Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Социально-психологические основы семейного консультирования




1. Трудности в оказании психологической помощи семье. Семейные мифы.

2. Социально-психологические методы диагностики и коррекции семьи в системной парадигме.

 

Вопрос 1. Работа с семьей – одна из самых сложных в психологической практике. Во-первых, нет единого понимания сущности семьи и ее структуры. Кого можно считать семьей? Кто состоит в «объективном» родстве или только того, кого я считаю своей семьей? Отсюда – разнообразие подходов к психокоррекции семейных отношений. Во-вторых, каждый человек имеет свой опыт семейных отношений и считает его единственно правильной моделью отношений вообще. В сфере семьи очень сильно влияние социальных стереотипов и воздействие обыденного опыта. В-третьих, многие стороны семейной жизни скрываются от других людей (не-членов семьи), события в семейной жизни постоянно меняют свое место, значимость, границы и т.д. В работе с семьей всегда важно учитывать то, что в ней одновременно представлено два противоположных вектора: реальность отношений и внутренние представления, семейные мифы.

Термин «семейные мифы» был предложен Феррейрой для обозначения защитных механизмов, используемых для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Иногда используют понятия-синонимы: «убеждения», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «образ семьи», «верования». Семейные мифы представляют собой согласованные выборочные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях. Эти представления призваны создать для каждого члена семьи и для окружающих людей публичный образ семьи. Цель такого мифотворчества – закамуфлировать неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласование неких идеализированных представлений друг о друге. Семейный миф может быть неосознаваемым взаимным соглашением между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы препятствовать осознанию отвергаемых представлений о семье в целом или о каком-то конкретном ее члене.

Семейные мифы могут существовать в форме «расщепления» или когнитивных селективных сценариев.

Расщепление бывает двух видов. Первый – когда члены семьи имеют сходные личностные проблемы. При этом «отвергаемые» стороны представлений о себе у каждого из супругов проецируются за пределы семьи и солидарно не воспринимаются обоими. Например, вытесняемые сексуальные импульсы провоцируют на создание мифа о членах семьи как «чистых, идеальных людях», тогда как другие люди считаются грязными, распущенными, распространяя эту оценку вплоть до всего общества.

Второй вид расщепления – один из членов семьи ищет в другом те качества, которые бессознательно воспринимаются им в качестве символов подавленных аспектов собственной личности. Суть мифа – каждый неосознанно поддерживает в другом проявление тех качеств, которые он не признает в себе, т.е. один поощряет другого на такие формы поведения, которые он сам боится реализовать.

Когнитивные селективные сценарии представляют собой длительно существующий, динамичный, устойчивый к воздействиям извне образец реагирования или деятельности членов семьи в определенном семейном контексте. Сценарий складывается уже из имеющихся элементов семейной мифологии и актуализируется по потребности при меняющемся характере взаимодействий в семье.

Наиболее часто в дисфункциональных семьях (по Эйдемиллеру) наблюдаются следующие семейные мифы:

«Мы такая отличная семья, но другим не дано этого понять»

«Он такое поганец (ребенок), что не стоит нашей заботы»

«Он очень чувствительный и требует особого отношения к себе, мы живем только для него»

Эти мифы предъявляются семейному психологу, учителям, врачам, знакомым. Они предполагают наличие определенной структуры: семья с кумиром, козел отпущения и др.

В основе мифов лежат неосознаваемые эмоции, определенным образом связывающие членов семьи: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли.

Учитывая все эти сложности, перед психологом всегда стоит задача определить необходимость семейной психокоррекции (показания). Следует разделять диагностическое обследование семьи в психокоррекционных целях, когда заранее известно, что в возникновении той или иной проблемы связано с нарушениями семейной жизни (невротические развития, аддиктивное поведение, диссоциальное поведение, суициды, сексуальные нарушения). В этом случае психолог просто проверяет это предположение в отношении конкретной проблемы конкретного клиента. И затем работает индивидуально с учетом этого фактора: либо с одним клиентом, либо с каждым членом семьи отдельно (в последнем случае лучше направить членов семьи к другому психологу). Психологические проблемы клиента могут существовать вне связи с нарушениями семейных отношений. Семейная психокоррекция показана, когда нарушения в семейных отношениях оказывают явное влияние на возникновение и течение проблемы. Например, когда члены семьи переживают негативные чувства по отношению к проблемному родственнику. Или когда психолога просят быть посредником между членами семьи.

Вопрос 2. Какую психодиагностическую информацию необходимо получить перед началом процесса оказания помощи семье?

1. Общие сведения: состав, возраст ее членов, социальный статус.

2. Отдельные аспекты (модель МакМастерса):

1) способность семьи к решению проблем – способность понять, что перед ними стоит проблема, осознание наличия проблемы, способность говорить об этой проблеме, способность рассматривать альтернативные пути решения проблемы, способность принять одно приемлемое решение, способность осуществить принятое решение, способность адекватно оценивать результаты своих попыток решения проблемы;

2) коммуникативные характеристики – открытость или замаскированность сообщений («пойдем, прогуляемся» или «а как насчет того, чтобы подышать свежим воздухом»), а также – прямая или косвенная информация преобладает (прямая – непосредственно лицу, которому адресована информация, косвенная – информация передается через посредника);

3) ролевая структура (кто какую функцию выполняет);

4) аффективные связи между членами семьи;

5) отношение каждого члена семьи к семье, привязанность к семье – недостаточная вовлеченность, нарциссическая вовлеченность (семья удовлетворяет чувство тщеславия, укрепляет самооценку), сверхвовлеченность (крушение семьи равнозначно крушению личности, полное слияние), симбиотическая связь (неспособность жить самостоятельно, полная зависимость от других);

6) поведенческий контроль (как семья регулирует поведение своих членов – ригидный контроль, хаотический, гибкий).

Как получить эту информацию?

Методика присоединения С. Минухина. Длительное присоединение психолога к семье: совместное проживание, или проведение досуга. Наблюдение в естественных условиях, без вмешательства. Психолог старается усвоить неписаные правила поведения в семье и осуществляет их на практике, проверяя правильность своих представлений, действия осуществляются только в соответствии с выявленной структурой (например, если мать – лидер, то психолог общается с другими только через нее). Прием мимезиса – воспроизведение стиля общения в семье вплоть до употребления тех же слов и оборотов.

Можно использовать анализ видеозаписей процесса совместного выполнения заданий в комнате психолога. Для этого разрабатывается оценочная шкала: характер телесных контактов, особенности контакта глазами, особенности интонации, скорость речи, дистанция.

Применяются опросники, опирающиеся на самооценку членов семьи: уровень удовлетворенности, понимания, ожиданий. Здесь проблема «искажения перспективы наблюдателя»: наблюдающий за собой видит себя не так, каким его видят другие.

Алгоритм работы. В психологической помощи семье есть работа с семьей, а есть семейная психотерапия. Работа с семьей – это работа с идентифицированным клиентом (тот, у которого проблема) или привлечение семьи к коррекции клиента, у которого проблема. Это не семейная терапия. Семейная терапия начинается и заканчивается со всеми членами семьи вместе.

1. Индивидуальная беседа с тем членом семьи, который оказался на приеме. Прояснение проблемы, информация о составе семьи, социальном статусе, возрасте. Выяснение наличия конфликтов, уровень удовлетворенности семейными взаимоотношениями, напряженности, степени взаимопонимания, характеристики эмоциональных отношений.

2. Договор на работу с членами семьи. Обязательное условие проведения семейной терапии – сбор ВСЕХ членов семьи вместе. Это условие позволяет воспроизвести и проявить в кабинете психолога реально существующую систему семейных отношений. Если индивидуальная терапия направлена на внутренний мир клиента, на его представления о семье, то семейная терапия направлена на складывающуюся в кабинете психолога систему отношений между членами семьи. Возможны нечастые встречи в неполном составе, если выпавший член семьи САМ предупредить о своем неприходе заранее.

3. Прояснение индивидуальных представлений о семье у ее членов. У каждого члена семьи имеются свои представления о том, что такое семья. Но есть и реальные отношения, которые могут не совпадать с этими представлениями. В семейной психокоррекции психолог выступает зеркалом для членов семьи (с помощью психолога семья исследует саму себя). Семейная терапия будет возможна только в том случае, если члены семьи не только пришли все вместе, но и если их представления о том, что такое семья будут согласованы. Рассказы «семья глазами каждого члена семьи» (сочинения). Еще до первой семейной сессии собирается эта информация и выдвигается гипотеза о системе взаимоотношений.

4. Первая семейная сессия – «циркулярное интервью». Направлено на прояснение системы взаимодействий в семье. Последовательные интервью с каждым членом семьи по очереди. Участники рассаживаются свободно, как хотят в круговом пространстве, терапевт среди них и опрашивает их по кругу. Используется присоединение через синхронизацию дыхания к тому, кто говорит, прямое и непрямое отражение позы, мимики, жестов участников интервью, подключение по скорости, громкости, интонации говорящих, отслеживание глазодвигательных реакций говорящих с целью верификации предъявляемой ими информации и отражение обнаруженных несоответствий (важно сохранить проявляющуюся структуру ролей, не корректировать ее в ходе интервью):

1) кто направил, какие ожидания, что за проблему собираемся решать;

2) как в настоящее время выглядит трудность/проблема, с чем пришел каждый. Когда возникла проблема, на каком фоне. Если проблема возникла не впервые, то как справлялись раньше;

3) прояснение того, как члены семьи себе представляют происходящее. Например, клиент говорит: «Когда моя мать хмурится в ответ на мое поведение, то у меня падает настроение». В этот момент психолог прерывает говорящего и спрашивает у остальных: «А что вы чувствуете, когда мать хмурится?» «А вы, мама, что чувствуете при этом? Как вам слышать это от своих членов семьи? Какую реакцию вызвало в вас это высказывание?» Психолог должен сохранять нейтральную позицию по отношению ко всем членам семьи;

4) в циркулярном интервью раскрываются трудности, которые вплетены в систему взаимодействий. Появляется возможность осознать, что запускает проблемное взаимодействие и что можно сделать, чтобы ситуация не ухудшалась. Психолог осуществляет ПОЗИТИВНУЮ КОННОТАЦИЮ поведения каждого члена семьи («он ведет себя не для того, чтобы сделать другому плохо, а потому что хочет, чтобы было хорошо»);

5) исследование ресурсных состояний каждого члена семьи и всей семьи в целом: «Был ли в вашей жизни момент, когда вы добились успеха?», «Был ли в вашей жизни момент, когда вы все вместе достигли согласия?», «Как вы это сделали?»;

6) вопросы на будущее: «Что произойдет с семьей, если ничего не изменится? Что произойдет, если что-то изменится?».

5. В циркулярном интервью необходимо мало центрироваться на чувствах, но больше – на стереотипах и реакциях взаимодействия. Результатом интервью становится психологический контракт на работу, а также – диагностика (самодиагностика семьи).

6. Реконструкция семейных отношений. Одна из форм работы – составление генограммы – семейной истории. Многие стереотипы поведения воспроизводятся в поколениях. Многие закономерности воспроизводятся в поколениях. С помощь генограммы можно узнать семейную историю и правильно записать ее. Метод генограммы придумал Мюррей Боуэн. Для этого необходимы цветные карандаши, ватман, условные обозначения (приложение). Клиент выбирает карандаши и рисует первую структуру. Консультант по ходу выполнения задания спрашивает: «Где здесь ты?», «Это вся структура?». Когда вся генограмма нарисована, консультант перерисовывает структуру по определенным правилам: снизу вверх, начало – слева, продолжение – справа. Люди, относящиеся к одному поколению, должны находится на одном уровне. Затем консультант продолжает вопросы: «Связаны ли эти люди местом проживания – кто живет под одной крышей, кто живет на одной улице, в одном районе, в одном городе и т.д.» - другими цветами вырисовывается ареал семьи. На генограмме отмечается клиент, указываются имена, даты, семейные события (переезды, перемены). Также записываются семейные традиции, обряды. Кризисы семейных отношений часто связаны с отсутствием ритуалов, знаменующих переход от одного уровня развития семьи к другому. Если нет ритуала перехода, то нет и реальной возможности перестроить отношения. Выделяют три базовых кризиса семейных отношений: свадьба, рождение нового члена, уход члена семьи. Важный ритуал – горевание об ушедшем (члене, событии, прошлом). Страх изменений мешает. Страх перед будущим. Его необходимо разделить, проговорить.

7. Для реконструкции отношений можно использовать упражнение: сесть на 15 минут вместе и говорить по очереди о том, о чем каждый хочет сказать. Цель – научиться слушать, слышать и улавливать главное – о чем все-таки не сказано, о чем не горевали. Консультант помогает проявиться тому, что боятся проявить, сделать открытым, одновременно раскрывая ресурс для преодоления этого страха. Ресурсом может быть:

1) чувства;

2) социальные установки, традиции (потребность аффилиации);

3) цели (достижение чего-то совместно);

4) общий опыт преодоления, переживания.

Важно прояснение реальных ценностей. Можно опираться на расчет: что получаешь взамен на то, что даешь (ожидаешь получить), тогда возникает договор об отношениях.

8. Прояснению тайны семейных отношений и скрываемых ценностей может помочь процедура дебрифинга. Дебрифинг позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать, какие реакции бывают обычно на события и как с ними справляются. Психолог просит ответить на следующие вопросы: вспомните опыт, который вы имели на этой встрече (предыдущих встречах); о чем вы подумали, когда впервые соприкоснулись с этим опытом? Какова была ваша первая мысль, когда началась терапия? Психолог кратко перефразирует каждый ответ. Что для вас было самым тяжелым в этом опыте? Какие чувства вы испытывали в тот момент, когда было очень тяжело? Сейчас у вас есть возможность поделиться этим чувством, получить поддержку от своих родственников. Задача психолога показать, что любые эмоции важны и достойны уважения, имеют право на существование. Как бы вы могли позаботиться о себе после того, как соприкоснулись с тем, что было на наших встречах? Представьте себя в будущем: какое между вами будет взаимодействие, что получается, что не получается? Последующее обсуждение позволяет определить наиболее эффективные способы использования ресурсных состояний.

Техника генограммы как психокоррекционной процедуры.

В рамках системной парадигмы генограмма направлена на то, чтобы показать влияние социального контекста на жизнь клиента. Она позволяет увидеть то, как клиент видит свое социальное окружение, социальный контекст своей жизни.

Генограмма может быть использована в психолого-педагогической коррекции системы межличностных отношений четырьмя способами.

Для выявления системных механизмов возникновения проблемы. Например, в системной семейной психокоррекции для того, чтобы понять, как функционирует система отношений на протяжении длительного периода времени, и насколько велика эта система по сравнению с тем, как это себе представляет клиент. Помимо семьи в системной парадигме генограмму можно использовать для коррекции системы межличностных отношений, например, у сексуальных партнеров или в рамках профессиональных отношений, для индивидуальной коррекции чувства одиночества и социальной зависимости. Или в любых случаях, когда речь идет о недостаточной выраженности чувства социально-психологической поддержки со стороны окружения. Генограмма позволяет, во-первых, изменить взгляд на интерпретацию своего одиночества как глобального одиночества – увидеть скрытый ресурс общения и социального взаимодействия; во-вторых, - визуализировать круг знакомых по степени эмоциональной близости.

Для выявления наиболее проблемных областей и вовлечения для их разрешения других элементов системы, которые напрямую не связаны с решаемой проблемой, однако, через системные механизмы косвенно поддерживают ее существование. Генограмма позволяет увидеть, как изменение в одной части системы участвует в возникновении другой проблемы. Например, увидеть, как смерть матери или развод родителей повлияли на систему семейных отношений. Можно прояснить для клиента важность тех или иных отношений в свете возникновения текущей проблемы.

Для выявления групповых паттернов проблемного взаимодействия. Например, если клиент вовлечен в криминальное поведение, можно увидеть повторение этого паттерна у других членов семьи во временной перспективе или у членов референтной группы (не семейная, а социальная генограмма).

Для переопределения (переформулирования) основной проблемы как совокупности разных проблем, возникающих в одной системе. Это позволяет увидеть проблемы в отдельности: какие поведенческие модели возникают в системе отношений, где они возникают. Это позволяет прекратить повторение разных поведенческих паттернов, приводящих к одной проблеме. Например, как один и тот же паттерн определяет выбор партнера (как первый романтический интерес определяет последующие выборы партнера).

Два способа конструирования генограммы: стандартный и луковичный. Один может дополнять другой по качеству получаемой информации. Так, согласно стандартной генограмме можно определить общий круг семьи (социальных связей) и характер взаимодействий между членами. Луковичная генограмма позволяет определить степень социальной дистанции между упоминаемыми членами социального контекста и клиентом, определить эмоционально избегаемых членов (что создает ощущение одиночества при наличии социального окружения).

Луковичный способ.

Это послойное изображение социального контекста, когда клиент находится в центре «луковицы», а вокруг него образуются слои (кольца) отношений, образованные на различных степенях близости к нему. Психолог рисует на листе бумаги три концентрических круга и объясняет клиенту концепцию луковичной генограммы: у людей есть биологическая семья, которая изображается с помощью стандартной генограммы, тогда как у человека всегда есть в окружении другие люди, с которыми устанавливаются отношения различной степени близости. Кроме того, у человека всегда есть представление о том, кто на самом деле образует его/ее семью (не обязательно это должны быть кровные родственники). И клиенту дается инструкция, разместив себя посередине листа бумаги, пометить, кого он/а считает членом своей семьи и какова степень близости каждого члена к нему/ней и степень близости по отношению к другим членам семьи. Дается разрешение пририсовывать дополнительные круги отношений, если трех окажется недостаточно.

В одном из примеров использования сравнительного анализа генограмм говорится о том, что на стандартной генограмме клиент указала всех «объективно имеющихся» членов семьи, тогда как на луковичной генограмме она вовсе не отметила мужа и сестру, не имеющую детей. Это оказалось важным визуализировать, чтобы понять, откуда проистекают ее проблемные реакции на мужа и сестру: она считала их «несуществующими», поскольку они не помогали ей так, как она этого хотела, что и приводило к самоизоляции от них. Это подтолкнуло к дальнейшему анализу других жизненных сфер, в которых также был обнаружен паттерн самоизоляции от других людей и его непродуктивность в отдельные моменты жизни.

Одним из вариантов луковичной генограммы может быть изображение не только степени социальной близости, но и распределения власти в отношениях между членами (тогда можно рисовать несколько разных луковичных генограмм по разным основаниям). Если клиент предлагает нарисовать луковичную генограмму по другому основанию, нежели социальная дистанция, то не следует отказываться от возможности увидеть и сравнить разные взгляды на социальный контекст. Так, в генограмме властных отношений может быть представлено меньше людей, или могут встретиться другие люди (о которых еще не шла речь), или люди могут занимать другие места по отношению к центру луковицы (клиенту).

Контрольные вопросы к лекции.

1. В чем заключается сложность оказания психологической помощи семье?

2. Что такое «семейный миф»? И что лежит в его основе?

3. Какие виды «расщепления» (селективного восприятия) вы знаете?

4. Какую психодиагностическую информацию необходимо получить перед началом процесса оказания помощи семье?

5. Чем работа с семьей при оказании психологической помощи отличается от семейной психотерапии?

6. На что направлено циркулярное интервью?

7. С чем может быть связан кризис в семейных отношениях?

8. Где может быть обнаружен ресурс справиться с проблемой в семейных отношениях?

Список литературы.

1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: «Питер», 2001. С. 66-90, 99-117, 130-142, 155-160, 172-200.

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. С 364-389.

3. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. С. 22-53

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.