Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного регулирования социальной сферы




Социальная сфера – одна из основных подсистем общества, сложный, интегрированный объект, требующий правильного понимания и представления. Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных интересов и потребностей. С какой бы стороны мы не рассматривали социальную сферу, она связана с удовлетворением потребностей человека: материальных, духовных, интеллектуальных, существующих всегда во взаимозависимости.

Кроме жизненных потребностей и интересов, человек реализует и свое жизненное предназначение, что обусловливает наличие, окружающих его предметов, вещей, являющихся также составляющими социальной сферы. Следовательно, социальная сфера — это вся система жизнеобеспечения человека с момента его рождения и до погребения. Чем шире и разнообразнее социальная сфера, выше уровень ее развития, тем шире и богаче объективные возможности человека в обеспечении условий и образа его жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения его жизненных потребностей.

В широком смысле слова социальная сфера отражает и включает в себя все то, что связано с человеком, его жизнью, удовлетворением его самых разнообразных жизненных потребностей и интересов.

В узком смысле – социальная сфера отражает ту совокупность деятельности людей, ее форм и видов, посредством которых они удовлетворяют свои материальные и духовные потребности в определенных условиях и на определенном отрезке времени.

Для характеристики социальной сферы в отечественной и зарубежной литературе используются различные термины, например: «общественное благо», «качество жизни», «уровень жизни» и другие, каждый из которых подразумевает комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных компонентов, определяющих их основное содержание.

Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворенность работой, условиями быта, своим местом в обществе, возможностями воспитания и образования детей и т.д.

Качество жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей – человека (продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой – комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Связь социальной сферы с политикой проявляется через социальную политику, которая выступает как одна из важнейших составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил.

Рассматривая социальную сферу как объект государственного регулирования, заметим, что речь идет о стороне социальной сферы, касающейся удовлетворения потребностей человека, которые он в силу объективных обстоятельств не может обеспечить самостоятельно. В отношении потребностей, которые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сводится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для решения своих проблем.

Совокупность процессов и организаций социальной сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупненно выделить объекты государственного регулирования:

– население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

– политика доходов, уровень и качество жизни населения;

– социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.;

– развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.).

Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находит отражение в социальной политике государства. Социальная политика – это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными социальными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе – на повышение эффективности функционирования экономики страны.

Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле.

В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества.

Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

Социальную политику государства отличает ряд особенностей:

– она имеет дело непосредственно с человеком и ориентирована на него;

– связана со сферой распределения и потребления общественного продукта;

– социальная политика государства неотделима от экономической политики,

– социальная политика государства строится на основе принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:

– бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;

– развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;

– налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;

– создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов;

– декларирование сверхвысоких доходов граждан;

– тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;

– непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;

– совершенствование пенсионного обеспечения;

– использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;

– постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;

– повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);

– усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;

– постепенное увеличение платности услуг в социальной сфере.

В Республике Беларусь в переходный к рынку период социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как:

– рост благосостояния народа;

– стабильность денег и цен;

– высокая степень занятости;

– благоприятная для жизни окружающая среда.

Это говорит о том, что высшей целью социально-экономического развития государства становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.

Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования. Сущность населения как производительной силы общества и объекта государственного регулирования раскрывается через понятия «трудовой потенциал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы».

Трудовой потенциал – это общая численность экономически активного населения, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности. Величина трудовых ресурсов, которые могут быть использованы в общественном производстве, определяется численностью и составом трудоспособного населения. Границы трудовых ресурсов определяются физиологическими и социально-экономическими условиями и устанавливаются государством. Нижняя возрастная граница характеризует возраст, с которого в данных конкретных условиях можно считать молодое поколение потенциальной рабочей силой, а верхняя граница – это начало пенсионного периода, тот возраст, за пределами которого трудовая активность населения снижается.

К социально-экономическим условиям, определяющим границы трудоспособного возраста, в первую очередь следует отнести уровень материального благосостояния населения и требования производства к общеобразовательной и специальной подготовке работников.

Наиболее важными параметрами, характеризующими трудовые ресурсы, являются: образовательный уровень, профессионально-квалификационная, половозрастная структура, степень социально-экономической неоднородности работающих.

Для оценки состояния трудовых ресурсов используется следующая система показателей:

– общая численность трудовых ресурсов;

– среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;

– уровень безработицы и занятости населения;

– состав работающих по полу и возрасту;

– структура распределения трудовых ресурсов по видам деятельности, формам собственности, сферам производства и отраслям народного хозяйства;

– уровень образования и профессиональная подготовка кадров и т.д.

Посредством системы показателей определяются состав и структура трудовых ресурсов, основные направления и пути повышения эффективности их использования.

Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Основные параметры, характеризующие состояние рынка труда, можно представить следующим образом.

1. Предложение на рынке труда совокупной рабочей силы.

2. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных работодателей.

3. Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подготовкой к труду и учебой с отрывом от производства.

4. Потенциальная рабочая сила, занятая в домашнем хозяйстве.

К особенностям формирования рынка труда в республике следует отнести:

– высокий уровень огосударствления производства;

– слабо развитый частный сектор экономики;

– нестабильную ситуацию в экономике республики и в инвестиционном комплексе, что обусловливает «эффект замещения», когда излишняя рабочая сила в ощутимой степени возмещает недостаток современных основных фондов;

– сужение сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, что ведет к существенному падению интенсивности труда и использования фондов;

– монополию государства на рынке труда и мощное противодействие государственной политики массовой безработице;

– заработная плата еще не является доминирующим фактором в мотивации к труду;

– высокий уровень инфляции.

Все перечисленные особенности в той или иной степени влияют на ситуацию на рынке труда республики и предопределяют изменение уровня безработицы и занятости населения.

Содержание государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда. Государственное регулирование трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм.

Во-первых, в республике в условиях формирования рынка труда осуществляется переориентация деятельности самого государства – с функции монопольного работодателя на функцию посредника в сфере труда, включающей регулирование отношений между работниками и работодателями.

Во-вторых, рыночный механизм характеризует единство двух составляющих – стихийных рыночных регуляторов спроса и предложения на рынке и регулирующего воздействия государства на сферу обмена. Рынок и государственное регулирование дополняют друг друга.

Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых. Государственное регулирование может быть успешным лишь в случае, когда оно опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая направленность должна отражать экономические требования общества и реализовывать их в системе государственного регулирования.

Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда.

Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.

И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.

В составе государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда можно выделить несколько направлений:

– прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда;

– регулирование занятости населения;

– социальную защиту населения.

В 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств-членов МОТ:

– увеличение размера пособий и срока их выплаты;

– увеличение численности охватываемых пособием лиц;

– сокращение периода ожидания работы;

– обеспечение безработных медицинским обслуживанием;

– стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;

– стимулирование безработных через систему социального обеспечения к поиску работы;

– создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).

Уровень жизни населения измеряется различными индикаторами и показателями, позволяющими всесторонне его характеризовать и определить дальнейшее развитие социальной политики государства и меры по ее реализации. К таким индикаторам относятся основные параметры уровня жизни (доходы, покупательская способность, расходы, уровень образования, продолжительность жизни и др.) и конкретные, частные показатели, позволяющие отразить все стороны жизни населения (средний доход, расходы на обучение, количество лет обучения в школе и т.д.). Всемирный банк, например, использует более 90 индикаторов для характеристики социального развития 210 стран мира.

Для систематизации используемых в мировой практике социальных индикаторов и показателей их разбивают на четыре группы:

– индикаторы дохода (данные о доходах и расходах населения);

– индикаторы социального участия (индикаторы и показатели, отражающие уровень жизни семьи: структуру питания, регулярность потребления определенных продуктов, участие в общественных мероприятиях и т.д.);

– субъективные индикаторы (кого считать бедным, соотношение уровня жизни человека с уровнем бедности и др.);

– комбинированные индикаторы, включающие индикаторы дохода и недоходные индикаторы (грамотность, обеспечение жильем, здоровье и др.), они чаще всего используются для отражения уровня жизни населения различных стран.

В отечественной практике для характеристики уровня жизни населения в зависимости от поставленных целей и задач также используются различные группировки показателей. Например, для характеристики отдельных сторон жизни человека используют следующую группировку показателей:

– социально-демографические показатели (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость в целом и по отдельным социальным группам населения; удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности и др.);

– показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и др.);

– показатели, характеризующие состояние окружающей среды (вредные выбросы в атмосфере, уровень шума, обеспеченность питьевой водой и т.д.);

– показатели уровня обеспеченности жильем (общая площадь жилья на одного человека, социальная норма площади жилья на человека и т.д.);

– объемы потребления материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта, обеспеченность товарами длительного пользования и др.);

– доходы и расходы населения (в целом, по группам и на душу населения).

По функциональному признаку социальные индикаторы и показатели в системе государственного регулирования можно представить через следующие блоки.

1. Доходы и расходы населения.

2. Социальное обеспечение (пенсии, пособия, предоставляемые льготы).

3. Социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.).

4. Потребление населением материальных благ и платных услуг (обеспеченность товарами длительного пользования – холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д., радиоэлектронными средствами связи; количество механизированных прачечных, кинотеатров, театров и др.).

5. Жилищно-коммунальные условия жизни (количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отопление, число жителей, в том числе молодых семей, нуждающихся в получении и улучшении жилья, и др.).

6. Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания (количество торговых предприятий, их удаленность от потребителей, объем реализации товаров в торговых предприятиях различных форм собственности, обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.).

7. Транспорт и связь (транспортная подвижность населения, количество поездок одним жителем в общественном транспорте, удаленность остановок общественного транспорта от мест работы и проживания, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 100 жителей и др.).

8. Охрана здоровья населения (средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, наличие инфекционных заболеваний, качество продуктов питания и др.).

9. Рабочее, внерабочее и свободное время (продолжительность рабочего дня, время, связанное с прибытием на работу и возвращением домой, восстановлением жизнеспособности, повышением общеобразовательного потенциала и др.).

10. Организация и условия труда (коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.).

11. Состояние и охрана окружающей среды (наличие вредных выбросов в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных веществ и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.