Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местные налоги и сборы, их значение в формировании местных бюджетов

Местные налоги и сборы и их роль в местном самоуправлении

Система мecтныx нaлoгoв и сборов является составной частью налоговой системы РФ. Их основная задача – создание стабильных источников формирования доходов бюджетов.

Местное нaлoгooблaжение наряду с мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет должно обеспечить в условиях рыночной экономики достижение поставленных экономических и социальных целей в процессе местного развития.

Налоговая политика в РФ показала, что со своей ролью система местного налогообложения не справляется. Поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Это свидетельствует о серьезном ослаблении налоговой базы, высокой доле централизации доходов, формируемых на местах.

Для оздоровления местных бюджетов большое значение имеет изучение исторического опыта функционирования налогов.

В России с начала XIX в. с ростом количества городов возникла потребность в особом способе налогового обеспечения их функционирования. Уже в 1823 г. был введен налог с недвижимого имущества в размере 0,5%. По мере развития городского хозяйства стали возникать новые доходы за счет введения налогов с торговых и ремесленных заведений, акцизных сборов с частных бань, трактиров и т.д.

В 1859 г. введение местных дел было передано земствам, которые для покрытия расходов получили право взимать специальный налог, или земский сбор, а так же иные налоги.

Земства столкнулись с полным отсутствием сведений о стоимости и доходности имущества, что привело к созданию специальной статистической службы, которая занялась оценкой и описанием имущества. Основную часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, фабрики, доходные дома.

Именно в рамках деятельности земств впервые были составлены достаточно полные документы, которые описывали недвижимое имущество как объект налогообложения.

В Российской империи местные налоги имели те же основные черты, что и в большинстве других государств. Основным объектом обложения было недвижимое имущество.

В 1921 г. обособление местного бюджета от государственного было вызвано потребностью его разгрузить. Расширился круг расходов переносимых на местный бюджет. Для усиления доходной базы местных бюджетов был значительно увеличен размер отчислений от общегосударственных доходов и надбавок к ним.

С 1930 г. начался период лишения местных Советов финансовой самостоятельности. В 1930 – е гг. сложилась структура местных бюджетов, при этом 1/3 составляли закрепленные налоги, 2/3 регулирующие.

В доперестроечное время перечь местных налогов и сборов был значительно уже, чем в большинстве государств. Особенности местных налогов:

- основные поступления в сельской местности от налога со строений и земельной ренты;

- эти средства составляют малую часть в местных бюджетах.

Дальнейшее развитие бюджетное законодательство в области местного налогообложения получило в конце 50 – х в начале 60 – х гг., когда было четко регламентированы бюджетные права Союза и республик. Было отмечено главное назначение местных налогов, заключающееся в обеспечении необходимыми денежными средствами финансирования хозяйственного и культурного строительства.

В современных условиях местные налоги теоретически являются основным элементом экономического регулирования в регионе.

В большинстве зарубежных стран местными налогами являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно местными органами самоуправления.

В последние годы в условиях формирования рыночных отношений система местных налогов и сборов в РФ неоднократно изменялась как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения. В 1992 г. было установлено право республиканских и краевых органов представительной власти на введение 3 видов региональных налогов и местных органов – на введение – 21 вида налогов.

В 1993 г. общее допустимое количество местных налогов составило 23 наименования. Налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с индивидуальных предпринимателей носили общеобязательный характер и взимались на всей территории РФ.

Попытка использовать в качестве решения проблемы формирования доходной части местных бюджетов расширение прав налоговой инициативы не дала желаемого результата. Произошла сегментация налогового пространства, однако доходы, полученные от введения этих налогов, составляли незначительную часть.

В 1996 г. было отменено право местных органов власти на введение дополнительных налогов и сборов. Но вплоть до 1999 г.в 24 регионах продолжали действовать местные налоги, не предусмотренные федеральным налоговым законодательством.

Установление местных налогов и сборов должно базироваться в первую очередь на общих системных принципах и методологии исчисления и взимания. Бесконтрольное введение новых налогов может привести к установлению непосильного налогового бремени для налогоплательщиков, уменьшению предпринимательской активности.

С введением в действие НК РФ местные налоги подвергаются изменениям, главное из которых – сокращение их количества, которое сокращается до 5 наименований.

Современные местные налоги и сборы:

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- налог на имущество физических л;

- местные лицензионные сборы.

Наиболее актуальный вопрос, нашедший разрешение в НКРФ – распределение полномочий федеральных органов власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления. Полномочия распределены исходя из положения, что все налоги и сборы разных уровней – элементы единой налоговой системы.

Органам законодательной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно вводить и отменять действие региональных и местных налогов и сборов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система налогов и сборов в РФ | Налог на имущество физических лиц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.