Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогов и сборов в РФ

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 статьи 12.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 Налоговым кодексом.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

 

\

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

 

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

 

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должна содержаться исчерпывающая информация, которая позволила бы конкретно утвердить элементы налога. Нечеткость, двусмыслен­ность или неполнота закона о налоге могут привести:

- с одной стороны, к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях;

- с другой стороны, к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона и др.

Число налогов велико, и структура их различна, тем не менее для каждого из них должны быть определены налогоплательщики и элементы налога. Если законодатель по какой-то причине не уста­новил или не определил хотя бы один из них, то обязанность налого­плательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев - уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом. Четкое определение элементов налога способствует планированию развития бизнеса, определению финан­сового результата предпринимательской деятельности, что особенно важно при рыночных отношениях.

Элементы налога. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие элементов налога. Налог счита­ется установленным лишь в том случае, когда определены налогопла­тельщик и элементы налогообложения, к которым относятся:

- объект и источник налога;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка (норма налогового обложения);

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога;

- бюджет или внебюджетный фонд, куда зачисляется налого­вый оклад.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств (организации и физические лица). Различают организации-резиденты и организации-нерезиденты. Их правовое определение в национальных налоговых законодательствах отлича­ется конкретностью признаков. Типичными признаками выступают: место регистрации, место экономической деятельности и место управ­ления. Резиденты отвечают перед отечественным законодательством по всей сумме и видам доходов, а также по всем видам налогов. Нере­зиденты уплачивают налоги только от дохода, полученного на терри­тории данной страны. Этот же принцип применяется при исчисле­нии налогов от доходов физических лиц.

В правовых документах, наряду с понятием 4:налогоплательщик~, определяются и такие элементы налога, как налоговый агент, сбор­щик налогов и носитель налогов.

Налоговый агент - это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплатель­щика и перечислению в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды налогов. Он должен правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и пере­числять в бюджеты соответствующие налоги, вести учет выплачен­ных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, предоставлять в налоговый орган по месту учета документы, необходимые для осуществления контроля за правиль­ностью исчисления и перечисления налогов. Например, исчисление и перечисление налога на доходы физических лиц осуществляются налоговым агентом (организации, индивидуальные предпринима­тели, постоянные представительства иностранных организаций, кол­легии адвокатов и их учреждения в Российской Федерации).

Прием от налогоплательщиков сборов в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лица­ми, которые называются сборщиками налога.

Носителем налога считается лицо, которое фактически платит налог; именно у этого лица происходит уменьшение доходов на вели­чину налога.

Объект налогообложения - это те юридические факты (дей­ствия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Видами объектов налогообложения могут выступать операции по реализации товаров (работ, услуг), имущест­во, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием кото­рого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый законодательными актами. Например, по налогу на прибыль объектом налогообложения является прибыль, получен­ная налогоплательщиком, а по транспортному налогу - автомобили, автобусы, самолеты, вертолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Источник налога - это средства, используемые для уплаты нало­га. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог,- доход и капи­тал налогоплательщика. Если налог постоянно будет уплачиваться за счет капитала, то он в конце концов иссякнет и исчезнет возмож­ность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала. Лишь в экстраорди­нарных ситуациях, когда возникает угроза существования производ­ственной базы как таковой, обращение налога на капитал является обоснованным. Так, в условиях стихийного бедствия или экономиче­ского кризиса в целях сохранения части имущества, приносящего доход, может быть изъята другая часть этого имущества. В противном случае угроза уничтожения может грозить всему капиталу, а следова­тельно, и возможности получения доходов в будущем.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее опре­деления по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог. Например, наличие у подакцизных товаров стоимости не является фактом, обусловливающим обязанность уплатить акциз. Обязанность по уплате возникает в связи с определенными в законе действиями налогоплательщика, например, реализация подакцизных товаров, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и т.д.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого опре­деляется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Например, по налогу на прибыль налоговым перио­дом является год, а по налогу на добавленную стоимость - месяц или квартал.

Необходимость этого элемента закона о налоге определяется, во-первых, тем, что многим объектам налогообложения свойствен­на протяженность во времени. В целях определения соответству­ющего результата необходимо периодически подводить итог. Во-вто­рых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократного налогообложения. Законом установлено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определен­ный законом период налогообложения.

Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период», т.е. срок подведения итогов (окончательных или про межу­точных), составления и предоставления в налоговый орган отчетно­сти. В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать. Например, по налогу на добавленную стоимость налоговый и отчет­ный периоды равны календарному месяцу, а для налогоплательщи­ков с ежемесячной в течение квартала выручкой от реализации това­ров (работ, услуг), не превышающей 1 млн руб., налоговый и отчетный периоды определены как квартал. Однако иногда отчетность может представляться несколько раз в течение одного налогового периода. Это вызвано, как правило, потребностью равномерного внесения налога в бюджет, что не всегда может быть обеспечено уплатой авансо­вых платежей, рассчитанных на основе какого-либо периода. Нечет­кость в определении налогового периода может послужить причиной серьезных нарушений прав налогоплательщиков.

Ставка налога - это размер налога на единицу налогообложе­ния. По методу установления различают ставки твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, независимо от получаемого плательщиком размера дохода, например 10 руб. за гектар пашни), и процентные, или долевые (устанавлива­ются в виде доли от объекта налогообложения, например 12% с каждо­го рубля налогооблагаемого дохода). Долевые ставки могут быть про­порциональными (устанавливаются в виде единого фиксированного процента к объекту обложения независимо от его величины), прогрес­сивными (про цент изъятия возрастает по мере роста величины объек­та обложения), регрессивными (уменьшаются по мере роста облага­емой базы).

При налогообложении устанавливаются и комбинированные ставки, в которых сочетаются два вида ставок: твердые и долевые. Они применяются при таможенном обложении, расчете сумм акцизных платежей. Например, установлена ставка акциза на сигареты с филь­тром в размере 60 руб. за 1000 шт. + 5% от стоимости товаров.

Порядок исчисления налога определяется законом конкрет­но по каждому виду налога, т.е. налог может быть исчислен налого­плательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом. Например, по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций налогоплательщик самостоятельно исчисля­ет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В слу­чаях, предусмотренных законодательством, обязанность по исчисле­нию суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Например, налог на доходы физических лиц исчис­ляет налоговый агент, т.е. организация, начисляющая доход, а налог на имущество физических лиц - налоговый орган. Законодательст­вом предусмотрена возможность исчисления одного и того же налога как самостоятельно налогоплательщиком, так и налоговым органом. Транспортный налог исчисляется организациями самостоятельно, а физическим лицам, имеющим транспортные средства, - налоговым органом.

Срок уплаты налога определяется календарной датой или исте­чением периода времени, а также указанием на событие, которое долж­но произойти.

Существуют три основных способа уплаты налога:

1) по декларации;

2) у источника дохода;

3) кадастровый.

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплатель­щик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. Налого­вая декларация представляет собой письменное заявление налогопла­тельщика о полученных доходах и произведенных расходах, источ­никах доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налого­вая декларация составляется как физическими, так и юридическими лицами. При этом способе уплаты налогоплательщик сначала полу­чает доход, а лишь потом исчисляет и уплачивает в бюджет налог.

Уплата налога у источника дохода означает, что налогоплатель­щик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удер­жанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, произво­дящим выплату. При этом способе сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход. Таким образом, уплачивается налог на доходы физических лиц: бухгалтерия организации, в кото­рой работает физическое лицо, начисляет заработную плату, удержи­вает из нее налог на доходы физического лица и лишь после этого выплачивает работнику причитающуюся ему денежную сумму.

Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление реестра, который содержит перечень типичных объектов (земель, домов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и устанав­ливает среднюю доходность объекта обложения. При этом способе исходят из того, что внешние признаки объектов соответствуют их известной доходности. Величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта. В связи с этим и момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода.

Функционирование налога неразрывно связано с понятиями «единица налогообложения» и «налоговые льготы».

Под единицей налогообложения понимают единицу измерения налоговой базы. Она может выражаться как в денежной, так и в любой другой форме. Например, единицей налогообложения по налогу на прибыль является 1 руб., а по налогу на землю - 1 м2.

Налоговые льготы. Отдельным категориям плательщиков пре­доставляются налоговые льготы, т.е. преимущества перед другими пла­тельщиками не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в мень­шем размере. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога - объекта налогообложения, налоговой базы или окладной суммы - направлена льгота, они могут быть разделены на три группы:

1) изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных пред­метов);

2) скидки (льготы, которые направлены на сокращение налого­вой базы);

3) налоговый кредит, под которым понимают льготы, направлен­ные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Понятие «кредит:» условно и не означает, что все виды налого­вого кредита являются возвратными, а пользование налоговым кредитом - платным. Налоговые кредиты можно разделить на виды по формам предоставления льгот:

- снижение ставки налога;

- сокращение окладной суммы (валового налога), которая может быть сокращена как частично, так и полностью, как на определенное время, так и бессрочно;

- отсрочка или рассрочка уплаты налога;

- возврат ранее уплаченного налога (части налога);

- зачет ранее уплаченного налога;

- замена уплаты налога (части налога) натуральным испол­нением (целевой налоговый кредит).

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая система РФ, принципы ее построения | Местные налоги и сборы, их значение в формировании местных бюджетов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.