Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и методы государственного регулирования цен

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены для обеспечения стабильного развития экономики стран.

В условиях перехода к рынку проведение государством антимонопольной политики способствует развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики.

Задача государственной власти заключается в обеспечении такого соотношения монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.

Антимонопольное регулирование предусматривает санкции, направленные против «недобросовестной» деловой практики, которая включает:

Ø ценовую дискриминацию;

Ø принудительные сделки;

Ø сбивание цены ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперника и захвата рынка);

Ø отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами фирмы; различного рода бойкоты и т.д.

Цель государственного регулирования – не допускать инфляционного роста цен и, прежде всего на товары, которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов: поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:

· административное (прямое);

· экономическое (косвенное).

Административное регулирование предполагает прямое установление или изменение уровня цен, что достигается посредством принятия законодательных и нормативных актов.

При административном регулировании можно выделить три степени государственного ограничения цен:

· фиксированные цены;

· государство устанавливает «правила рыночной игры», вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка;

· устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми они самостоятельно устанавливают цены (регулируемые государством цены).

Государство может фиксировать цены тремя способами:

· введением государственных прейскурантных цен;

· «замораживанием» свободно регулируемых цен;

· фиксированием цен предприятий-монополистов.

Административное управление цен получило развитие в ряде развитых стран.

Например, в США регулируется от 5 до 10 % цен. Цены на сельскохозяйственную продукцию поддерживаются через залоговые операции и закупки излишков сельскохозяйственной продукции, а также поддерживает соотношение цен между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами.

В Японии регулируется примерно 20 % потребительских цен.

Государство должно проводить в жизнь меры, которые бы ограждали участников рынка от недобросовестной конкуренции. Для этого вводится ряд запретов:

· на горизонтальное фиксирование цен – запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне;

· на вертикальное фиксирование цен – запрет для производителей навязывать свои цены поставщикам и торговле;

· на демпинг.

Такие запреты существуют во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Одним из важных направлений государственного регулирования цен является декларирование цен на продукцию предприятий-монополистов.

Соблюдение правил ценообразования и обоснованность получения прибыли контролируется по той номенклатуре продукции, по которой данное предприятие является монополистом. Они включаются в реестр предприятий-монополистов. Контроль возложен на республиканские или местные государственные комиссии антимонопольной политики.

Эти предприятия обязаны декларировать повышение свободных цен с обязательным представлением декларации и регистрации нового, повышенного размера цены. При этом предоставляются следующие данные:

· предполагаемое изменение цен или тарифов;

· калькуляция себестоимости;

· достигнутый уровень прибыли и ее планируемые размеры;

· фактическая рентабельность предприятия;

· обоснование причин изменения цен (тарифов).

Орган ценообразования в месячный срок обязан принять решение по представленным материалам.

Если предприятия-монополисты допускают нарушения государственной дисциплины цен, к ним применяют меры экономического и административного воздействия, предусмотренного законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К этим мерам относятся перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тарифов.

Кроме того используются меры, стимулирующие технический прогресс. Так предельный уровень рентабельности не устанавливается:

· если увеличивается выпуск продукции в натуральном выражении;

· по новой высокоэффективной продукции в течение двух лет с момента постановки ее на серийное производство;

· при снижении себестоимости за счет внедрения ресурсосберегающих технологий; снижение материалоемкости и трудоемкости продукции.

В законе «О товарных биржах и биржевой торговле» предусматривается отсутствии каких-либо мер воздействия на цены, ибо здесь цены должны быть свободными. В случае нарушения порядка комиссия по товарным биржам при Госкомитете РФ по антимонопольной политике может наложить штраф.

В РФ действует порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен.

К нарушениям относятся:

· завышение государственных регулируемых цен и тарифов, предельного уровня рентабельности; предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

· завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании;

· за непредоставление установленных скидок;

· нарушение порядка декларирования цен;

· за применение наценок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;

· завышение цен при не достигнутых потребительских свойств, принятых при согласовании их уровня.

Контроль осуществляется Государственной инспекцией по контролю за ценами на всех уровнях власти.

Санкции выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

К экономическому (косвенному) регулированиюотносятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции. При этом используется целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования:

· совершенствование антимонопольного законодательства;

· стимулирование малого предпринимательства;

· обоснованную налоговую политику, амортизационных отчислений;

· разгосударствление и приватизацию;

· сокращение бюджетного дефицита;

· контроль и регулирование доходов населения;

· через систему регулирования денежного обращения и кредита;

· политику государственных инвестиций;

· валютную, таможенную и другие меры.

Так, налоговая система напрямую воздействует на уровень, динамику цен и темп инфляции.

Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство, получая большие доходы, увеличивает свои расходы. Для снижения инфляции, замедления роста цен государство должно уменьшать налоговые ставки.

Политическая стабильность создает для предприятий предпосылки для работы на перспективу, не вызывая у них стремления к получению успеха за счет взвинчивания цен.

 

2. Место цены в системе маркетингового ценообразования .

Важность ценовых решений в маркетинге обеспечивается тем, что:

· цена определяет уровень спроса и объема продаж;

· цена определяет рентабельность бизнеса (уровень прибыли, срок окупаемости затрат);

· цена должна быть совместима с другими составляющими маркетинга (например, с расходами на рекламу);

· цена определяет общее восприятие товара, его позиционирование, имидж марки);

· цена - удобная база для сравнения конкурирующих товаров.

Изменение экономической и конкурентной среды последних лет повысили стратегическую роль цены в результате:

ü Ускорения технологического прогресса, сокращается жизненный цикл товара. Þ Товар должен быстро себя окупать (ошибка в цене стала более критична).

ü Обилия слабо дифференцированных марок и постоянного появления новых товаров широкого ассортимента. Þ Небольшие изменения цены могут существенно изменить восприятие марки.

ü Роста цен на сырье, инфляции, контроля над ценами, ограничения заработной платы. Þ Необходим жесткий экономический менеджмент.

ü Снижения покупательной способности населения. Þ Покупатели стали более внимательны к цене (возрастает роль цены как инструмента продаж).

Повышение важности и сложности решений по ценам привело к тому, что они принимаются на высшем уровне управления фирмой.

Схематично место цены и ценообразования в коммерции изображено на рис.5. Эта система, начинающаяся с исследования ценовой ситуации на рынке, не завершается выпуском на рынок правильно назначенной цены. Эта цена сама меняет рыночные условия и реагирует на их изменения, что требует постоянного наблюдения и анализа.

Рис.5. Место цены в системе маркетингового ценообразования.

Формирование цен осуществляется, как правило, по единой схеме (Рис.6.). В процессе коммерческого ценообразования комплексно анализируется ряд социально-экономических условий (Рис.7.), вырабатывается ценовая стратегия и тактика, определяется приемлемый для фирмы метод ценообразования и страхования цены от внешних воздействий.

Рис.6. Этапы ценообразования.

 

Из двойственной природы цены вытекает, что главными ценообразующими факторами являются стоимость (затраты) и потребительная стоимость (способность удовлетворять потребности) конкретного товара. На практике они проявляются в возможности предложения и приемлемости его в виде спроса. Они создают базу цены, от которой фактическая цена отклоняется под влиянием других факторов. Соответственно общемировая тенденция ценообразования определяется также двумя законами: снижением временных затрат и ростом потребительной стоимости на единицу затрат общественно необходимого труда.

Рис.7. Факторы, влияющие на формирование цены.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила учета и регламентирования посреднических услуг | Производственные факторы ценообразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.