Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы формирования сознания личности, их характеристика




 

План:

 

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

2. Методы формирования сознания.

 

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они на­правлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости кол­лектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.

Прием воспитания — отдельный элемент метода.

Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.

Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произ­ведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодея­тельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответст­вующих воспитательных задач.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологи­ческими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребен­ка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно слож­ном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель

ü применяет различные приемы и методы воздействия,

ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитан­ности детей, характер педагогических ситуаций, которые тре­буют тех или иных решений в интересах как отдельных уча­щихся, так и класса в целом.

 

Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:

· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)

· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)

· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва »)

· Методы самовоспитания

 

2.Методы формирования сознания

К группе методов формирования сознания относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся.

Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до сознания ребенка доводятся те требования, которые об­щество предъявляет к подрастающему поколению.

Разъяснение — наиболее распространенный метод убеждения
школьников.

Цель разъяснения:

ü раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, яв­лений,

ü помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

Рассказ и беседа всегда были и остаются методом нравственно-
го формирования личности ребенка.

Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравст­венное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.

Беседы могут быть посвящены самой разной тематике:

ü этические (о нормах поведения человека в обществе),

ü эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков),

ü политические (о внутренней жизни нашего государства и за рубежом),

ü познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся).

Во время беседы учащиеся являются активными участниками обсуждаемых событий, а не пассивными слушателями. В бесе­де учитель опирается на чувственный опыт детей, на их кон­кретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбран­ной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участни­ков беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяс­нять истину с помощью учителя и т.д.

Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей.

Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек по­ведения. Его активность носит подражательный характер. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. К.Д. Ушинский писал, что в воспитаний нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.

 

 

Лекция 4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.