Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в трансформационной экономике




Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена рядом причин.

Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Возникает необходимость в формировании новой системы государственного управления.

Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти.

В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от КАС.

В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании.

В-пятых, становление рыночной экономики требует длительного периода времени. В этих условиях государственное управление, особенно на начальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов.

В-шестых, макроэкономические реформы, инициатором которых является само государство, не могут быть осуществлены без его активного участия.

В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др.

Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.

Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.

Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизм включает:

– цели государственного регулирования (стратегические и текущие);

– методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);

– формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);

– субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);

– объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).

Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе:

– осуществляет производство общественных благ, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды);

– регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На начальном этапе преобладают первые из них, что обусловлено следующими причинами: во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия; во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, в полной мере еще не создана; в-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только при прямом воздействии государства.

В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:

создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики);

переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства, что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс;

переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции (стабилизация экономики), сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.

Длительность периода, необходимого для достижения конечных целей реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси.

Первый этап (20012005 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.

Второй этап (20062015 гг.) — активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.

Третий этап (после 2015 г.) — создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Социальная политика в трансформационной экономике — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.

Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике — создание для каждого трудоспособного гражданина Республики Беларусь условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

В основу новых подходов формирования социальной политики положен важнейший принцип «от социального иждивенчествак социальным гарантиям», означающий, прежде всего, защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам, гарантию личной безопасности граждан в обществе.

В социальной политике Беларуси на современном этапе выделяется ряд приоритетных направлений: регулирование доходов и занятости, социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых его слоях, развитие социальной сферы.

Заключение

 

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена коренными недостатками и низкой эффективностью социалистической экономики. Неоднократные попытки реформирования последней не дали желаемого результата, так как не затронули основу общественного строя — собственность, административную централизованную организацию производства и сбыта продукции.

В странах, ставших на путь перехода к рынку, сложилась особая трансформационная (переходная) экономика со своими специфическими чертами.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются основные недостатки командно-административной системы хозяйствования и управления?

2. Какие специфические особенности переходной экономики вы знаете?

3. Назовите главные задачи переходной экономики.

4. Какие концепции перехода к рыночной экономике реализуются в Беларуси и других странах СНГ? Есть ли разница между ними?

5. Назовите основные направления экономических преобразований в странах СНГ.

6. Как изменяются методы государственного регулирования экономики на различных этапах перехода к рынку?

7. Дайте оценку основным направлениям государственного регулирования экономики на примере нашей страны.

8. Каковы основные недостатки социальной политики в командно-административной экономике и как меняются ее цели и содержание в переходный период?


 

Глава 10 Содержание и организация государственного регулирования экономики
    Введение 10.1.Научные основы государственного регулирования экономики 10.2.Система государственного регулирования экономики 10.3.Организация государственного регулирования экономики 10.4.Методологические и организационные основы государственного регулирования экономики 10.5.Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики 10.6.Антимонопольное регулирование Заключение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.