Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9. Тема: Основы экологического права




Тема: Основы экологического права.

План

1. Источники экологического права.

2. Государственные органы охраны окружающей среды.

3. Экологическая экспертиза.

4. Экологический мониторинг.

5. Экологический вред и экологический риск

6. Ответственность за экологические нарушения.

Право — единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.

Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах со-хранения и рационального использования окружающей природной среды.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;

4) правительственные природоохранные акты

5) нормативные акты министерств и ведомств

6) нормативно-правовые решения субъектов Федерации и органов местного самоуправления

1. Конституционные основы о храны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (эко-логическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, о радиационной безопасности населения, об отходах производства и потребления и т.д.

Систему экологического законодательства возглавляет Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991), 20 декабря 2001 г.

Земельный кодекс РСФСР (1991 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) новая редакция 2007 г. регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей природной среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1982).

Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК, ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения»(1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в Законе РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991) Закон РФ «О санитарном и эпидемиологическом благополучии населения» (30 марта 1999 г.) и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в качестве документов, изданных Правительством РФ «Экологическая доктрина Российской Федерации», одобрена 31.08.2002.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, исполкомов, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды. Например, законодательный акт Свердловской области 1998 г. «Об экологическом мониторинге», Томской области, 1997 г. «Об экологическом аудите».

 

2. Государственные органы охраны окружающей природной среды

Центральный орган федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкологии России). Госкомэкологии России имеет соответствующие подразделения в республиках, краях, областях, во многих городах и районах. Комитет направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стране, осуществляет контрольно-инспекционную деятельность, выполняет информационную и воспитательные функции, руководит заповедным фондом, развивает международное экологическое сотрудничество. Важнейшими функциями республиканских, областных, городских и др. комитетов по охране окружающей среды являются:

1) проведение государственной экологической экспертизы;

2) выдача разрешений на выбросы и сбросы вредных веществ;

3) выдача разрешений на захоронение токсичных отходов.

4) определение нормативов, лимитов и условий природопользования;

5) координация деятельности экологических служб, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

Система центральных органов исполнительной власти в сфере экологии неоднократно менялась. Например, в 1991 г. Госкомитет РСФСР по экологии и природопользованию был преобразован в Министерство экологии и ПР. В 1992 Минэкологии РФ переименовано в Министерство ООС и ПР РФ. В 1993 г. природоресурсные органы вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами. В 1996 вместо Министерства ООС и ПР создан Госкомитет по ООС и отдельно - Министерство природных ресурсов (МПР) РФ. Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г (№ 867) вновь произведено изменение структуры органов специальной компетенции. Упразднены: Госкомитет РФ по земельной политике (Госкомзем), Госкомэкология, и Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз), образована Федеральная служба земельного кадастра. Основной недостаток - нет разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций. Было грубо нарушено природоресурсное законодательство - МПР эксплуатировало и одновременно охраняло водные объекты, леса, животный мир, недра. Чтобы устранить эти недостатки по инициативе Президента РФ в 2004 г. была вновь проведена реорганизация государственных органов исполнительной власти в сфере экологии. При этом были созданы Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба экологического, технического и атомного надзора (Ростех надзор) и Федеральное агентство по лесному хозяйству. Все они входят в состав МПР РФ. Получается, что Ростехнадзор контролирует соблюдение природоохранных нормативов в при осуществлении производственной и иной деятельности, а Росприроднадзор - состояние ОС. Разделение их полномочий до сих пор никому не ясно, и в области государственного экологического контроля сложилась полная неразбериха.

Министерство природных ресурсов надведомственным органом, на него возложены следующие функции:

I. - осуществление государственной политики в сфере ООС и ППз;

II. - обеспечение экологической безопасности и сохранения биоразнообразия;

III. - межотраслевая координация и регулирование в сфере экологии;

IV. - осуществление государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы;

V. - управление природными заповедниками и другими ООПТ.

Кроме МПР, к специальным органам, осуществляющим ведомственные функции, относятся:

- Федеральная служба земельного кадастра;

- Госкомитет РФ по рыболовству;

- Росгидромет - федеральная служба по гидрометеорологии и монито¬рингу загрязнения ОС;

- Госсанэпидемнадзор (в составе Министерства здравоохранения);

- отдельные комитеты в составе Министерства сельского хозяйства. Другие государственные органы имеют кроме природоохранных функции и иные задачи. Это функциональные специальные органы. К ним относятся: - федеральная служба геодезии и картографии;

- МВД (предупреждение и пресечение экологических преступлений), борьба с браконьерством и т.д.

- Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

- Федеральный горный и промышленный надзор России (Горпромтехнадзор);

- Министерство обороны (управление экологии и специальных средств защиты);

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природной среды, прежде всего атмосферного воздуха и поверхностных вод. С этой целью Росгидромет организует широкую сеть наблюдательных пунктов, постов, станций.

Ликвидация последствий экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями и производственными авариями, находится в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важные функции в составе Государственных органов экологического управления выполняют также Госатомнадзор России (вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии ), Госгортехнадзор (контролъ за пользователями недр), МВД России ( охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.