Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ любого интерьера показывает, что в его художественном построении можно выделить три относительно самостоятельные подсистемы

Заполнение - элементы благоустройства, городского оборудования, произведе­ния монументально-декоративного искусства, информационные устройства, от­дельные ландшафтные элементы и даже люди и автомашины, насыщающие ин­терьер города своими формами, движением, создающие дополнительные члене­ния планшета или ограждения.

Поэтому в основу систематизации открытых городских пространств следует поло­жить особенности их материально-физических форм, на которых базируется все разнообразие художественных впечатлений от городской среды. Вопрос сводится к выбору критерия формообразования.

В результате образ городской среды — этот символ своеобразия города или его района — складывается как калейдоскопическая непрерывно меняющаяся карти­на, вобравшая в себя и архитектурные, и природные приметы города, стиль и темп его жизни, меру и завершенность убранства и благоустроенности его улиц и площадей.

Простейшей формой городского интерьера следует считать единичный, относи­тельно изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспри­нять единовременно. Таковы площадь, перекресток улиц, двор, отрезок маги­страли.

Комбинации отдельных объектов зритель осваивает разновременно, "порциями". Если при этом сохраняется активная связь прямых впечатлений от этих про­странств, возникает следующая разновидность городского интерьера — система объектов, образующих несравнимый с исходными новый образСамый сложный уровень в этой иерархической последовательности — впечатле­ние от района или города в целом. Синтетический "образ города" возникает при слиянии полученных в разное время представлений о всех его крупных ансамб­лях, характерных уголках, природных пейзажах.

"Ярусная" структура восприятия среды города (отдельный фрагмент — вычленен­ная композиция локальных пространств — облик города в целом) — весьма су­щественная черта его архитектурно-дизайнерской организации

Однако при всей сложности проектного прогноза ее высшей формы — "образа города" — надо помнить, что суммируется он из вполне поддающихся вычленению и анализу са­мостоятельных "атомарных" актов средового формообразования, охватываемых двумя "нижними" уровнями восприятия городского интерьераПространственное строение городской среды составляется из множества средо-вых объектов и систем и практически повторяет сформированную по законам архитектуры и градостроительства структуру открытых пространств города ("кар­кас", образованный уличной сетью, ландшафтной опорой, расположением об­щественных центров, и "ткань" — застройка, здания и сооружения, заполняющие ячейки "каркаса").

Функциональная типология форм городской среды в целом калькирует общесредовые закономерности (объекты и системы производственные, жилые, рекреаци­онные, общественных центров, коммуникационные русла и узлы), но тектониче­ские особенности строения открытых пространств, их масштаб вносят сюда свои коррективы,

Во-первых, большинство "городских интерьеров" сливаются, "перетекают" друг в друга, составляя непрерывную цепь разных "полей деятельности" и впечатлений. Это ставит перед проектировщиками специальные задачи:

а) уметь "разделить" средствами архитектуры и дизайна облик соседних, сливаю­
щихся вместе пространств;

б) знать приемы "соединения", гармонизации не только функциональных процес­
сов, но и впечатлений от разных, но примыкающих друг к другу уголков города;

в) уметь организовать совокупность рядом лежащих фрагментов города как еди-ную функциональную и художественную композицию, со своими акцентами и кульминациями.

Во-вторых, размер даже "стандартных" цельных открытых пространств столь ве­лик, что в их границах, помимо прямых функций (например; коммуникация, тор­говля), всегда появляются дополнительные (отдых, информация) со своим напол­нением; при этом для зрителя главным в облике площади становится не ее об­щее ограждение (застройка), а предметное наполнение ближнего плана, форми­рующее данную функциональную зону. Кроме того, большой размер городских пространств диктует и особые приемы его дизайна — от организации водостока до приемов освещения.

В третьих, прямое воздействие на городскую среду погодных условий предопре­деляет, помимо активного использования в ее благоустройстве т.н. ландшафтного дизайна и связанных с ним малых архитектурных форм, корректировку микрокли­мата среды с помощью планировочных средств и объемных устройств (ветроза­щитных стенок, солнечных "ловушек" и т.п.), что требует особых дизайнерских знаний.

Наконец, специфика городской среды предопределяет использование в дизайне ее предметного наполнения большого количества единых для всего города стан­дартных решений и элементов — из соображений экономических и эстетических (единый дизайн общих для всего города деталей среды помогает соединить в ан­самбль разнородные интерьеры города).

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКРЫТЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Сегодня не.существует общепринятой системы классификации открытых город­ских пространств. Объясняется это исключительной сложностью самого объекта — городского интерьера, который, как и "каждое произведение художественной архитектуры является единым и цельным организмом, в котором объединены функциональные, технические и формально идеологические моменты"

Анализ практики средового проектирования открытых пространств показывает, что по мере наращивания на данной площадке градостроительной содержатель­ности обогащается палитра планировочных элементарных единиц, из которых складывается ее поверхность, разнообразнее становятся приемы собираюшие их в цельную конструкцию. Открытое городское пространство как бы "набирается" из отдельных подпространств, функциональных площадок, специализированных ' по назначению, характерных по обработке поверхностей и оборудованию. Нали­чие разнообразных комбинаций этих структурных элементов — отличительный признак строения любого городского интерьера, а степень сложности таких ком­бинаций, уровень организации всей планировочной структуры можно рассматри­вать как ведущий критерий его классификации.

Если выстроить все виды городских интерьеров, независимо от их назначения, худо­жественного качества и принципов композиции в последовательный ряд, начинаю­щийся с простейших по планировочной организации примеров и заканчивающийся наиболее сложными, развитыми по планировочной структуре объектами, то окажется, что они легко подразделяются на отчетливо различимые группы, каждая из которых определяется двумя признаками: принципом геометрической организации и уровнем сложности, отвечающих градостроительной значимости данного образования.

Материальная, физическая основа данного архитектурно-пространственного фраг­мента зависит от той роли, которую он призван играть в городском организме. При увеличении масштаба объекта, как правило, вырастает насыщенность функциональ­ным содержанием, элементами синтеза искусств, усложняется его геометрическая и ландшафтная композиция, словом, всесторонне преобразуется, усложняется струк­тура пространства. Отвлекаясь от всего многообразия возможных сочетаний, отбро­сив многочисленные переходные формы, можно выделить три характерных уровня градостроительной значимости, три "степени сложности" (категории, ранга) такого рода объектов.

Подавляющее большинство относительно самостоятельных фрагментов городской среды относится к разряду "элементарных" пространств. Как правило, они включают 1—2 специализированные площадки, имеют размеры порядка 0,5— 1 га. Формы их чрезвычайно многообразны — перекрестки, небольшие площадки курдонеры перед зданиями разного назначения, жилые дворы и другие "заполнители" образованного застройкой городского каркаса, иногда играющие роль мест­ных или специализированных акцентов в городской системе пространств. Из этих локальных образований Ш-ей категории (по предлагаемой классификации) и со­бирается большинство городских структур — прежде всего более сложные ло­кальные объекты,

Наиболее распространены среди "составных" образований городские интерьеры средней, П-ой категории, имеющие, условно говоря, районное значение. Они компо­нуются из 3—5 ячеек Ш-ей категории, что определяет их значительную расчленен­ность по функции, строению плана, комплексу формирующих элементов. Как прави­ло, эти объекты, помимо "рядовых" компонентов структуры, имеют в своем составе выделяющиеся, доминантные единицы: крупные общественные здания, значительные произведения монументального искусства, оригинальные сооружения. Размеры пло­щадок этого типа около 3—4 га. Существенным свойством объектов И-ой категории является их "монотемность" — они подчинены обычно одной композиционной теме, пространство их структурировано так, чтобы выявить эту тему. Функционально это — площади общественных зданий или комплексов, значительных инженерных сооруже­ний, имеющие большую пешеходную и транспортную нагрузки.

Высший ранг в классификации городских интерьеров занимают пространства 1-ой категории общегородского значения — крупнейшие городские площади. Они со-


ставляются из элементов, соответствующих интерьерам Ш-ей и И-ой категорий, т.е. имеют сложное "многоуровневое" зонирование, вызванное большой обще­ственной и художественной значимостью таких образований. Обычно в объекте 1-ой категории содержатся 5—7 "элементарных" ячеек, образующих 2—3 относи­тельно самостоятельные зоны, соответствующие пространствам И-ой категории; габариты таких площадей измеряются сотням метров. Форма их часто неправиль­на, геометрически усложнена, можно даже говорить о цельно воспринимаемой совокупности отдельных пространственно наложившихся площадей, создавших вместе единый интерьер.

Важный признак этих объектов — обрамление сложным ансамблем различного рода уникальных сооружений, построек, памятников, они полицентричны, много­темны, даже "полифоничны ", что и делает их композиционно-пространственную структуру столь неоднозначной.

В городе пространства всех трех категорий спиваются в единую объемно-плани­ровочную структуру, в пределах которой, помимо описанного класса локальных образований, можно выделить еще два класса геометрических сочетаний: линей­ные системы и системы дискретных взаимоувязанных пространств,

Второй класс — линейные системы — объединяет объекты, восприятие которых основано на последовательном сложении ряда картин, нанизанных на продикто­ванную геометрией пространства общую ось движения: улицы, пешеходные трас­сы, водные артерии. Следует подчеркнуть, что образуются они из локальных еди­ниц разного ранга, и в зависимости от того, какое количество единиц высших рангов войдет в такую систему, сама она будет принадлежать к тому или иному уровню градостроительной значимости.

Объекты третьего класса имеют территориальный характер, к ним относятся различного рода специализированные городские территории — парковые ан­самбли, спорткомплексы, жилые районы, промплощадки, а также системы город­ских площадей, разделенных застройкой, бульварами и т.д. Складываются эти образования из элементов локальных и линейных, а их восприятие осложнено еще более. Например, отдельные фрагменты расчлененной домами жилой тер­ритории далеко не всегда связаны порядком движения и не могут слиться в цельный зрительный образ непосредственно, как лежащие рядом отрезки улицы или разные стороны одной площади, но требуют воссоединения облика разных площадок по памяти.

Таким образом, системообразующий признак этого классификационного ряда — геометрическая структура объекта — определяет, по мере усложнения, новые черты функциональной организации, более сложный характер восприятия и, в конечном счете, специфику образных характеристик объектов разных классов.

Другими словами, именно значимость и геометрия данного открытого про­странства являются ведущими критериями их классификации, поскольку главное их назначение в городе — коммуникация. Но принцип строения открытых пространств почти однозначно определяется этой укрупненной функцией. На­пример» в городе линейные системы улиц и площадей решают задачи пешеходно-транспортного движения, локальные пространства служат местом скопления людей или машин, концентрации "перекрестных" дополнительных видов дея­тельности — торговли, общения, которые так или иначе "окрашивают" законы формирования среды, продиктованные ведущей функцией.

Важную роль в формировании города играет длительность становления и эксплуа­тации его пространственных форм, что также сказывается на их классификации»

Все городские интерьеры — в зависимости от того, на каком этапе своего раз­вития они находятся — делятся на четыре разновидности. Новый, формирую­щийся объект — наиболее динамичная форма, в которой не завершены ста­новление пространства, художественной структуры, не определилась тематика архитектурных решений, но уже существует — в проекте или реально — часть его материально-пространственных компонентов, предопределяющих направлен­ность будущего развития. Следующий этап становления городского интерьера — обживаемый объект. Большинство образующих его материальных систем — ог­раждений, планшета и заполнения — сложились, но отсутствие некоторых ком­понентов не позволяет полноценно воспринимать художественную структуру фактически функционирующего пространства, снижает впечатление от архитек­туры. Этот этап характерен для многих новых районов современного города, где еще предстоит развернуть в полном объеме работы по благоустройству, озеле­нению, размещению декоративно-художественных^лементов, информационных устройств.

Наиболее распространенной формой существования городских пространств являют­ся так называемые стабильные интерьеры, в которых процесс формообразования завершен до последних деталей, например, в центральных районах исторических городов. Правда, устойчивость таких образований далеко не абсолютна — жизнь города вносит свои коррективы в их благоустройство, информационное обеспече­ние, меняет отдельные элементы архитектурного декора, даже сами здания, допол­няет среду новыми монументально-декоративными произведениями. Но все это — в таких количествах, когда общее художественное построение пространства и усло­вия его восприятия принципиально не меняются, т.е. сохраняется привычный сре-довой образ объекта.

3. КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Материально-пространственная база городского интерьера представляет собой сложное многокомпонентное образование. Реальные границы интерьера не всег­да совпадают с его зрительным пространством, "полем восприятия"» которое мо­жет включать вторые планы и дальние панорамы; практически используемая по­верхность земли, как правило, меньше ее физической площади и т.д. Чтобы ис­ключить возникающие из-за этого трудности анализа и проектирования, все эле­менты открытых пространств надо рассматривать с одних позиций — их участия в построении воспринимаемой формы. Тогда городское пространство складывает­ся из относительно небольшого комплекса материальных компонентов, поддаю­щихся учету или измерению.

Планшет — горизонтальная основа пространства городского интерьера — вклю­чает:площади, используемые пешеходами;площадки, отведенные транспорту, прежде всего движущемуся; прочие территории — газоны, акватории, технологические площадки и т.д. Ограждения {вертикальные границы пространства) делятся на: реальные — здания, сооружения, плотную зелень, создающие непроницаемые зрительные границы интерьера;

"Материально-физические" составляющие среды городских интерьеров су­ществуют не самостоятельно, а как часть их пространственной основы, т.е. особенности граничных объектов городского интерьера (членения, фактура, цвет и т.д.) должны рассматриваться как свойства не только ограждений или планшета, но как характеристики пространства, отнесенные формально к его границам, а фактически пронизывающие его, воспринимаемые в любой точке площадки. Другими словами, сознательно говоря о компонентах городского интерьера, архитектор характеризует само пространство, передает целое через его части.

Материально-пространственные компоненты формируют художественный образ го­родской среды, создавая, по выражению Ле Корбюзье, те "моменты эстетического воздействия,...которые воспринимает наш глаз, — поверхности, формы, линии".

Главная, ведущая подсистема — вычлененное всем комплексом ограждений про­странство, которое характеризуется следующими параметрами:

габаритами, от которых зависит размер приходящегося на каждого человека
пространства и его общие пропорции, определяющие ощущение простора или
замкнутости данной площадки;

конфигурацией, которая влияет на ощущение цельности или расчлененности и
направляет внимание при восприятии;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ландшафтных и инженерно-природных образований (парки, плотины и т.п.), все открытые городские пространства | Соотношением реальных и условных ограждений, определяющих уровень свя­ зи данной площадки с городом, его прилегающими территориями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.