Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие управленческих решений по ценообразованию Основные подходы к ценообразованию. Модификация цен




Среди целей бухгалтерского управленческого учёта установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.

Искусство определения цены заключается в возможности осознания положения на рынке в целом и предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер задумывается, будет ли спрос на его продукцию по предлагаемой цене.

В управленческом учёте используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены» и «краткосрочный нижний предел цены».

Долгосрочный нижний предел цены показывает,какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел цены – эта та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».

Цена на продукцию в условиях рынка. Должна устанавливаться с учётом факторов, влияющих на формирование цены. Эти факторы можно разделить на внутренние и внешние.

Основные внутренние факторы: -себестоимость продукции; необходимость долгосрочных капитальных вложений; ограниченность производственных ресурсов; трудоёмкость производства.

Основные внешние факторы: общий спрос на рынке4наличие на рынке аналогичных товаров; качество конкурирующей продукции; сезонность покупательского спроса.

Основные методы установления цены, базирующейся на затратах: по переменным затратам, валовой прибыли, рентабельности продаж, рентабельности активов.

Метод переменных затрат заключается в том,что для каждого вида продукции определяются1)переменные производственные затраты на единицу продукции(ПЕРЗ1), на объём(ПЕРЗ);постоянные общепроизводственные затраты ОБЩЗ);коммерческие, общеадми нистративные расходы(КОМР); планируемая величина прибыли (ПРпр).2)рассчитывается процентная наценка к переменным производственным затратам по формуле:

(14)

рассчитывается цена по формуле

; (15)

Пример. Предприятие выпускает продукцию А. Прямые материальные и прямые трудовые затраты на единицу продукции составляют соответственно 50 и 20 руб., переменные общепроизводственные затраты-10 руб.; постоянные общепроизводственные расходы-250 000 руб.; коммерческие и общеадминистративные расходы -200 000 руб.Размер желаемой прибыли -360 000 руб.

Определить цену если планируемый объём производства должен составить -360 000 руб.

Решение: 1) определим переменные затраты на единицу продукции:

ПЕРЗ1=50 руб.+20 руб. +10 руб. =80 руб.

2)определим переменные затраты на объём продукции:

ПЕРЗ= 80 руб..х 120 000 ед. =9600 тыс. руб.

3)рассчитаем процентную наценку:

Пр н=(360 тыс.руб. =450 тыс. руб.):9600 тыс. руб.=810 тыс. руб.: 9600 тыс. руб. = 0,084

4)цена продукции А составит:

Ц= 80 руб. х (1 + 0,084)=86,72 руб.

Таким образом,чтобы покрыть все затраты на производство продукции и получить прибыль в размере360 тыс. руб., предприятию необходимо установить цену на продукцию А в размере 86,72 руб.

Метод переменных затрат целесообразно использовать. если соблюдены условия:

-стоимость активов,вовлечённых в производство каждого вида продукции на предприятии одинакова;

- отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции.

Метод валовой прибыли.

Для каждого вида продукции определяются:коммерческие,обще-1 административные расходы(КОМР);суммарные производственные затраты(ПРЗ)(если известны переменные производственные затраты (ПЕРЗ) и постоянные общепроизводственные затраты(ОБЩЗ)).

Суммарные общепроизводственные затраты определяются по формуле:

; (16)

Соответственно суммарные производственные затраты на единицу продукции

, (17)


где: К количество единиц продукции.

Задаётся планируемая величина прибыли (ПРпр).

На основе этого рассчитывается ставка процентной наценки к валовой прибыли(разность между выручкой от реализации и себестоимость реализованной продукции) по формуле:

. (18)

Цена продукции рассчитывается по формуле:

(19)

Пример. Используя условия предыдущего примера, определим цену продукции А.

1.Рассчитаем общие суммарные производственные затраты:

ПРЗ=ПЕРЗ+ОБЩЗ=9600 тыс. руб. + 250 тыс.руб.+9860 тыс.руб.

2.Определим валовую прибыль, суммируя коммерческие, общеадминистративные расходы и планируемую величину прибыли:

ВПР= 360 тыс. руб.+200 тыс. руб.= 560 тыс. руб.

3.Ставку процента наценки рассчитаем по формуле:

Прн =(ПРпр +КОМР): (ПЕРЗ+ОБЩЗ)=56 тыс. руб.: 9 850 тыс. руб.=0,0569.

4.Определим производственные затраты на единицу продукции:

ПРЗ1=ПРЗ: К=9850 тыс. руб.: 120 тыс. ед.=82,08 руб.

5.Цена продукции А составит

Ц=ПРЗ1х (1+Прн)=82,08 руб. х (1+ 0.0569)=86,75 руб.

Таким образом, чтобы покрыть все затраты и получить планируемую прибыль в размере 360 тыс. руб.,необходимо установить цену на уровне 86,75 руб.

Метод валовой прибыли достаточно прост и не требует разделения затрат на переменные и постоянные.

Метод рентабельности продаж.

При установлении цены продукции данным методом необходимо:

Указать суммарные затраты на производство продукции (ЗАТ);

Рассчитать суммарные затраты на единицу продукции: ЗАТ=ЗАТ: К;

Указать планируемый размер прибыли (ПРпр).Для этого рассчитывается значение ставки процентной наценки как отношение планируемой прибыли к суммарной величине затрат по формуле:

Прн = Прпр: ЗАТ.

Цена продукции рассчитывается по формуле: Ц=ЗАТ х (1+ Прн).

Пример.

Используем условия примера 1.Тогда формирование цены продукции А будет осуществляться следующим образом:

1.Общие затраты предприятия:ЗАТ=250 тыс. руб. +200 тыс. руб. + 9600 тыс. руб.= 10 050 тыс. руб.

2.Затраты на единицу продукции:

ЗАТ1=10 050 тыс. руб.: 120 тыс. ед.=83,75 тыс. руб.;

3.Ставка процентной наценки рассчитывается по формуле:Прн=Прпр:ЗАТ=360 тыс. руб.: (250 тыс.руб. +200 тыс. руб.+9600 тыс. руб.)=360 тыс. руб.: 10 050 тыс. руб.= 0,0358;

4.Цена составит:

Ц=ЗАТ1х (1+Прн)=83,75 тыс. руб. х (1+ 0,0358)=86,75 тыс. руб.

Предприятия обычно разрабатывают не одну цену, а систему ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий. Эта система цен особые качественные характеристики товара,модификацию продукта, различия в ассортименте, а также внешние факторы реализации -географические отличия издержек и спроса, сезонность и др. Используются различные виды модификации цен:системы скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен.

Затратный подход к ценообразованию - в основе лежит такая категория, как затраты фирмы на производство сбыт товара, подтверждённые бухгалтерскими документами. Это метод, с помощью которого для определения цены применяются фактические затраты фирмы на производство и сбыт продукции. Этот метод имеет недостаток в том, что во многих случаях до того, как цена будет установлена невозможно точно определить величину удельных затрат на единицу продукции, которые должны стать основой цены. Это связано с тем, что при рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяется возможным объёмом продаж и соответствует возможному объёму производства, от масштабов которого зависит величина удельных затрат на выпуск единицы продукции (при росте объёма выпуска продукции снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции).

Сущность ценностного метода в том, продавец, при определении уровня цен на продукт должен исходить из оценки его ценности покупателем. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить продукт по наименьшей цене его ценности. А экономический интерес продавца- продать по цене. которая обеспечивает наибольший уровень прибыли.Альтернативность этих интересов формирует соотношение между уровнем затрат и прибылью продавца. Достичь такой компромисс в процессе ценностного подхода к ценообразованию можно тогда, когда используются гибкие механизмы управления ценами.

Затратный подход представляет собой пассивное ценообразование, а ценностный подход - активное.

Схема двух подходов к ценообразованию: затратный—продукт –технология- затраты- цена- ценность- покупатели; ценностный—покупатели -цена- ценность- затраты- технология –продукт.

В управленческом учёте используют два термина:долгосрочный и краткосрочный нижний предел цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает,какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел эта та цена, которая способна покрыть только переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».В некоторых ситуациях при недостаточно

 

загруженных производственных мощностях, принятие дополнительных заказов может быть оправдано в том случае, когда установленная цена не покрывает полных издержек. Установить цены на такие заказы можно до её краткосрочного нижнего предела.

Пример. Предприятие производит калькуляторы и продаёт их оптом по цене 200 руб. за штуку.Ниже приводится информация об издержках производства и обращения в расчёте на калькуляционную единицу(руб.):

Прямые материальные затраты-40;

Прямая заработная плата-60;

Переменные косвенные расходы-20;

Постоянные косвенные расходы-50;

Коммерческие расходы (переменные)-10;

Коммерческие расходы (постоянные)-5.Итого -185 руб.

Производственная мощность предприятия-15 000 шт.,калькуляторов в месяц. Фактический объём производства за месяц составляет 10 000 шт., т.е. мощности не полностью загружены и имеются резервы по дальнейшему наращиванию производства.

Предприятие получило возможность подписать контракт на производство дополнительной партии калькуляторов,(1000 шт.) по цене 170 руб.Стоит вопрос следует ли принимать данное решение.

На первый взгляд, должен последовать отрицательный ответ, ведь цена контракта (170руб.) ниже полной себестоимости изделия-185 руб. Однако,так как речь идёт о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже учтены калькуляцией фактического выпуска продукции(10 0000, т. е. заложены в себестоимости, а следовательно и в цену производственной программы предприятия. Известно,что в рамках определённой масштабной базы постоянные расходы не меняются при колебаниях объёма производства.Поэтому подписание контракта не приведёт к их росту.Это в свою очередь означает, что принимая решение в отношении дополнительного заказа предлагаемую цену следует сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции.В данном случае переменные издержки необходимы для производства одной калькуляционной единицы, составляющей 130 руб., цена по контракту-170 руб.Следовательно поступившее предложение выгодно предприятию.

 

Контрольные вопросы

1.Какие оперативные задачи и задачи перспективного характера решаются на базе информации бухгалтерского управленческого учёта?

2.В чём сущность и практическое значение анализа безубыточности?

3.Каковы возможности системы «директ- костинг» в области оптимизации производственной программы?

4.Как устанавливается цена безубыточной продукции?

5. Что является базой распределения постоянных расходов?

6.Охарактеризуйте ключевые моменты CV P анализа?

7.Каково содержание системы управления затратами?

8.Раскройте понятие модификации цен?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.