Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-государственное строительство в Советской России. Образование СССР (1917–1922 гг.)

Выводы

Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими партиями и оппозицией.

Политическая система в годы нэпа

3.4.1. Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями. В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура. После окончания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

8 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии заниматься политической деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось высылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйственных органов, что означало для РСДРП политическую гибель.

В 1922 г. состоялся судебный процесс против лидеров партии эсеров, обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина. Резолюция ХII Всероссийской конференции РКП(б) (август 1922 г.) Об антисоветских партиях и течениях объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы.

3.4.2. Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление Х съезда РКП(б) О единстве партии запретило фракционную деятельность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии.

4.3. Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей происходило постепенное свертывание нэпа. В результате очередного заготовительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды перехватывли крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, прекратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по международной репутации СССР. К концу 20-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

5.1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего росийского крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность.

5.2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с определенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

5.3. С середины 20-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на полную и окончательную победу новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа, а, следовательно, от учета интересов крестьянства.

В многонациональной России одним из основных факторов, характеризующих особенности государственного устройства, был и остается национальный вопрос, реализация которого осуществлялась в XX в. под лозунгом "права наций (народов) на самоопределение".

На рубеже XXI в., как и после революции 1917 г., Россия переживает сложный период распада государственного устройства и поиска путей государственности, адекватной интересам народов, входящих в ее состав. И сегодня, как и в то, послереволюционное время, необходимо понимание значимости национального фактора в государственном устройстве.

Как и в прошлом, так и в настоящем есть понимание того, что эффективно управлять огромной территорией, на которой исторически размещены разные народы разных культур и конфессий, можно, используя принципы федерализации страны.

Р.Г. Абдулатипов подчеркивает: "Федерализм - исторический выбор российской государственности.Историческая реальность такова, что великая Россия развивалась по своей сути как государство многонациональное, многотерриториальное (собранное из множества земель)."1

Эта особенность государства не может не учитываться в федеративном строительстве.

Исследование особенностей государственного строительства, по существу собирания земель в 1917-1922 гг., после краха Российской империи, для нас является особо актуальным. Истоки противоречий становления федеративных отношений в последнее десятилетие необходимо искать в сложное время поиска новых форм и первых шагов становления федерализма после Октябрьской революции. Этот период, как

1 См.: Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996, С. 7. и сегодня, известен горячими дискуссиями о том, на каких принципах "обустраивать Россию" - "автономизации" или "федерализации".

В этот период был выбран путь укрепления и развития государства. В политике и науке этот путь определился как "национально-государственное строительство". На наш взгляд, этот выбор был оправдан тем, что в нем заложены основы подъема к совместному историческому творчеству народов России, развитию их самобытности, культуры. Осуществлялся поиск взаимодействия суверенитета республик с суверенитетом всего многонационального государства. Безусловно, следует отметить, что решение задач национально-государственного устройства было ограничено рамками классовых интересов.

Исследуемый период дает научную информацию о создании государственных образований на территории нашей страны. В нем отражена история возникновения и развития различных форм и принципов советской федерации - автономных республик и областей, применение и развитие договорных федеративных отношений независимых республик, образования Союза ССР.

Национально-государственное строительство было стержнем национальной политики государства, основой деятельности институтов управления национальными процессами, в частности Наркомнаца.

Недооценка ретроспективного взгляда на историю формирования федерализма в 1917-1922 гг. с учетом национально-территориального фактора, влечет за собой ограниченность в понимании перспектив развития федеративных отношений в нашей стране на современном этапе. Тем не менее, проблематика особенностей национально-государственного строительства в исследуемый нами период пока не привлекает ученых, в то время как историко-политологический подход к его анализу, безусловно, актуален, имеет как научную, так и практическую значимость.

Не случайно, в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации подчеркивается: "На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений".1

Научная разработанность проблемы. История национально-государственного строительства, истоков федеративных отношений, особенностей национальной политики в послеоктябрьский период находит отражение в трудах современных ученых: Абдулатипова Р.Г., Лысенко В.Н., Баграмова Э.А., Болтенковой Л.Ф., Калининой К.В., Медведева Н.П., Мацнева А.А., Столярова М.В., Тимофеева П.Т., Мухаметшина Ф.Х., Фарукшина М.Х., Беджанова М.Б., Чернева А.Д. и др.2

Если обратиться к научным исследованиям поиска форм национально-государственного устройства России учеными 20-х годов, то можно выявить, что данная проблема должна быть рассмотрена во взаимосвязи с концептуально новым подходом к решению национального вопроса в условиях советского устройства страны. Отражение этой взаимосвязи мы обнаруживаем в трудах ученых и политических деятелей того времени: Дурдневского В.Н., Палиенко Н.М., Плетнева В.Д., Поречина Г.Н., Стучки П.И., Трайнина П.И., Фиолетова Н.И. и др.

Теоретически поисковая разработка форм национально-государственного устройства, приемлемого народами, входящими в состав России, была направлена на поддержку большевистской концепции уважения прав и свобод народов России. Учитывая, что идейно-теоретическая основа обустройства народов России в едином государстве реализовалась в условиях гражданской войны, научные работы того времени позволяют сделать вывод о том, что они находили симпатии и поддержку в России.

Большая исследовательская работа в этот период велась в рамках деятельности Наркомнаца (1917-1923 гг.), особенно по проблемам развития национальных культур, образования, национальных языков и др. В этих целях Наркомнацем осуществлялась программа исследования опыта реализации прав народов в зарубежных полиэтнических государствах.

Второй: национально-государственное строительство в период военной интервенции и гражданской войны и его итоги.

В последнее десятилетие, на рубеже XXI века и распада СССР отечественная наука фактически не обращалась к анализу достижений и просчетов в период формирования национально-государственного строительства в России в1917-1922гг.

Проблема отражалась в популярно-публицистических материалах в крайне негативном свете в угоду политических интересов разрушителей исторической России.

В данном исследовании мы исходим из того, что каждый период отечественной истории необходимо объективно оценить - в них есть достижения и просчеты, которые сказываются в исторической перспективе. Именно этим подходом обусловлен наш анализ исследуемого периода в его историческом развитии, чем и определяются цель и задачи исследования.

Целью исследования является осмысление исторического опыта, выявление этапов и закономерностей национально-государственного строительства в России в период 1917-1922 гг. в контексте современного развития федеративных отношений, становления и развития Российской Федерации, историко-политологический анализ достижений и просчетов этого периода.

В связи с этим в исследовании ставятся следующие задачи:

- выявить доктринальные основы национальной политики советского государства и ее роли в восстановлении российской государственности;

- осветить поиски путей федеративного устройства Советской России и показать особенности их реализации в первые годы советской власти и в условиях гражданской войны;

- с позиции достижений и просчетов в определении и становлении федерализма в России проанализировать процесс собирания России в ее прежних границах - вплоть до образования СССР;

- рассмотреть формы и особенности федеративных отношений в исследуемый период;

- отразить то, что поставленные исследовательские задачи в их ретроспективном анализе имеют непосредственное влияние на развитие федерализма в России на современном этапе.

В решении этих задач мы исходим из того, что в историко-политологическом и познавательном аспектах для нас представляют огромную значимость истоки формирования национально-государственного устройства в форме становления федерализма в многонациональной России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Форсированное социалистическое строительство в 1920–1930-е гг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.