Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины быстрого умножения монастырей в XIV – XV вв




Другие монастыри XI-XIII вв.

В XII и XIII вв. чтимых и канонизированных дает главным образом Киево-Печерская Лавра. Ее ветви идут и на север. В это время возникает 68 монастырей в разных местах. Но именно в северной Руси появляется наибольшее их число. В самой природе этого края заключались выгодные условия для развития монашеской жизни, и не было противодействующих монашеству элементов в населении, тогда как на юге возникновению обителей могли мешать разного рода инородцы — половцы и печенеги, враждебно относившиеся к русской церкви и государству. Из монастырей северной Руси наиболее замечательны: в Новгородской области - Юрьев монастырь, основанный в XI в. князем Ярославом; Антониев, Хутынский монастырь; в середине XII в. построен Боголюбов монастырь Андреем Боголюбским в память бывшего ему явления Божией Матери; а в конце этого столетия возник Рождественский Владимирский монастырь; в то же время или в начале XIII в. Ризположенский монастырь в Смоленске.

 

Монгольский погром чувствительно коснулся монашества. Киево-Печерский монастырь еще в домонгольское время был превращен в развалины; множество монастырей других на севере и юге России постигла та же участь. До конца XIII в. развитие монашества идет медленно; несколько монастырей возникло только в Новгородской области, до которой не дошли татаро-монголы. Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков — преподобных. Но с XIV в. монашество начинает быстро развиваться; с XIV в. и до середины XV в. возникло до 180 новых обителей.

Причины такого быстрого умножения монастырей в эту эпоху были различны. Лучшее усвоение лучшими людьми русского общества высших евангельских начал пробуждало в них стремление к высшим ступеням нравственного совершенства, аскетический идеал благочестия в народе указывал на монастырь, как место исключительно святой жизни; тяжелые обстоятельства времени возбуждали в народе набожность и заставляли многих прибегать за утешением к религии; наконец, отсутствие стеснений и покровительственное отношение правительства к монастырям также содействовало росту монашеской жизни.

С середины XIV века наблюдается на Руси явление, которое принято называть монастырской колонизацией. Удаляясь от людей в непроходимую лесную глушь, которая, и называется на древнерусском языке пустыней, отшельник надолго подвизается один, посещаемый только зверями. Лишь только пойдет в народе молва о нем, как в лесную пустыню к малой келье безмолвника собираются его будущие сожители и сподвижники. Они трудятся своими руками, сеча лес, насевая поля, строя кельи и храм. Вырастает монастырь. И к шуму векового леса, присоединяется - звон монастырского била, к обители являются крестьяне. Они беспрестанно рубят лес, пролагают дороги в непроходимых раньше дебрях, строят вблизи монастыря дворы и села. Села разрастаясь, превращаются в посад, или даже город.

Центром развития монашеской жизни в этот период была Русь северная. Новое подвижничество во второй четверти XIV в. - это подвижничество пустынножителей. Излюбивши пустыню, взяв на себя труднейший подвиг, связанный с созерцательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси. Любовь является доминирующей чертой северо-восточных подвижников. Даром любви обладают все истинные подвижники и безмолвники, искоренившие страсти. Это движение вызвано было величайшим подвижником русской земли, отцом последующего монашества преподобным Сергием Радонежским.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.