Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и компоненты формирования инвестиционной привлекательности предприятия

Несмотря на актуальность проблемы инвестиционной привлекательности, в российских экономических изданиях нет единого определения, единства в описании многообразия понимания этой характеристики. Научные рекомендации относительно оценки инвестиционной привлекательности либо носят теоретический характер, либо предлагают количественные подходы к диагностике ее отдельных составляющих.

Термин «инвестиционная привлекательность» в отечественной экономической литературе вошел в обиход и стал весьма актуальным в начале 90-х годов прошлого века – с начала процесса приватизации, когда впервые появились крупные компании (акционерные общества) и возможность вложения средств в приватизируемые объекты (предприятия). В связи с этим стало целесообразно обсуждать проблему вложения средств (приобретения акций) в то или иное предприятие, которое либо выгодно – привлекательно – для вложения инвестиций, либо нет. Но говорить об инвестиционной привлекательности можно было бы и ранее, хотя единственно возможным инвестором могло быть только государство. В связи, с чем это было нецелесообразно, поскольку не было альтернатив вложения средств (наличия нескольких инвесторов, нескольких реципиентов). Поэтому данный термин стал активно использоваться учеными-экономистами и экономистами-практиками нашей страны лишь с началом 90-х годов XX века, что вполне логично.

Наиболее развернутую, всеобъемлющую трактовку понятия инвестиционной привлекательности предприятия дает. Ендовицкий Д.А. [27,c.225]: инвестиционная привлекательность предприятия – это интегрированный показатель, являющийся результатом сравнительной оценки потенциальным и состоявшимся инвестором данной компании ее настоящего и предвидимого в обозримом будущем финансово-экономического, производственно-маркетингового и корпоративно-управленческого состояния, а также рисков и перспектив функционирования компании в определенной макроэкономической, политической, институциональной среде с учетом прогноза особенностей изменения конъюнктуры регионального и отраслевого характера.

Е. Г. Патрушева [11,c.53] уточняет его следующим образом: инвестиционная привлекательность – это характеристика предпочтительности вложения средств в данный объект по сравнению с другими аналогичными объектами, исходя из критериев принятия решений инвестором. В нашем исследовании инвесторы, с позиций которых и будет оцениваться инвестиционная привлекательность, делятся на два типа: кредиторы (инвесторы) и собственники. Иными словами, инвестиционная привлекательность будет рассматриваться нами с точки зрения собственников предприятия и с позиции сторонних инвесторов с различными целями (захват власти, продажа предприятия и т. д.) Для каждого типа инвесторов существует свой набор критериев инвестиционной привлекательности, т. е. они по-разному ее оценивают.

В теории фундаментального анализа, используемого для выбора привлекательных вложений в ценные бумаги, выделяется три этапа: общеэкономический анализ; отраслевой анализ; анализ отдельных компаний. Таким образом, инвестор выбирает сначала наиболее привлекательную страну (либо временной этап состояния экономики), затем – наиболее перспективную для вложения отрасль, а далее – компанию, акции которой заслуживают приобретения. В данной работе речь пойдет непосредственно об инвестиционной привлекательности предприятия (к тому же не участвующего в работе фондового рынка), в деятельность которого вкладывает свои средства потенциальный инвестор, или не вкладывает. Предваряет вложение средств инвестором в объект инвестирования (предприятие) оценка инвестиционной привлекательности потенциального реципиента. Инвестор, сравнивая привлекательность объектов для вложения, т. е. оценивая их инвестиционную привлекательность, определяет уровень, измеряет влияние важных для себя факторов, что и позволяет ему сделать обоснованный выбор. Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности есть степень целесообразности вложения средств в тот или иной объект, критерий сравнения объектов и выбора лучшего среди них – с позиций инвестора определенного типа.

В зависимости от намерений инвестора его оценка может затрагивать:

а) действующее предприятие, проблему целесообразности приобретения акций которого хочет решить инвестор;

б) вновь создаваемое предприятие, в уставный капитал которого инвестор намерен сделать вложение;

в) предприятие, пакет акций которого предполагает приобрести инвестор;

г) предприятие, которое намерен приобрести инвестор с целью дальнейшей перепродажи;

д) предприятие, которое приобретается с целью дальнейшей ликвидации;

е) предприятие, размещающее облигационный заем;

ж) предприятие, получающее ресурсы от инвестора непосредственно для освоения капитальной инвестиции, т. е. конкретного инвестиционного проекта. Инвестиционная привлекательность каждого упомянутого выше предприятия-реципиента имеет специфику понимания и характеризуется различными компонентами. В одних случаях позитивным фактором для инвестора будет высокий уровень характеристик такого предприятия (для собственника), в других – наоборот (для внешнего инвестора), поскольку его низкая рыночная стоимость обеспечивает выгодность приобретения с целью ликвидации, либо установления контроля. Таким образом, как для инвестора, так и для собственника важны при выборе объекта инвестиций свои факторы. Т. е. как в понимании собственников, так и в понимании кредиторов инвестиционная привлекательность – отдельная категория со своими ценными и превалирующими факторами. Однако и в том, и в другом случае есть нечто общее в понимании категории инвестиционной привлекательности. В раскрытии ее экономической сущности важную роль играет ряд компонентов, характеризующих инвестиционную привлекательность предприятия, как в глазах собственников, так и в глазах кредиторов:

- технический, т. е. связанный с состоянием технической и технологической базы организации и технической обоснованностью осуществляемых ею инвестиционных проектов;

- коммерческий, т. е. связанный с уровнем существующего и будущего спроса на продукцию организации;

- экологический, т. е. связанный с влиянием хозяйственной деятельности организации на окружающую среду;

- институциональный, т. е. связанный со способностью организации осуществить принятые ею к реализации инвестиционные проекты;

- социальный, т. е. связанный с приемлемостью хозяйственной деятельности организации в социальном и культурном отношениях;

- финансовый, т. е. связанный с доходностью и риском хозяйственной деятельности организации в целом и осуществляемых ею инвестиционных проектов в отдельности.

Каждый из этих компонентов имеет определенный вес и для собственника, и для инвестора, но в конечном итоге каждый из инвесторов индивидуально определяет преимущество того или иного фактора, и выбирает предприятие для вложения средств.

В целом, можно сказать, что для собственника важны такие (с точки зрения финансовых показателей) факторы деятельности предприятия, как доходность собственных средств, рентабельность продаж, динамика чистой прибыли, коэффициент общей ликвидности (общая платежеспособность предприятия), коэффициент финансовой независимости, коэффициент оборачиваемости. Для внешнего инвестора: рентабельность имущества, рентабельность продаж, динамика чистой прибыли, коэффициент финансовой независимости, коэффициент промежуточной ликвидности, коэффициент оборачиваемости.

При оценке инвестиционной привлекательности с позиций разных инвесторов (собственников и кредиторов) возникают потребности в анализе отдельных показателей, как мы уже выяснили, отличающихся, и порой, противоречащих друг другу. Для дальнейшего прогрессивного развития предприятия необходимо выбрать путь компромисса. Предприятие, нуждающееся в инвестициях, не может их получить в связи с неудовлетворенностью сторон, отсутствии согласия между менеджментом компании и инвестором-кредитором на предмет показателей инвестиционной привлекательности предприятия. Менеджмент считает, что состояние предприятия в норме, инвестору же видится состояние потенциального реципиента неудовлетворительным. В результате чего возникает конфликт, который необходимо решить, если стороны хотят достичь своих целей: менеджмент получить инвестиции для роста и развития компании, а инвестор – вложить средства, и в дальнейшем получить дивиденды от вложений. Этот компромисс приводит к тому, что стороны пересматривают точки зрения друг друга, определяют, что важно для оппонента и предлагают свои меры для решения спора. Так при неудовлетворенности инвестора-кредитора показателями финансового состояния предприятия (либо уровнем менеджмента, или производством продукции, не ориентированным на потребителя, рыночный спрос, и т. д.) руководству предприятия целесообразно принять решение о проведении реорганизации во внутренних операционных связях, и принять меры по «оздоровлению» финансового состояния предприятия. Однако прежде в диалоге с инвестором определяются важные для оценки финансового состояния факторы, и необходимые компетенции для менеджеров, а также операционные связи между сотрудниками предприятия.

Поэтому, учитывая двусторонний взгляд на проблему инвестиционной привлекательности, нужно всегда помнить о двойственности этого понятия: если речь идет о привлекательности, значит, это уже привлекательность для кого-то – одной стороны, – и всегда есть вторая сторона – кто стоит за этой привлекательностью, кто ее обеспечивает – предприятие, владельцы компании, менеджмент. Поэтому инвестиционная привлекательность – это всегда двойственность интересов собственников и кредиторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отдача и доходность инвестиций | Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.