Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая монополия и ее признаки. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии




 

Абсолютная, или чистая монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукции, у которой нет близких заменителей.

Основные черты чистой монополии:

1. Продавец выступает в единственном числе, поэтому фирма и отрасль синонимы.

2. Создаваемый продукт уникален, т.к. не существует близких заменителей.

3. Фирма-монополист обладает рыночной властью, т.е. контролирует цены и объем поставляемой на рынок продукции.

4. Существуют барьеры для вступления фирм в отрасль:

a) Юридические – патенты, лицензии, институт авторских прав.

b) Естественные, т.е. закономерно присущие определенному рынку.

c) Экономические барьеры (например, огромный первоначальный капитал)

5. Ограниченность информации.

 

Монополия является естественной:

1) вследствие владения уникальными природными ресурсами

2) когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства (водо-, энерго-, газоснабжение)

 

Проблема равновесия фирмы в условиях чистой монополии сводится к следующему:

1. Сколько выпускать продукции?

2. По какой цене ее производить?

Правило максимизации прибыли:

Фирма-монополист будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором

MR=MC

 

 

Некоторые фирмы для еще большего увеличения прибыли осуществляет ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация предполагает установление различных отпускных цен на один и тот же товар для разных потребителей вне зависимости от издержек.

Условия, необходимые для осуществления ценовой дискриминации:

1. Покупатели не могут перепродать купленный товар.

2. Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на товар.

Более высокая цена устанавливается для покупателей, чей спрос менее эластичен.

Ценовая дискриминация может быть проведена:

• по географическому признаку;

• по категориям покупателей;

• по способам применения товара;

• с учетом временного фактора;

• неявная (скрытая) ценовая дискриминация.

Социально-экономические последствия монополии:

1. Позитивные моменты:

• за счет получения сверхприбыли могут финансироваться дорогостоящие НИОКР, совершенствовать технологии;

• наличие монополистических структур – показатель зрелости национальной экономики.

2. Негативные аспекты:

• производят продукции в меньших объемах и продают по более высокой цене, чем в условиях конкуренции;

• усиливают неравенство в распределении доходов и в обществе;

• характерна Х-неэффективность, т.е. достигая чрезмерной власти на рынке, перестают бороться за потребителя, устраняется потребность в снижении издержек производства.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.