Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические правоотношения




 

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права обычно определяется наличием специфического предмета правового регулирования, метода, т е. способа регулирования общественных отношений, принципов регулирования.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения – это земельно-охранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные, водоохранные, отношения по охране животного мира, атмосферного воздуха. Вторая группа – комплексные экологические отношения – относится к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Метод – способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ исходит из отношений власти и подчинения. Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования. При административном методе регулирования господствующее положение занимают запретительные, предупредительные, управомочивающие нормы. Такое положение соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний, требованию охраны окружающей среды. Вместе с тем все большее значение начинает приобретать экономический метод (способ) воздействия, влияние на охрану окружающей среды через материальный интерес в ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Содержание этого экономического метода регулирования умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия. Такое сочетание реализуется через систему нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйства на природу.

Экологическое право – совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые, охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и т.д., комплексные – охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные – нормы других отраслей права: административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды.

Предупредительные призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерных действий. Например, предупредительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают центральное место в природоохранительных правовых актах, в частности по Закону РФ об охране окружающей природной среды запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, согласно ст. 50 того же закона запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.

Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение убытков и затрат для возмещения потерь в природной среде. Карательные проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.

Поощрительные эколого-правовые относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разд. 111 Закона РФ об охране окружающей природном среды.

Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной «среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к природопопьзователям предъявляются соответствующие требования его поведения как участника экологического правоотношения.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (полномочия Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов).

Обязывающие нормы представлены в ст. 34–56 ФЗ об охране окружающей среды, где провозглашаются экологические требования в различных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ.

Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения экологических правоотношений служат юридические факты, подразделяющиеся на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т.п.

Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Оно проявляются через поступки человека. В этом смысле их можно подразделить на позитивные и негативные. Позитивное поведение человека означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Субъекты, объекты, содержание экологических правоотношений. В Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этого следует, что непременным участником экологических правоотношений является государство как субъект в лице своего компетентного органа. Государство остается субъектом экологических отношений и тогда, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью юридических или физических лиц либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование – аренду.

С другой стороны, субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. Такими субъектами являются граждане, в том числе иностранные, и хозяйственные субъекты.

Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, учреждения организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование. Хозяйствующие субъекты – граждане, в том числе иностранные, юридические и физические лица несут на себе обязанности по выполнению экологических предписаний.

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты – земля, недра, воды, леса, животный мир, естественная среда обитания в целом, атмосферный воздух, а также природные комплексы – заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы, зеленые лечебно оздоровительные зоны и т.д.

Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды, а ими могут быть:

– природопользователи – носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

– органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование, использования природных ресурсов и на контроль за охранной природной среды;

– общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;

– органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Особенности содержания экологического правоотношения зависят и от того природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается. В этом аспекте различают права и обязанности в земельном, водном, горном, лесном правоотношениях, связанных с использованием и охранной соответственно земель, вод, гор, лесов. Особо выделяются отраслевые права и обязанности, направленные на защиту отдельных природных объектов.

Но наряду с отраслевыми существуют комплексные полномочия, устанавливающие права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Носителями таких полномочий выступают специальные органы государства по охране природной среды (например, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов) и хозяйствующие субъекты – природопользователи, использующие природу для своих практических задач.

Правоотношения возникают в силу государственного акта, исходящего от специально уполномоченного органа государства. Например, право предприятия на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, водоемы, атмосферный воздух, а также право предприятия на захоронение отходов производства возникает в силу распоряжения соответствующего уполномоченного органа, в данном случае Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов города района, который выдает предприятию разрешение на выброс вредных веществ, устанавливает лимиты выброса этих веществ, определяет места захоронения отходов производства и устанавливает плату за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Основания для прекращения экологических правоотношений многообразны. Они подразделяются на две группы. К первой относятся те, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя; ко второй – те, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды. К ним относятся: изъятие природного ресурса, лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, не освоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.

Глава 3. Источники экологического права

 

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования. Для того чтобы это содержание ежедневно реализовывалось в практику, необходимо придать этому содержанию эффективную форму. Такой формой и являются источники экологического права.

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

- иметь объективно выраженную форму – форму документа, издаваемого соответствующим компетентным органом;

- не всякий документ может быть признан нормативно-правовым актом, а лишь такой, который принят уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов;

- однако и уполномоченные органы государства могут принимать не всякие нормативно-правовые акты, а лишь акты такой формы, которая определена законом: Федеральное Собрание – законы и постановления, Президент – указы, Правительство – постановления и распоряжения, министерства и ведомства – приказы и инструкции и т.п.

Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Виды источников экологического права

Источники экологического права можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По юридической силе их можно подразделить на законы и подзаконные нормативно-правовые акты:

- законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти Российской Федерации и субъектов федерации – Федеральным Собранием РФ и законодательными органами республик, краев, областей, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, а также министерствами и ведомствами как РФ, так и субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету правового регулирования, всеобщие, общие и специальные.

Всеобщие. Конституция РФ, УК РФ, КоАЛ и т.п., т.е. нормативно-правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Общие: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие наиболее общие экологические отношения (Закон ООПС, Закон об экологической экспертизе и др.).

Специальные: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отдельный вид экологических отношений (Закон о геодезии и картографии, Закон о недрах и др.).

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные:

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов и их охраны.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и являются формой ее обеспечения.

4. По способу систематизации – на кодифицированные и некодифицированные.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала, и он приведен в соответствие с системой регулируемых общественных отношений. Такие нормативно-правовые акты отличаются высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права.

Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов относится к числу некодифицированных, которые регулируют отдельные сферы охраны природной среды. Систематизация таких нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т.е. объединения их в каком-либо издании по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

Характеризуя источники экологического права, необходимо отметить, что п. «д» ст. 72 Конституции РФ относит регулирование экологических правоотношений к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда следует, что субъекты РФ могут иметь свое экологическое законодательство. В настоящее время дело обстоит именно таким образом.

Виды источников ЭП: Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты, правовой обычай.

Судебные решения (КС, ВАС, ВС) не являются источниками ЭП, но имеют большое значение с точки зрения расширения содержания экологических правовых норм, их толкования.

Задачами экологического законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Для формирования полной базы природоохранных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъектов федерации, ее анализа, систематизации и сопоставления с действующим федеральным природоохранительным законодательством и ведомственными нормативными актами предлагается ежеквартально представлять в Госкомэкологии (решение коллегии Минэкологии России от 28.09.1992 г. № 10 и директивное письмо Минэкологии России от 20.11.1992 г. № 06-22/65-5962) тексты изданных и подготавливаемых законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации правовых актов по вопросам экологии и регулирования использования природных ресурсов.

Глава 4. Объекты экологического права

 

ФЗ об охране окружающей среды (ст. 4) гласит, что все охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые. К интегрированным относится окружающая природная среда, к дифференцированным – отдельные природные объекты – земля, недра, воды, леса, иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, остальные объекты – особо охраняемые.

Интегрированный объект. Понятие «окружающая природная среда» складывается из понятий природы и окружающей человека среды. Под природой в законодательстве понимают естественную среду обитания человека, практически не измененную хозяйственной деятельностью человека. Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека. Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются рамками атмосферы и околоземного пространства, в той части, в которой она испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли. В число охраняемых объектов входит космическое пространство. Космос в качестве охраняемого объекта можно рассматривать в трех аспектах: охрана озонового слоя околоземного пространства от губительного ультрафиолетового излучения; защита космического пространства от загрязнения различного рода летательными, исследовательскими, наблюдательными устройствами, запускаемыми государствами; использование космического пространства исключительно в мирных целях.

Околоземное пространство выполняет функцию теплообмена между Землей и Космосом. Нарушение этой функции в ту или иную сторону может привести к нежелательным для Земли последствиям: похолоданию, если из-за густого загрязнения солнечные лучи будут не полностью доходить до поверхности Земли и обогревать поверхность планеты; потеплению, если в результате накопления в атмосфере парниковых газов, в том числе двуокиси углерода, массы тепла будут накапливаться и повышать земную температуру. То и другое крайне нежелательно, так как они вносят дисбаланс в устоявшийся гидрологический режим природы Земли.

Внутренние пределы охраны окружающей природной среды исходят из признаков охраняемого законом природного объекта или комплекса. Поэтому в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят товароматериальные объекты, созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической связи с природой; элементы природы, не представляющие социальной ценности для общества и природы; природные явления или условия, охрана которых практически невозможна на данном этапе развития науки и техники либо практически нецелесообразна.

Дифференцированные объекты. Перечень природных объектов приведен в ст. 4 ФЗ РФ об охране окружающей среды. К дифференцированным природным объектам относятся земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир.

Земля. В юридическом значении земля – это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Экологическая функция земли – взаимосвязь неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую; экономическая функция земли – средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный операционный базис строительства зданий и сооружений; культурно-оздоровительные функции земли – размещение культурных и оздоровительных учреждений, использование лечебных свойств для лечения. Самыми ценными в эколого-экономическом отношении являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для производства сельскохозяйственных продуктов, в том числе пахотные угодья, содержащие плодородные слои почвы с богатейшим запасом гумусного слоя, который создавался природой в течение миллиарда лет.

Недра. По Закону РФ 1995 г. о недрах, недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Приоритетное предназначение недр состоит в поиске, изучении, разведке и разработке полезных ископаемых. Вокруг этой главной темы использования недр группируются права и обязанности недропользователей, строятся основные направления охраны и использования недр. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного порядка предоставления недр, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, охрана месторождений от затоплений, обводнений, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых, предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Воды. По закону, воды определяются как ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках – реках, озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове, и входящий в состав водного фонда. Экологическая функция вод многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Они являются средой обитания растительного и животного мира, служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения. В этом их экономическая и культурно-оздоровительная функции. Проблемы использования и охраны вод исходят от сложившейся структуры водопользования. Водный кодекс РФ предусматривает охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также мер от вредного воздействия вод путем наводнения, подтопления, заболачивания, водной эрозии, оползней, селевых потоков и других негативных явлений, вызывающих изменение гидрологического режима жизни. Приоритетное значение для охраны водных источников имеет защита их от загрязнения. Наиболее распространенными загрязнителями вод являются нефтепродукты. Большое количество загрязняющих веществ вносится в водоемы сточными водами промышленных предприятий металлургии, химии и нефтехимии, газовой, угольной, лесной, бумажной промышленности. Существенное влияние на содержание вод оказывает сельскохозяйственное производство – минеральные и органические удобрения, отходы животноводческих комплексов.

Леса. В понятие леса, по закону, включаются три признака: биологический – совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический – произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический – оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды. Лес – это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т.п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырье и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса – система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Рациональное использование лесов одновременно означает и рациональное использование земельных площадей, занятых лесом. Воспроизводство лесов – процесс, во время которого идет работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Животный мир. В законе РФ о животном мире животный мир определяется как единый объект, объединяющий все живые организмы – от низших форм до высших, находящиеся в состоянии естественной свободы. Своеобразное положение животного мира как объекта охраны окружающей природной среды состоит в его зависимости от среды обитания, в рамках которой существует тот или иной живой организм. Поэтому охрана животного мира во всех случаях осуществляется на двух уровнях: охрана среды обитания животных от загрязнения, истощения, разрушения и охрана самих животных сообществ от снижения их видового многообразия, уничтожения, повреждения и т.п. Закон о животном мире выдвигает пять основных экологических требований охраны животных: сохранение видового многообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности животных сообществ, рациональное использование и регулирование численности в целях предотвращения ущерба народному хозяйству.

Атмосферный воздух. Еще более своеобразное положение как объект охраны окружающей среды занимает атмосферный воздух. По существу в нем воплощается вся естественная среда, окружающая человека. Атмосферный воздух в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы охраняем. С другой стороны, окружающая природная среда – это прежде всего атмосферный воздух, который выступает посредником между природной средой и Человеком. Если загрязняется лес, животные и растительность в лесу, земельный покров и т.д., то они гибнут все. Но для атмосферного воздуха загрязнение, его степень не имеют значения. Он остается всегда атмосферным воздухом, хотя и иного качества. Отсюда отпадает надобность в специальном законе об охране атмосферного воздуха, ибо все его положения в достаточной мере освещены в Законе РФ об охране окружающей природной среды.

Природные ресурсы. Ресурс – источник потребления. Мы говорим об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, понимая под охраной определенный природный объект, под использованием – определенный ресурс. Ибо нельзя охранять то, что предназначено для потребления, и здесь более подходящий термин – рациональное использование. Природные ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые. К исчерпаемым ресурсам относятся лесные, земельные, водные, минеральные, фаунистические. Неисчерпаемые ресурсы практически неиссякаемы – солнечные, климатические, энергетические, геотермальные. Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. Теоретическое и практическое значение имеет соотношение природного объекта и природного ресурса. В одном и том же природном объекте могут быть два или несколько видов природных ресурсов. Например, лес как природный объект представляет собой совокупность природных ресурсов разного вида – древесины, живицы, лесных материалов, кормовых угодий, грибов, ягод, плодов, лекарственных растений, технического сырья, смолы, дегтя, животного мира, кислорода и т.п.

Потребление каждого из названных видов лесных ресурсов неизбежно отражается на состоянии природного объекта в целом. Рубка деревьев уменьшает защитные свойства леса. Переуплотнение лесной площади посещением туристов, других граждан постепенно приводит к истощению лесных массивов. Отсюда рациональное использование лесных ресурсов способствует охране леса в целом как природного объекта.

Природные комплексы. Практически вся природная среда есть не что иное, как природный комплекс, так как в ней природные объекты органически связаны между собой. Однако, когда Закон выделяет природный комплекс, имеется в виду не любое соединение природных объектов, а то, которое находится под охраной закона. К таким комплексам природы относятся особо охраняемые территории. Закон рассматривает их в качестве самостоятельных объектов охраны: природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники живой и неживой природы, лесопарки, типичные или редкие ландшафты.

Человек – составная часть природы и объект экологического права. Конечная цель охраны окружающей природной среды – сохранение человека как биологического и социального существа. Без человека именно в этом соединении нет никакого смысла охранять природу и ее богатства. Из ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ об охране окружающей среды следует, что экологические права граждан подразделяются на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и 2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного антропогенным влиянием человека. Право на жизнь и здоровье и связанная с этим охрана непререкаемых человеческих ценностей относится к числу естественных прав человека, возникающих в результате его рождения и прекращающихся после его смерти. Обеспечение экологических прав человека гарантируется ФЗ об охране окружающей среды: системой нормирования качества окружающей среды, где устанавливаются предельные нормы воздействия на природу и человека; экологической экспертизой и экологическим контролем выполнения этих нормативов: мерами административного и уголовного наказания в сочетании с экономическим стимулированием охраны окружающей природной среды.


Глава 5. Право собственности на природные ресурсы

1. Собственностьэто отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи. Вещь может исчезнуть (быть украдена), но собственность на нее остается, и собственник вправе обратиться за защитой нарушенных прав в соответствующие правоохранительные органы. И наоборот, вещь может быть в наличии, а собственность на нее исчезла. Например, если не выполняются обязательства по договору залога, то собственность передается другому лицу.

Главным элементом собственности является присвоенность объекта собственности (вещи, имущества и т.п.) конкретным лицом (лицами), и поэтому определяющим в собственности является субъект. По субъекту и подразделяются формы собственности: государственная, муниципальная, частная и иные (ст. 9 Конституции РФ).

В природе существует правило: чем более разнообразна природная система, тем она более устойчива. Например, естественное разнотравье лугов редко погибает от неблагоприятных климатических условий, в то время как сеяные травы с монокультурным составом систематически подвержены гибели. Аналогичное положение и в экономике: чем многообразнее состав форм собственности, тем устойчивее экономика страны. Вот почему разнообразие форм собственности провозглашается законодательством.

Говоря о формах собственности на природные ресурсы, установленные ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, необходимо отметить, что право собственности на природные ресурсы в сравнении с другим имуществом имеет ряд особенностей и ограничений, о чем говорится в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ. Сказанное в этой статье позволяет нам выявить параметры ограничения свободы осуществления правомочий собственника на природные ресурсы: во-первых, необходимость соблюдения экологических требований; во-вторых, необходимость защиты прав и законных интересов других лиц; в-третьих, необходимость законодательного ограничения права собственности на природные ресурсы в социальных целях в силу того, что земля и иные природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Конституция предполагает возможность иметь указанные объекты в собственности государства, муниципальных образований, частных лиц, а также дает возможность их перехода от одних собственников к другим, таким образом осуществляется оборот земельных участков и участков недр. Этот оборот ограничен в общественных, публичных интересах, а также ограничено содержание прав всякого экологопользователя. Статья 129 ГК РФ предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом. Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборотоспособности, ГК особо выделил землю и другие природные ресурсы: указанные объекты «могут отчуждаться или другим способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» (ч. 3 ст. 129 ГК РФ).

В соответствии с указанными актами в РФ была введена новая система собственности. Так, если по прежнему законодательству единым и неделимым собственником земли, недр, лесов, вод и других природных объектов было государство в лице Союза ССР (даже союзные республики не были субъектами этого права), то по новому законодательству земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). Новое земельное законодательство, в отличие от прежнего, распределило земельную собственность по государственным уровням: федеральная собственность, собственность других субъектов Федерации и муниципальная.

Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» сделана попытка в соответствии с действующим законодательством осуществить разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения, и собственность субъектов Федерации.

Установлено, что к федеральным природным ресурсам могут относиться:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеративных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и другие природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ;

- виды животных, ценных в хозяйственном отношении и отнесенных к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектовРФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составеРФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 КонституцииРФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

2. Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты

Под понятием права собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле); во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле); в-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.

В правоотношениях обычно имеются два объекта. Применительно к экологическому правоотношению – это природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны: 1) интерес экологопользователя в достижении своих целей; 2) общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно подразделить на три элемента:

1) свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя, некоторым природным объектам присуща особая научная ценность (земли заповедные, некоторые воды обладают лечебными свойствами и т.п.);

2) состояние природных объектов – изменения, вызванные в них в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса, засоренность водоемов затонувшей древесиной и т.п.);

3) природные процессы, происходящие в природном объекте (например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв, процессы, протекающие в недрах, период сокодвижения в деревьях лесов и т.п.).

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);

2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологической взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизнедеятельности.

В Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы объявлены основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки гармонизации интересов народов страны: исключается возобладание интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом.


3. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты

Содержание права государственной и иных форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, российское государство обладает правом владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) Российской Федерации. В этой находящейся далеко за пределами государственных границ территории Россия вправе лишь осуществлять определенные виды экологопользования – использование дикой фауны и т.п.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности. Например, для обеспечения режима заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы государство может учредить охранные зоны с запрещением на землях этих зон определенных видов деятельности. На территории государственных заповедников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, лекарственных растений, цветов и т.п.

Право пользования землей и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей среды» и которые конкретизируются в кодексах и законах РФ об использовании и охране природных объектов, о животном мире, об охране атмосферного воздуха.

За соблюдением этих правил в Российской Федерации осуществляется специальный экологический контроль специально уполномоченными на то государственными органами и непрерывное наблюдение за результатами экологопользования в экосистеме страны (служба мониторинга).

Таким образом, право пользования землей и другими природными объектами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением и взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, имеет две стороны: категоризация объекта по основному целевому назначению и определение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, во владение, в пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации). Категоризация природных объектов имеет место в отношении практически всех природных объектов: земли подразделены на семь категорий; полезные ископаемые – на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым); водные объекты категоризированы в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т.п.

Категоризация природных объектов является первым этапом распоряжения природными объектами, и на этом этапе распорядительное действие собственника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомственным.

Вторым этапом распоряжения природными объектами является распределение и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами. Он может иметь следующие разновидности:

а) процесс предоставления природных объектов в собственность, аренду и пользование, осуществляемый с соблюдением установленных законом процедур (предварительные изыскания, согласования, рассмотрение дел о предоставлении объекта и т.п.);

б) процесс изъятия природных объектов, осуществляемый также с соблюдением определенных правил (установление факта, дающего право на изъятие природного объекта, оформление дела по изъятию, исполнение решений по изъятию природного объекта);

в) процесс обмена природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и возникающее в связи с этим переоформление титулов владения объектом, расчетов между субъектами права экологопользования и т.п. Последнее допустимо лишь при решении уполномоченных на то органов.

В новых условиях существования нескольких форм собственности на землю и другие природные объекты эти правомочия характеризуются определенными специфическими особенностями:

а) правомочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством, республиканскими нормативными актами и другими правовыми актами других субъектов Федерации, которые не должны противоречить им;

б) правомочия собственников природных ресурсов и других природных объектов могут осуществляться от имени собственникових региональными органами. Эти правомочия указанными органами осуществляются через соответствующие функции: распоряжение приходными объектами в границах республик в составеРФ, других субъектов Федерации в интересах всех субъектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, а также собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами; разработка и совершенствование экологического законодательства как республик и других субъектов Федерации; так и Российской Федерации; установление границ территорий с особым правовым режимом природных объектов в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления; установление порядка и предельных размеров платы за землю и другие природные объекты, а также установление льгот по взиманию платежей; разработка и выполнение совместно с органами местного самоуправления республиканских и других субъектов Федерации программ по рациональному использованию природных объектов; контроль за использованием и охраной природных объектов.

Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

4. Экологическая система как объект права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности природного объекта

Система отношений государственной и иных форм собственности складывается под влиянием двух основных тенденций: интересов государства в максимальной эффективности производства и сохранности природных объектов и экосистемы страны в целом. Поэтому обязанности эколого-пользователей государство устанавливает с позиций эффективного использования природных объектов при охране и повышении их естественной продуктивности.

Экологическая система страны рассматривается законодательством с трех основных позиций: как целостный интегрированный объект, как определенные части этого целостного интегрированного объекта, обладающие определенной самостоятельностью, и как индивидуальные природные объекты, обладающие относительной самостоятельностью.

Экологическая система как целостный, интегрированный объект, представляющий собой систему экологических систем, в законе отражена неполно, преимущественно с позиций охраны окружающей среды.

Охраняемые законом обособленные части экосистемы страны составляют как бы второй уровень правового регулирования, который должен осуществляться не в ущерб первому. Так, если горные работы, допустимые к проведению в первой зоне курортов, наносят вред окружающей природной среде, то они должны быть прекращены.

Третьим уровнем правового регулирования являются природные объекты, обладающие индивидуальной самостоятельностью. Так, земля не может быть сравнима с водами, атмосферный воздух – с лесами, недрами, животным миром и т.п. Данные природные объекты в законе фигурируют как объекты государственной собственности, по поводу регулирования каждого из них имеются нормативно-правовые акты.

Природные объекты при таком подходе обретают статус природных ресурсов, которые можно подразделить на:

а) возобновимые природные ресурсы, которые имеют относительно упрощенный порядок разрешения их использования. Так, для лесорубочных работ достаточно лесорубочного билета (ордера); для рыбной ловли – соблюдения предельных норм вылова рыбы; для охоты – общего права на охоту и т.п.;

б) невозобновимые природные ресурсы, которые характерны более жестким порядком предоставления в собственность, владение, пользование или аренду. Так, для получения права добычи полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, необходимо получить горный отвод, а если они добываются открытым способом, то и земельный отвод и акт на землепользование;

в) относительно возобновимые природные ресурсы, создающиеся только естественным путем, но за довольно длительный промежуток времени. Так, для воссоздания почвенного покрова толщиной до 25 см требуется до 10 тыс. лет, почти аналогичный промежуток времени необходим и для воссоздания общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина и др.).

Относительно возобновимые природные ресурсы имеют менее жесткий режим условий предоставления в собственность, владение, пользование, однако не такой, как у возобновимых ресурсов. Так, право на пользование общераспространенными полезными ископаемыми возникает одновременно с правом собственности, владения, пользования земельным участком, на котором имеются данные залежи, и его аренды.

Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995 г. установлено, что континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий ширины территориального моря. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в исключительном ведении РФ, и распоряжение ими принадлежит Правительству РФ. Указанным Федеральным законом определена компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе (ст. 6). Кроме общих положений, указанный Закон содержит: раздел 2 – изучение, разведка и разработка минеральных ресурсов; раздел 3 – изучение и использование живых ресурсов; раздел 4 – создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе; раздел 5 – морские научные исследования; раздел 6 – защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов и других материалов; раздел 7 – особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом; раздел 8 – обеспечение выполнения настоящего Федерального закона.

Единого подхода в решении проблемы собственности на природные ресурсы нет.

В законодательстве и литературе подчеркивается необходимость:

1) признать деление всех природных ресурсов по двум уровням – федеральный и уровень субъектов РФ; 2) отказаться от такого деления и признать все природные ресурсы единой, общей, совместной государственной собственностью. Путаницу в решение этого вопроса внес Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», в котором не был закреплен механизм реализации деления природных ресурсов по двум уровням. Некоторые федеральные законы предусмотрели деление указанной собственности по двум уровням: законы «О животном мире» и «Об особо охраняемых природных территориях». В то же время другие законы такого деления не предусматривают: «О недрах», Лесной кодекс РФ. Такие субъекты Федерации, как Бурятия, Башкортостан, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), в своих нормативно-правовых актах относят леса и другие природные ресурсы к исключительной собственности этих республик.

Наиболее правильной из двух указанных выше точек зрения является вторая, для успешного решения которой необходимо отработать механизм совместного ведения между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 11 и 72 (п. «г») Конституции РФ. Разработчики Лесного кодекса РФ уже встали на путь правильного решения этой проблемы. В Кодексе сказано, что вопросы владения, пользования и распоряжения лесами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 4).

Необходимо и все остальное законодательство привести в соответствие с КонституциейРФ.

В заключение следует отметить, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В этом общем конституционном установлении подчеркнуты общая фундаментальная значимость вопросов правового режима природных ресурсов как главного богатства страны, повышенные требования к разработке такого режима с учетом интересов как нынешнего, так и грядущих поколений народов России. Но в России на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует разработанный правовой режим использования природных ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Понятие и общая характеристика права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные ресурсы.

2. Экологическая система как объект права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности.

3. Природные объекты, составляющие национальную экологическую систему.

4. Субъекты права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты.

5. Содержание права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты.

 

Глава 6. Право природопользования

 

Природопользование – это использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Природопользование осуществляется в различных формах – экономической (ведущая форма), экологической, культурно-оздоровительной.

Названные формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования. Общее природопользование не требует специального разрешения, а осуществляется человеком в силу принадлежащих ему естественных прав, возникающих в результате его рождения и существования: пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства, носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользования недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными, птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом о животном мире, Законом об охране атмосферного воздуха.

Право специального природопользования возникает на основании лицензии. Слово «лицензия» означает разрешение на что-либо. Общий порядок предоставления лицензий регулируется постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г., утвердившим Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия один год. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться.

Лицензии выдаются по заявкам соискателей и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических правил могут повлечь за собой лишение лицензии по постановлению органа, выдавшего лицензию. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет территориально-отраслевой орган администрации субъектов Федерации, городов федерального значения.

Рассмотрим виды лицензий. Природноресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса. Лицензия выполняет две функции: контроля за законностью, рациональностью деятельности по использованию природного ресурса и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления природного ресурса.

Лицензирование – это проявление административно-правового метода регулирования экологических отношений путем запрета, разрешения, уполномочия. Сущность лицензирования на природопользование имеет три признака: 1) она является актом собственника природного ресурса либо его владельца, 2) формой проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса; 3) средством регулирования рационального природопользования. Предмет лицензии в области природопользования – природный ресурс, предназначенный для использования. В зависимости от предмета лицензироваться могут ресурсы экономические (заготовка древесины, добыча полезных ископаемых) или экологические, предназначенные для защиты природы и человека (разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ), оздоровительные ресурсы природы (разрешение на пользование лечебными свойствами природной среды) или культурные (разрешение на археологические разработки). Для лицензии характерно, что она выдается уполномоченным органом экологического управления. Такими органами являются Минприроды России, его территориально-отраслевые органы в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса, относительно которого выдается лицензия. Известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения администрации о предоставлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению – ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского хозяйства, подсобного личного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, городского хозяйства, лесного хозяйства, водного хозяйства, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, разведки и добычи полезных ископаемых, для организации особо охраняемых территорий и объектов.

Лицензия на использование недр выдается в соответствии с Законом РФ о недрах и Положением Верховного Совета РФ о порядке лицензирования пользования недрами администрацией республики, области, края совместно с территориально-отраслевым органом Комитета по геологии и использованию недр РФ на: реологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, захоронение вредных веществ, сброс сточных вод, для образования особо охраняемых территорий. Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору – юридическому лицу, в том числе иностранному, или группе юридических лиц с созданием или без создания нового юридического лица.

Лицензия на специальное водопользование и обособленное водопользование выдается администрацией и органами Роскомвод России. Указанные лицензии предоставляют право водопользователю на пользование водным объектом в определенных границах, в соответствии с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии. Согласно Водному законодательству в лицензировании указывается: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны. Организация системы лицензирования возлагается: по поверхностным водам на Роскомвод; по подземным водам – на Роскомнедра. Выдача лицензий производится исполнительным органом власти соответствующей территории совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам (Роскомвод) либо по использованию недр (Госкомнедра). По водным объектам федерального значения лицензия выдается органами Федерации, по объектам республиканского, областного, краевого значения – соответственно исполнительными и специальными органами республики, края, области, автономного образования. По объектам местного значения лицензирование осуществляется исполнительными местными и специальными органами города, района.

Лицензия на использование лесов. В Основах лесного законодательства РФ указаны два вида лесопользования: основное и побочное. Основное – заготовка древесины и живицы; побочное – сбор ягод, грибов, орехов и иных плодов, сенокошение, пастьба скота, заготовка лекарственного сырья, раскорчевка пней и т.д. Такое деление важно для характеристики лицензионного порядка в лесном хозяйстве. Основное лесопользование в виде заготовки древесины производится в плановом порядке.

Лесорубочный билет – это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащей вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работы. Другой разновидностью лицензии в лесном хозяйстве является лесной билет,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.154 сек.