Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль средств массовой информации в идеологической политике

В системе средств идеологического влияния на индивидумы и социальные группы особая значимость принадлежит СМИ. Благодаря им идеология ежедневно контактирует с человеком. Поступающая информация настолько ощутима по силе воздействия на личность, группу, сообщество и несет представления, оценки, вкусы, что СМИ во всем мире называют «четвертой властью».

В чем конкретно проявляется властное вторжение средств массовой информации в духовный мир, повседневную жизнь миллионов людей?

1. СМИ выступает в современном мире как осведомленный и оперативно действующий поставщик информации. Их беспрерывное функционирование опирается на новейшие достижения техники и «высокие технологии». Мы живем сегодня в информационном обществе, которое немыслимо без постоянного притока новой информации. Но как бы ни была достоверна и объективная информация, всегда в ней (иногда в тексте, а чаще всего в подтексте) существуют идеологические ингредиенты.

2. В процессе функционирования СМИ несут пользователям поток новой информации, а также акцентируют внимание на определенных событиях и процессах, умолчание некоторых фактов, явлений создают совокупность символов, значений, образов, посредством которых конструируется определенная более или менее адекватная картина мира.

3. В процессе созидания образа окружающей действительности, воспринимаемого индивидумом, СМИ предлагают обществу информацию и своеобразные картины мира, дают определенную оценку тем или иным событиям, факторам, процессам. Как раз стараниями прессы, радио, телевидения и создаются широко распространенные образцы-оценки определенных стран.

4. Путем оформления вышеуказанных образцов-оценок у потребителей информации генерируется своеобразные имиджи тех или иных политиков, партий, социальных движений и даже целых стран, причем фрагменты отдельных сторон действительности зачастую неоправданно преувеличиваются. В итоге в центре внимания общественного мнения оказываются не действительные качества изображаемых объектов, а предпочитаемые, рекомендуемые СМИ. В итоге, в скрытой форме, ориентируемой чаще всего на подсознание, реализуется вполне определенная идеологическая нагрузка, рассчитанная на идеологические последствия.

5. СМИ дает оценку явлений, создает определенный имидж тех или иных социальных групп с расчетом придать изображаемым процессам некий статус общепризнанного мнения, а иным альтернативным точкам зрения и позициям придается дискриминационный оттенок, а их приверженцы интерпретируются с критических позиций.

6. Информируя различные социальные слои населения, СМИ оказываются мощным фактором мировоззренческого, политического и идеологического влияния на духовный мир, ценностные ориентации и способы поведения личности или группы. Профессиональные работники отрицают идеологическую направленность медиа-сообщений, утверждают, что их информация в эфире, прессе есть зеркальное изображение факторов.

7. Часто СМИ предлагают своеобразные эталоны поведения, образцы того, что считать «нормальным», изменение социально-политической и экономической ситуации в медиатекстах вполне возможна в переоценке ценностей. Если до распада СССР основное внимание общественного мнения концентрировалось на приоритете добросовестного труда как критерия гражданской позиции человека, то в постсоветской действительности господствует пропаганда предприимчивости, везения, удачи.

8. В условиях коммерциализации компьютерно-информационное пространство стало ареной соперничества, острой конкуренцией разных, подчас противоречащих друг другу идей и оценок.

В итоге, можно выразить вышесказанное своеобразной шкалой воздействия СМИ на личность:

- поставщик информации;

- конструирование картины мира;

- формирование имиджей;

- прямое идеологическое воздействие на личность;

- оценка фактов и событий;

- предписывание смысла событиям;

- пропаганда эталонов поведения;

- арена соперничества.

В Беларуси для выявления масштабов и уровня возможного воздействия того или иного средства массовой информации на население страны или региона используются социологические опросы, составляются характеристики читательских и зрительских аудиторий, использующих разные источники информации. Выводы социологических исследований периодически печатаются и освещаются СМИ. На основе квалифицированно собранных и проанализированных данных можно адекватно представить картину и степени идеологического влияния различных СМИ на социально-демографические, территориальные и иные группы населения Беларуси.

В заключение рассмотрения данного вопроса можно напомнить слова Президента Республики Беларусь на встрече со студентами и преподавателями БГУ в феврале 2007 г.: «СМИ являются одним из самых оперативных и надежных барометров общественного мнения. Они призваны обеспечивать обратную связь власти с народом, ставить проблемные вопросы перед органами госуправления. А журналистам своим я часто говорю: вы – глаза нашего общества, именно вами оно видит все, что происходит в мире и в нашей стране, через ваши глаза, через ваши сердца и души.

Сегодня в информационном пространстве Беларуси работает пять общенациональных каналов, в том числе спутниковый канал «Беларусь-ТВ». Выходит свыше 200 телевизионных и радиопрограмм, более 1,200 периодических изданий как государственной, так и частной формы собственности. В стране насчитывается свыше двух с половиной миллионов пользователей сети Интернет. И эта цифра все время растет». Также Президент отметил, что встречи и беседы с простыми людьми, журналистами, позволяют ему по-новому, более системно подняться над текучкой будней, увидеть многие проблемы, находить нестандартные решения актуальных задач.

 

 

Контрольные вопросы к дискуссии

1. Какие факторы, включающие государственные учреждения и организации влияют на формирование политической культуры?

2. На примере последних выборов в Парламент Беларуси, местные Советы раскройте суть избирательной системы.

3. Какими факторами обусловлено место СМИ в идеологических процессах?

4. Что собой представляет идеологический потенциал страны?

 

 

Лекция 5. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

1. Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь.

2. Государственные институты и их роль в формировании идеологии белорусского государства.

а. Место и роль Парламента – Национального собрания в формировании белорусского правосознания.

б. Правительство – Совет Министров и его роль в формировании идеологической политике.

в. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Избирательная система в Современной Беларуси | Политическая система в контексте идеологии белорусского государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.