. // РЭЖ, 1996, №№7-9

12. Портной М.А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов. // США: ЭПИ. 1997, №8

13. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки. Уч. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998

 


[1] Киреев А. Международная экономика. В 2-х частях. – М.: Международная экономика, 1999, Ч.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.