Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ст.102 ДоФ)




Злоупотребление доминирующим положением

Сейчас Комиссия начала расследование против Газпрома, который занял 25-27% рынка в ЕС.

Несовместимое с общим рынком и запрещенное в той степени, в которой затронуто одно или несколько государств ЕС недопустимо злоупотребление доминирующим положением на общем рынке или его значительной части. Определение весьма абстрактно.

Далее, ст.102 ДоФ дает наиболее типичные случаи злоупотребления: ограничение цен, ограничение объемов производства или продаж и т.д.

1. Субъект – доминирующее предприятие. Его фундаментальная характеристика – возможность создавать препятствия конкуренции на рынке какого-либо товара. Эта возможность сопровождается «полной независимостью поведения».

Дело Continental Can/71 – указано, что действия конкурентов не затрагивают доминирующее предприятие, которое само устанавливает правила поведения на рынке.

Дело Hoffman la Roche/79 – Суд добавил, что доминирующее поведение не исключает наличие конкуренции на рынке, но доминант ведет себя без учета конкурентной среды.

Дело United Brands/76 – дается определение: доминирующее положение – это ситуация, когда предприятие обладает такой экономической мощностью, которая позволяет ему препятствовать осуществлять конкуренцию на рынке товаров. При этом предприятие имеет большую степень независимости по отношению к своим конкурентам, клиентам, партнерам, потребителям. Наличие такого доминирующего положения исключает наличие конкуренции между предприятиями.

Критерии доминирующего положения.

1. Объем рынка, контролируемого предприятием. Обычно, это доля в 50-90%. Минимальный порог – 10%, однако возможно коллективное доминирование, при котором доля одного предприятия может быть меньше 10%, но все вместе они контролируют больше 10%.

2. Внутренняя структура предприятия. Учитываются следующие факторы:

- Степень вертикальной интеграции компании (занимается ли она только производством или еще и продает продукцию, занимается постпродажным обслуживанием).

- Существование развитой сети сбыта.

- Опережение по использованию новых технологий (имеет патент или ноу-хау).

- Существование широкого ассортимента товаров.

- Развитая реклама со строгой индивидуализацией товаров.

- У доминанта уже нет барьеров входа на рынок (сертификация, лицензирование, существенность инвестиций, долгосрочность окупаемости).

3. Конкурентная ситуация на конкретном товарном рынке – релевантном рынке. Учитывается количество и качество потребителей и продавцов на данном рынке.

Одна из проблем – правильно определить товарный рынок!

Дело United Brands – UB являлась одним из крупнейших поставщиков товаров. Она была обвинена в том, что продавала бананы в разные государства ЕС по разным ценам, навязывала свои цены и запрещала продавать зеленые бананы. Комиссия считала, что UB занимает доминирующее положение на рынке бананов, но UB заявила, что это рынок фруктов, а не бананов и монополистом она не является. Суд поддержал мнение Комиссии, учтя целый ряд факторов (взаимозаменяемость, бананы не являются сезонным фруктом, используются в детском питании, особенности употребления и т.д.).

Дело Continental Can – Суд указал, что учитываются характеристики товара, на основе которых эти характеристики удовлетворяют потребности потребителей. Изучение рынка предполагает изучение всех товаров, которые могут заменить друг друга (идентичные товары и взаимозаменяемые товары).

Взаимозаменяемость – это основной фактор при определении товарного рынка. Взаимозаменяемость изучается со стороны спроса и со стороны предложения:

А. Со стороны спроса – для того, чтобы товар рассматривался как образующий особый рынок, он должен быть индивидуализирован своими особыми качествами, которые удовлетворяют конкретные постоянные нужды. Эти качества отличают данный товар от других товаров и делают его слабозаменимым. Изучают две группы фактов:

1. Природа товаров, их цена, особенности употребления.

2. Структура спроса и предложения – см. Дело Tetropac/94 и 96.

Эти две группы фактов должны анализироваться раздельно. Никто не ищет абсолютной взаимозаменяемости, но в деле Hoffman la Roche Суд указал, что требуется «высокая степень заменяемости».

Б. Со стороны предложения – учитывается то, насколько затратным является выход на рынок с новым товаром, наличие особых технологий производства, необходимость специального оборудования, техники (См. Дело Continental Can).

 

Объективным критерием при определении товарного рынка является эластичность спроса (SNIP-тест). Если заметное и достаточно долгосрочное повышение цен на товар A не влияет на спрос и потребление товара B, то товар А обладает низким уровнем взаимозаменяемости (цены на бензин растут, но оттока покупателей не происходит, поскольку нет взаимозаменяемого товара).

 

Географический рынок – его также необходимо определить для привлечения по ст.102 ДоФ. В понятие географического рынка заложен экономический критерий – сходство финансовых, транспортных, налоговых, законодательных и иных особенностей реализации товаров. Например, в деле United Brands Комиссия исключила из географического рынка 3 государства – Францию, Италию и Англию. Причина заключалась в том, что в данных государства были установлены льготы для бананов, происходящих из заморских территорий этих стран. Компании, поставляющие эти бананы, смогли с помощью льгот конкурировать с UB.

Географическим рынком доминирования могут быть все государства ЕС, несколько государств, одно государство и даже несколько регионов отдельного государства.

 

Временной рынок – необходимо достаточно долгое доминирование. Обычно это годы, но иногда различают сезонное доминирование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.