Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства




Введение

 

Государственное регулирование масштабов и темпов роста национальной экономики основано на использовании макроэкономических показателей, характеризующих ее различные аспекты и стороны.

Переход к рыночной экономике, вхождение Республики Беларусь в мирохозяйственные связи предопределили объективную необходимость построения принципиально новой системы обобщающих показателей.

Цели лекции:

1. Раскрыть сущность и содержание государственного регулирования важнейших сфер экономики Республики Беларусь.

2. Получить опыт расчетов индикаторов и показателей, характеризующих уровень жизни и доходы населения.

3. Раскрыть значение изучаемых проблем для повышения профессионализма сотрудников МВД, формировать экономическое мировоззрение.

Показатели масштабов и темпов роста общественного производства. Валовой внутренний продукт (ВВП) – центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира. В самом общем виде валовой внутренний продукт характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Кроме валового внутреннего продукта, в макроэкономике применяется и другой показатель — валовой национальный продукт (ВНП). ВНП характеризует результаты экономической деятельности предприятий и организаций страны, независимо от того, где они территориально расположены, в то время как ВВП отражает производство материальных благ и оказание услуг на территории данной страны. Разница между ВВП и ВНП называется факторным доходом из-за рубежа и может быть положительной и отрицательной.

Другими словами, при определении валового внутреннего продукта используется так называемый территориальный принцип. Валовой же национальный продукт измеряется по национальному принципу, то есть по стоимости продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, независимо от территории, где они находятся.

Количественное различие между валовым внутренним продуктом и валовым национальным продуктом незначительно и в развитых странах не превышает 2%. Для Беларуси оно еще меньше, так как сальдо заграничного производства является очень незначительной величиной.

Национальный доход представляет собой суммарный доход экономических резидентов данной страны. Он рассчитывается как сумма всех факторных доходов или путем вычитания из ВВП объемов амортизационных отчислений и косвенных налогов на бизнес.

Кроме этих показателей используются: чистый внутренний продукт (ЧВП) и чистый национальный продукт (ЧНП). Однако их расчеты на современном этапе сопряжены с рядом трудностей из-за отсутствия единой для всех стран методологии расчета. Поэтому для отражения масштабов общественного производства и темпов экономического роста большее распространение получили представленные выше валовые показатели.

В Республике Беларусь в настоящее время основным показателем является валовой внутренний продукт. Он исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования. Производственный метод состоит в исключении из стоимости произведенных товаров и услуг части, израсходованной в производстве. Согласно производственному методу, ВВП представляет собой сумму добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, исключая стоимость потребленного сырья и материалов.

Можно сказать, что добавленная стоимость отдельной фирмы дает стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости национального продукта. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить валовые добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг данной страны.

Расчет ВВП по распределительному методу требует использования потоков доходов, получаемых владельцами факторов производства.

Валовой внутренний продукт можно определить и по методу конечного использования как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, или как сумма расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.

Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. ВВП, рассчитанный в ценах текущего года – это номинальный ВВП.

Однако при сравнении объемов произведенного национального продукта за разные промежутки времени невозможно применение рыночных цен, так как они, особенно в условиях инфляции, существенно отличаются в начале и конце временного интервала. Чтобы сделать вывод, на основании чего произошел рост национального продукта (то ли за счет увеличения объема производства, то ли за счет роста цен), используется реальный ВВП, рассчитанный в базовых или сопоставимых (неизменных) ценах, т.е. с учетом инфляционного обесценивания. С этой целью рассчитывают индексы потребительских цен и дефляторы валового внутреннего продукта, позволяющие измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, то есть величину инфляции в стране за тот или иной период.

Система национальных счетов представляет собой логически последовательную и целостную совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которой лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и правил учета. Комплексная система счетов дает возможность составлять и представлять экономические данные в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия управленческих решений и выработки экономической политики. Счета содержат в сжатом виде большой объем информации (организованной в соответствии с экономическими принципами и представлениями) о функционировании экономики той или иной страны в целом, а также о функционировании экономики на различных уровнях агрегирования, на уровне отдельных субъектов хозяйственной деятельности, именуемых в системе институциональными единицами, на уровне групп таких единиц, составляющих институциональные сектора.

Национальное хозяйство может рассматриваться как большая многомерная система, в которой выделяются объективно существующие элементы, отражающие многообразие экономических явлений. Стержень такой системы – экономический оборот. Он включает основные экономические процессы – производство, потребление, накопление, перераспределение

Основные элементы экономического оборота: объекты, субъекты, операции. Объекты – это продукты, услуги, денежные средства или любой другой носитель стоимости. Субъекты — это хозяйственные единицы.

Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов – экономических операций. Они бывают различные:

– с продуктами и услугами;

– распределительные;

– финансовые;

– с капиталом (покупка земли, потребление основных фондов, разрушение, появление и исчезновение невоспроизводимых активов).

Концепция СНС рассматривает экономику как единое целое, без принципиальных различий между производством материальных благ и деятельностью по оказанию услуг:

– в СНС данные представляются в виде совокупности взаимосвязанных двусторонних счетов и таблиц, при этом используется заимствованный из бухгалтерского учета принцип двойной записи: каждый показатель (экономическая операция) записывается дважды – в дебете одного счета и в кредите другого;

– СНС позволяет проследить экономический оборот от производства продуктов и услуг и образования доходов, перераспределения и использования доходов до получения конечных финансовых результатов – изменения финансовых активов и пассивов и характеристики их состава;

– СНС обеспечивают концептуальную основу для системного анализа макроэкономических показателей, т.е. определение системы показателей, характеризующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи;

– СНС координируют экономическую статистику – обеспечивают методологическое единство показателей макроэкономической статистики и других разделов статистики (труда, финансов, внешнеэкономической деятельности и т.д.).

Складывающуюся в республике систему национального счетоводства можно охарактеризовать через следующие функциональные блоки.

I. Целевой блок. При переходе к рыночной экономике на первом плане приоритеты анализа и прогнозирования финансовых показателей (потоков) экономики страны, на которую влияют процессы формирования спроса и предложения. Приоритет в государственном регулировании в новых условиях хозяйствования отдается системе экономических регуляторов, с помощью которых анализируются и прогнозируются экономические процессы, создается продукт как в материальной сфере, так и в других сферах и отраслях экономики.

II. Функционально-организационный блок. Используются три группы важнейших показателей:

общеэкономические индикаторы, отражающие основные пропорции и структурные сдвиги в экономике, и факторы их формирования;

показатели целевого воздействия государства на развитие сфер, отраслей и региональных структур через контрактную систему обеспечения поставок продукции и товаров для государственных нужд;

– важнейшие экономические регуляторы государственного воздействия на пропорции и тенденции формирования экономики в переходном периоде. Таким образом, СНС является связующей основой интеграционной системы анализа и прогнозирования и выработки экономической политики в сфере структурной перестройки общества.

III. Информационный блок. Перестройка системы учета и отчетности, включая финансовую, банковскую и статистическую системы, предполагает разработку системы показателей, которая бы включала принципы преемственности отражения ранее имевшейся и объективно существующей экономической среды, а также последовательно и адекватно учитывала развивающие­ся процессы в экономике.

IV. Модельно-аналитический и прогнозный блок. С переходом от централизованного директивного планирования к рыночной экономике принципиально изменились подходы к методологии построения всей системы анализа и прогнозирования на макроуровне. Они предполагают совершенствование обобщающих показателей с учетом методологии мониторинга происходящих в экономике процессов.

Государственное регулирование экономического развития и экономического роста. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Идея устойчивого развития возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста и надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде, а термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 году. Устойчивое развитие связано и базируется на двух ключевых понятиях:

потребностях, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения);

ограничениях, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, предопределяющих способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Удовлетворение человеческих потребностей является главной задачей человеческого развития. Речь идет о наиболее важных для жизни человека потребностях и предоставлении для всех людей равных возможностей их удовлетворения.

Понятие «устойчивое развитие» предполагает различие между экономическим развитием и экономическим ростом. Экономический рост направлен на количественное увеличение масштабов экономики: объема материальных потоков, рост человеческих ресурсов, увеличение объема результатов человеческого труда.

Экономическое развитие предполагает качественное улучшение структуры, конструкции и композиции этих физических объемов. Однако на практике эти понятия трудно разграничить. Экономический рост является важнейшей составляющей экономического развития страны. Он характеризует его динамику, количественные и качественные изменения в экономике страны. Он отражает движение всей национальной экономики и ее основных элементов: объемов производства, цен, занятости и т.д. и обеспечивает повышение уровня жизни населения.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных направлений развития – экономического, социального и экологического и выделяет три главные цели:

– экологическая целостность;

– экономическая эффективность;

– социальная справедливость.

Экологическая целостность означает, что устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Ключевым моментом является сохранение способности таких систем к изменению, а не их сохранение в «идеальном» статическом состоянии. Снижение способности экологических систем к самовосстановлению связано с деградацией природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и утратой биологического разнообразия.

Экономическая эффективность в рамках устойчивого развития требует осознания бесперспективности экономического роста, не соотнесенного с ресурсными возможностями. Это новый взгляд на само понятие «экономическая эффективность», увязанный с экологическими последствиями.

Социальная ориентация концепции устойчивого развития является ключевой, так как принципиально важны не темпы роста, а распределение доходов. Без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно. Достойная жизнь и благосостояние всех граждан должны стать главной целью мирового сообщества.

На экономический рост влияет совокупность разнообразных факторов, которые можно объединить в три основные группы: факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения.

Факторы предложения отражают потенциальные возможности страны обеспечить экономический рост и проявляются через ее экономический потенциал и его важнейшие составляющие: природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический и т.д.

Факторы спроса обусловлены уровнем совокупности доходов и расходов в обществе, их структурой, наличием свободных капиталов и доступностью к их получению.

Факторы распределения связаны с размещением факторов производства и производственных ресурсов, структурой общественного производства, тенденциями экономического развития и др.

В зависимости от того, какие и как на данном этапе используются факторы производства, выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

В последние годы большое внимание уделяется концепции нового качества экономического роста. В соответствии с этой общепринятой в современном мире концепцией нового качества экономического роста, показательного для постиндустриального информационного общества, усилия Республики Беларусь должны быть сосредоточены на обеспечении развития экономики одновременно по четырем главным направлениям:

социально ориентированном, нацеленном на оздоровление нации, формирование всесторонне развитого и социально активного члена нового общества,

наукоемком,

ресурсосберегающем,

экологозащитном.

Эти направления приняты за основу будущей сбалансированной структуры народного хозяйства Республики Беларусь.

К важнейшим предпосылкам, способствующим экономическому росту в республике, следует отнести:

– благоприятное экономико-географическое положение в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем между экономически развитыми западноевропейскими странами и регионами Евразии, обладающими богатейшими природными ресурсами;

– достаточно хорошую обеспеченность земельными, лесными, водными ресурсами, отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов, позволяющими удовлетворять перспективные потребности в калийной и каменной соли, известковом и цементном сырье, тугоплавких и керамических глинах, строительных, формовочных и стекольных песках, песчано-гравийных материалах, облицовочном камне;

– относительно высокий уровень развития научно-технического и производственного потенциалов;

– обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами.

При прогнозировании экономического роста используются различные методы. Можно использовать факторные модели, суть которых состоит в установлении количественных связей между объемом и динамикой производства, объемом и динамикой производственных ресурсов. При прогнозировании экономического роста применяется экстраполяция, или перенесение на будущее сложившихся в прошлом и настоящем тенденций и закономерностей экономического роста. При определении темпов роста и объема общественного продукта и национального дохода используются также индексные методы расчета.

Поэтому более правильно при определении темпов роста общественного продукта использовать многофакторные модели, позволяющие учесть совместное влияние различных факторов производства.

В регулировании масштабов и темпов экономического роста важная роль отводится программно-целевому методу.

Оценка уровня экономического развития страны и эффективности общественного производства. При сопоставлении уровня экономического развития стран применяется следующая система показателей:

1. ВВП, ВНП и НД – их общий объем и расчеты на душу населения.

2. Отраслевая структура национальной экономики. Ее анализ проводится по ВВП, подсчитанному по отраслям. При сопоставлении уровня развития по отраслевой структуре изучаются соотношения между материальным и нематериальным производством, отраслями и крупными хозяйственными комплексами. Здесь важное значение имеют удельный вес машиностроения, химической промышленности, т.е. отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс, а также удельный вес топливно-энергетического, агропромышленного, строительного, оборонного и других комплексов.

3. Производство основных видов продукции на душу населения. Эти показатели позволяют судить о возможностях страны удовлетворять потребность в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики (например, производство электроэнергии, выплавка стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений и др.), а также удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования (стиральных машинах, телевизорах, холодильниках и т.д.).

4. Уровень жизни населения. Оценивается по таким показателям, как ВВП на душу населения, структура использования ВВП, особенно структура расходов на конечное потребление (личных потребительских расходов). Для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях и протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность учащихся и студентов на 10 тысяч населения, доля расходов на образование в ВВП; а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тысяч населения, число больничных коек на 1 тысячу населения, обеспеченность жильем и т.д.).

5. В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый как альтернатива ВВП для измерения социально-экономического развития страны. Он позволяет оценить характер и приоритеты в развитии страны, дать наглядное сравнение ее достижений. ИРЧП представляет собой интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.

6. Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. К ним относятся: производительность труда, капиталоемкость единицы ВВП и конкретного вида продукции, фондоотдача единицы основных фондов, материалоемкость единицы ВВП или единицы продукции и т.д.

Эффективность может рассчитываться на различных уровнях: на уровне национальной экономики, отдельных регионов, отраслей, предприятий, организаций, фирм, домохозяйств, а также на уровне отдельных предпринимательских проектов.

Отражая качественные характеристики общественного производства, эффективность выражается в количественных показателях, например, как отношение достигнутого результата к соответствующим затратам или ресурсам. Показатели могут быть представлены в абсолютном и относительном выражении. Оценку эффективности производства необходимо проводить не по одному какому-либо показателю, а по их комплексу, так как на эффективность производства влияет ряд факторов, и только применение системы дополняющих друг друга показателей позволяет сделать правильные выводы об уровне эффективности.

Наибольшую значимость при оценке эффективности общественного производства имеют следующие показатели:

производительность труда (по народному хозяйству в целом, по отдельным отраслям, по видам производства);

фондоотдача;

материалоемкость ВВП, производимых товаров и услуг.

Фондоотдача характеризует эффективность использования основных производственных фондов в народном хозяйстве в целом и в его отдельных отраслях, на предприятиях. Фондоотдача является наиболее слабым звеном экономической эффективности и наиболее весомой частью недоиспользованного потенциала общественного производства Республики Беларусь.

Материалоемкость, рассчитанная на народнохозяйственном уровне, характеризует уровень материальных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии) соответственно на единицу ВВП, а на уровне отдельных отраслей или предприятий – эффективность использования предметов труда.

Энергоемкость представляет собой показатель, характеризующий уровень потребления топливно-энергетических ресурсов внутри страны на единицу ВВП соответственно.

Металлоемкость – это показатель, характеризующий уровень затрат металла на единицу ВВП соответственно.

По оценке специалистов, потребление материальных и топливно-энергетических ресурсов в республике можно на 20-25% снизить, но достигнуть этого уровня можно лишь поэтапно в течение 10-15 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.