КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы формирования сознания личности, их характеристика
План:
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». 2. Методы формирования сознания.
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности. Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива. Прием воспитания — отдельный элемент метода. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста. На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель ü применяет различные приемы и методы воздействия, ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы: · Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример) · Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование) · Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва ») · Методы самовоспитания
2.Методы формирования сознания К группе методов формирования сознания относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся. Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до сознания ребенка доводятся те требования, которые общество предъявляет к подрастающему поколению. Разъяснение — наиболее распространенный метод убеждения Цель разъяснения: ü раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, ü помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений. Рассказ и беседа всегда были и остаются методом нравственно- Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию. Беседы могут быть посвящены самой разной тематике: ü этические (о нормах поведения человека в обществе), ü эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков), ü политические (о внутренней жизни нашего государства и за рубежом), ü познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся). Во время беседы учащиеся являются активными участниками обсуждаемых событий, а не пассивными слушателями. В беседе учитель опирается на чувственный опыт детей, на их конкретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбранной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участников беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяснять истину с помощью учителя и т.д. Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. К.Д. Ушинский писал, что в воспитаний нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.
Лекция 4
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |