КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы стимулирования поведения и деятельности, их характеристика
План:
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». 2. Методы стимулирования поведения и деятельности.
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности. Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива. Прием воспитания — отдельный элемент метода. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.
Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста. На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель ü применяет различные приемы и методы воздействия, ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы: · Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример) · Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование) · Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва ») · Методы самовоспитания
2.Методы стимулирования 1. Поощрение 2. Наказание 3. Корректировка 4. Соревнование 5. Постановка перспективы 6. Метод «взрыва»
1. Поощрение — такое педагогическое воздействие на ребенка, когда воспитатель выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного ученика (или коллектива). В школе наиболее распространенными видами поощрений являются ü похвала, ü благодарность, ü различные виды наград. Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов.
В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития. Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Формы подобного воздействия должны быть максимально подвижными, динамичными, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими нравственными мотивами. 2. Наказание — мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво: ü сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные; они считали наказание не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми; ü последователи теории свободного воспитания отвергали любые наказания. А.С. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Среди педагогов-практиков и в настоящее время нет полного единодушия в отношении к наказанию. В школе наказание может принимать формы ü словесного осуждения (замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе директора); ü естественных последствий; ü ограничения в правах; ü изменения отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Такое наказание целесообразно в том случае, когда ученик дорожит хорошими отношениями с воспитателем и своими товарищами. Не рекомендуется наказывать учащихся трудом. Умелое применение наказаний возможно при соблюдении учителем следующих педагогических требований к ним: ü наказание не должно причинять физическое страдание; ü оно имеет смысл в том случае, если наказуемый понимает, что он нарушил интересы коллектива;
ü наказание накладывается в том случае, если ученик сознательно нарушает требования коллектива; ü наказание может в некоторых случаях отменяться; ü наказание должно воспитывать — это значит, что оно сопровождается и другими мерами воздействия: разъяснением, изменением режима и т.д. 3.Младший школьник особенно нуждается в корректировке его поступков и действий. Эта корректировка может проводиться путем одобрения илипорицания. Характер одобрения и порицания может быть разный и зависит от индивидуальных особенностей детей и педагогической ситуации. 4. Соревнование содействует развитию творческих сил и повышению активности учащихся в различных видах деятельности (труде, общественной работе) и предполагает равнение на передовых, помощь отстающим и на этой основе достижение более высоких показателей своей работы. Соревнование может быть индивидуальным и коллективным. Условия действенности соревнования: ü вызвать у детей желание принимать в нем участие, ü умело настроить детей на участие в соревновании; ü перед соревнующимися должны выдвигаться все новые привлекательные цели, ü условия должны быть доступными, ü оформление соревнования — красочным. Действенность соревнования повышается, если его итоги регулярно подводятся. 5. Стимулирует деятельность ребенка постановка перспективы, которая создает настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной цели. Широко использовал в практике своей работы перспективу А.С. Макаренко, считая, что коллектив нужно обязательно стимулировать ожиданием завтрашней радости, так как оно побуждает к напряжению сил в борьбе за перспективу, создает настроение ожидания чего-то радостного и значительного. 6. К группе методов стимулирования относится также метод "взрыва ", которым А.С. Макаренко называл доведение конфликта до последнего предела.
Суть метода "взрыва" состоит в том, чтобы по-иному довести до сознания ребенка его положение в коллективе, дать ему остро почувствовать, что коллектив им недоволен. "Взрыв" должен заставить ребенка пережить это состояние в коллективе и возбудить потребность стать лучше, принять требование коллектива. "Взрыв" не обязательно предполагает гнев и выражение недовольства. Но его применение должно сопровождаться ü неожиданностью, ü внезапностью воздействия, ü сильным эмоциональным впечатлением. А.С. Макаренко убедительно показал эффективность этого метода при условии высочайшей осторожности и педагогического мастерства.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |