Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая система в контексте идеологии белорусского государства

Государственные институты и их роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства

Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь

В первом вопросе важно начать обсуждение с уяснения, что институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления, далее отметить трудности в процессе становления президентской власти и выработки концепции президентской власти в РБ в середине 90-х годов прошлого века, когда возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов. Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему близких по территории к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений. На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа. Если раньше первым лицом в государстве был Первый секретарь ЦК КПБ, Председатель Верховного Совета, то сейчас им может быть только Президент.

Президент Республики Беларусь, избираемый всенародным голосованием, олицетворяет собой национальное руководство, символизирует единство нации, выступает наиболее видным национальным лидером. Президент не имеет политических пристрастий (не является членом политической партии) и поэтому представляет интересы всей нации.

Президент является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Сильный институт президентства в нашей стране обеспечивает незыблемость Основного Закона, его неукоснительное исполнение всеми субъектами политической системы общества, и, в первую очередь, государственными органами. Президент Беларуси как гарант Конституции несет ответственность за сохранение основ конституционного строя, в том числе и в экстремальных случаях, когда они находятся под угрозой. Президент обеспечивает соблюдение норм Конституции в деятельности всех органов государственной власти и военного руководства. Обращает на себя внимание и то, что роль президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гарант всего конституционного строя.

Глава государства обеспечивает политическую и экономическую стабильность страны, цементирует белорусское общество, одновременно способствуя становлению таких основных демократических институтов, как: многопартийность, равные возможности каждого гражданина принимать активное участие в решении государственных дел.

Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразность наделения Главы государства таким правом основывается на том, что принятие закона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени. А часто возникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительное действие, в связи с чем лицо, призванное управлять государством, должно иметь возможность принятия решений, обладающих силой закона.

Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РБ имеет наивысший уровень доверия (более 80%) у граждан страны согласно социологического мониторинга, проведенного летом 2008г. в стране. Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическим силами (президент- беспартийный), что способствует разрешению споров между ними.

Он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни президента председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу президента. Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразование всей системы исполнительной власти. Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».

Функции президентской власти.

Во-первых, гарантийная функция. Президент- гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности.

Во-вторых, арбитражно-интегративная функция, которая вытекает из того, что Конституция стремится поставить президента над ветвями власти, над другими государственными институтами не в качестве лица, сосредоточившего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними.

В-третьих, контрольная функция. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих президенту по Конституции или установленных им фактически. В отношении исполнительной власти это достигается посредством отчетности правительства перед президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно главе государства, отмены нормативных актов правительства. В отношении парламента и суда - это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции Республики Беларусь. Все это свидетельствует об определенном фактическом контроле главы государства в отношении законодательного органа.

Наделение президента таким статусом и объемом полномочий необходимо для осуществления им функций, возложенных Конституцией (реализация основных направлений внутренней и внешней политики; защита суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности; поддержка стабильности в государстве, гражданского мира). Это также обусловлено необходимостью обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления государственными делами, согласованного функционирования ветвей власти. Однако его деятельность не бесконтрольна. В Конституции Беларуси закреплена система сдержек и противовесов. Так, назначения на ключевые государственные посты производятся с согласия парламента, а нормотворческая деятельность главы государства может быть проверена на соответствие Конституции.

По Конституции Президент является главнокомандующим Вооруженными Силами страны. Под его руководством осуществлялось реформирование белорусской армии, которое было заключено в начале 2001г. Была разработана и утверждена Указом Президента Республики Беларусь 17 июля 2001 года новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. В концепции определены жизненно важные интересы нашей страны в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, а также приоритетные направления их реализации. Названы основные факторы, создающие безопасности государства в наиболее важных сферах его деятельности. В результате кропотливой работы, проделанной под руководством Президента страны, в ХХI в. Беларусь вошла с полностью сформированной, эффективной и комплексной системой обеспечения национальной безопасности.

Главой государства сформулированы базисные постулаты, которые просты и понятны гражданам нашей республики:

- «Государство – для человека»;

- «Здоровая нация – сильная нация»;

- «Сохраним деревню – сохраним страну»;

- «Крепкая семья – сильное государство».

В заключение можно акцентировать внимание слушателей на то, что в нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХYIII века, когда был учрежден институт президентства в США. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. 143 страны, из них 140 – члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства. Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления.

В Республике Беларусь с 1994 г. после первых президентских выборов, более 14 лет Президентом является А.Г.Лукашенко. Его политико – правовой статус, основные права и обязанности закреплены в ст. 84 Конституции РБ и Законе о Президенте РБ.

В первую очередь следует рассмотреть структуру и функции парламента – Национального собрания – в контексте идеологии. Парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Конституция определяет статус Парламента как представительного и законодательного органа, состоящего из Палаты представителей и Совета Республики. Согласно ст. 91 Конституции РБ, в состав нижней палаты избирается 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом. Наглядный пример тому выборы в Парламент Беларуси 28 сентября 2008 г. Круг вопросов депутатов Палаты представителей следующий:

- подготовка и рассмотрение проектов законов, в т.ч. утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров и др.;

- назначает выборы Президента;

- дача согласия на назначение Премьер – министра;

- заслушивание доклада Премьер – министра о программе деятельности правительства, ее одобрение или отклонение и др.

Совет Республики (всего 64 чл.) является палатой территориального представительства. По 8 чел. членов Совета избирают на заседаниях депутатов областных Советов и г. Минска. Кроме того, 8 членов назначается Президентом РБ. В компетенцию Совета Республики входит:

- одобрение или отклонение принятых нижней палатой проектов законов;

- согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателей и судей Верховного Суда, Генерального Прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка и ряда руководителей высшего звена.

Срок полномочий Парламента – 4 года. Срок может быть продлен на основании закона только в случае войны, но может быть прекращен досрочно.

Основные функции парламента: законотворческая, идеологическая, контролирующая. Депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Депутаты также осуществляют контроль за деятельностью исполнительной власти.

Парламентом прошлого созыва была налажена четкая работа по правовому обеспечению приоритетов социально – экономического развития страны, качественному усовершенствованию и систематизации национального законодательства. Только в 1 полугодии 2008 г. им было принято 80 законов. Ежемесячно депутаты проводят прием граждан по личным вопросам в избирательных округах, участвуют в заседаниях исполкома, сессиях депутатов, семинарах, выступают в трудовых коллективах, по месту жительства граждан, молодежных аудиториях, участвуют в общественно-политических мероприятиях. За 2007 год депутатами Палаты представителей принято более 27 тыс. избирателей (в 1 квартале 2008г. - более 7 тыс. граждан). В течение прошлого года более 3 тыс. граждан побывали на приеме в Палате представителей по различным вопросам. Членами Совета Республики в 2007 году принято 1 334 человека. Эти цифры свидетельствуют о том, что парламентарии находятся в курсе социально значимых проблем населения.

Парламентская дипломатия – гарант укрепления авторитета Беларуси на международной арене. Межпарламентские контакты проходят в соответствии с планом международной деятельности и межпарламентского сотрудничества, так и на основании предложений и приглашений, поступающих по линии МИД Республики Беларусь, парламентов иностранных государств и межпарламентских организаций.

В Национальном собрании Республики Беларусь создано 46 рабочих групп и 2 межпарламентские комиссии по сотрудничеству с зарубежными парламентами, а также для контактов с европейскими парламентскими структурами. В 2007г. нашу страну посетили с визитами парламентские делегации Вьетнама, Ирана, Италии, Китая и Чехии, а также парламентарии Германии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, России. Состоялся рабочий визит парламентской делегации Республики Беларусь в Турцию.

Значительное место в деятельности Парламента занимает работа Совета Республики по развитию договорно-правовой базымеждународного сотрудничества. Ратифицированы десятки международных договоров и соглашений. Один из наиболее важных - межправительственный белорусско-итальянский договор, определяющий меры социальной защиты белорусских детей при нахождении в Италии на оздоровлении и предусматривающий гарантии их своевременного возвращения на родину.

В соответствии с принципом многовекторности белорусской внешней политики наши парламентарии установили хорошие отношения с Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), продолжено сотрудничество с такими международными структурами, как Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА СНГ), Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС), Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ), Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ).

Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров – центральный орган государственного управления. Правительство является коллегиальным органом; подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Подотчетность Президенту означает:

- структуру правительства определяет Президент;

- он назначает на должность Премьер – министра, назначает и освобождает от должностей заместителей премьер – министра, министров;

- президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

- президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- президент имеет право отменить акты Правительства;

- правительство обязано информировать Президента об основных направлениях своей деятельности и о всех своих решениях.

Ответственность Правительства перед Парламентом означает:

- согласие на назначение Президентом Премьер – министра дает Парламент в лице Палаты представителей;

- в течении 2-х месяцев после своего назначения Премьер – министр обязан представить для обсуждения Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представить повторную программу;

- Парламент в лице Палаты представителей может одобрить или отклонить программу деятельности Правительства.

Полномочия Правительства РБ закреплены в ст. 107 Конституции. Состав Правительства определяется ст. 106, однако она не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. Основной функцией Премьера является непосредственное руководство деятельностью Правительства, за ее осуществление он несет персональную ответственность перед Президентом.

Идеологическая деятельность Правительства имеет 2 аспекта: практический и информационно – пропагандистский. При рассмотрении деятельности белорусского правительства важно отметить основные приоритеты в его работе (аграрная политика, жилищное строительство, социальная сфера).

Анализируя место и роль института местного управления и самоуправления, следует отметить, что идеология получает на местном уровне благодатную возможность наиболее эффективно влиять на общество, сплотить его, направить энергию, разум и волю людей в созидательное русло. Решающая роль идеологии в том, что на местах планы государственных органов воплощаются в конкретные дела.

Согласно Конституции (ст.117), в РБ существует система местного управления и самоуправления, состоящая из 4-х элементов:

- местные Советы депутатов;

- исполнительные и распорядительные органы;

- органы территориального общественного самоуправления;

- местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Установлены 3 территориальных уровня Советов:

- первичный: сельские, поселковые, городские(городов районного подчинения) Советы;

- базовый: городские(городов областного подчинения) и районные Советы;

- областной: областные и Минской городской Совет депутатов.

Депутатов Совета избирают сроком на 4 года. Основной формой деятельности местного Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. №21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» существенно расширил возможности для деятельности этих органов.

О значимости местных Советов свидетельствуют состоявшиеся в январе 2007г. выборы, в которых приняли участие 79,2% избирателей. Их итогом явилось формирование 1 581 местного Совета депутатов и избрание 22 639 депутатов.

 

Контрольные вопросы для дискуссии:

1. Какие требования предъявляет Конституция к кандидату на должность Президента РБ?

2. Каковы права, обязанности и ответственность белорусского Президента? Используйте в своих ответах положения статьи 84 Конституции РБ.

3. Охарактеризуйте Парламент РБ – его структуру, порядок формирования. Используйте в ответах статьи 4-го раздела Конституции РБ.

4. Перечислите важнейшие полномочия Правительства, его задачи и функции. Используйте статьи 4-го раздела Конституции РБ.

5. Дайте определение терминов «местное управление» и «местное самоуправление». В чем их отличие?

6. Какова роль в общественно – политической жизни страны Всебелорусского народного собрания?

 

Лекция 6. Белорусская экономическая модель и политическая система в контексте идеологии белорусского государства

 

1. Модель социально – экономического развития страны – компонент идеологии белорусского государства.

2. Политическая система в контексте идеологии белорусского государства.

3. Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства.

 

1. Модель социально – экономического развития страны – компонент идеологии белорусского государства

Экономические интересы составляют основную движущую силу повседневной человеческой активности, что оценивается как материальное благополучие. Именно достижение блага чаще всего выступает в качестве цели активного действия индивида или социальной группы. Поэтому каждая идеология имеет определённый экономический фундамент, возникает на ней и обслуживает экономические интересы определённого социального класса, слоя либо всего общества в целом.

В Республике Беларусь после обретения независимости (1991г.) выработалось разделяемое всеми социальными слоями, общественными движениями представление о становлении и развитии социально- ориентированной экономики. Выбор обусловил и конструирование модели социально-экономического развития страны, которая характерна именно для Беларуси. Она рассчитана на национальные особенности, строится на базе синтеза традиций, национального и мирового опыта, но без механического переноса или эклектического смешения различных социально – экономических моделей. Белорусская модель представляет совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемой к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной структуре, к эффективности функционирования властно – управленческой организации, к качеству жизни населения.

Модель социально-ориентированной рыночной экономики предполагает:

- широкий плюрализм форм собственности;

- значительную степень участия государства в обеспечении эффективности экономики;

- государственное регулирование доходов и занятости населения.

Основные особенности белорусской модели социально – экономического развития страны:

1. Построение и развитие сильной и эффективной государственной власти, которая способна выступить против утверждения олигархического беспредела и разграбления народных богатств, не допустить разрушения национальной экономики, прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная и эффективная власть создаёт предпосылки для обеспечения социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности, способна обеспечить последовательное повышение уровня жизни.

2. Наличие частного и государственного сектора в экономике, т.е. равноправие всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает, что частный сектор может и должен развиваться в таких же благоприятных условиях (социально – экономических и правовых), что и государственный, но не в ущерб государственным интересам.

3. Приватизация не как помощь, а как средство привлечения заинтересованного инвестора, формирования эффективного собственника. Среди различных вариантов приватизации крупных предприятий руководство республики выбирает те, которые оптимально соответствуют интересам народа и государства, интересам работников данного предприятия, его дальнейшему развитию. На первом этапе контрольный пакет акций сохраняется за государством, чтобы убедиться, что инвестор вкладывает свои капиталы в данное предприятие с видом на долговременную перспективу и на повышение эффективности производства, улучшение качества выпускаемой продукции.

4. Многовекторность внешнеэкономической политики. Исходный принцип: Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно, сообразно её национальным интересам.

5. Присутствие сильной социальной политики. Социальная ориентированность экономики включает приоритетное инвестирование в здоровье человека, в его образование, профессиональное и культурное развитие, а также адресную помощь экономически уязвимым слоям населения.

Развитие данной модели не дал возможности сформироваться олигархическим кланам; не допущен криминал к власти, что дало Беларуси сохранить международный авторитет и стать одной из самых некоррумпированных стран мира; не привёло к массовой безработице и обнищанию людей; не привёло к разрыву традиционных экономических связей с партнёрами и развалу реального сектора экономики.

Аналитики считают, что Беларусь располагает всеми ресурсами, чтобы совершить экономический скачок:

- удачное географическое расположение;

- внутренняя административно – территориальная структура имеет радиальную экономическо-географическую конфигурацию;

- достаточно квалифицированный трудовой потенциал

- наличие ряда полезных ископаемых: калийные соли, пресные подземные воды, сырьё для стройматериалов, лес;

- почти по гектару земли на каждого трудоспособного человека.

За последнее десятилетие в Беларуси по многим направлениям достигнуты позитивные результаты. В 2007 году Республика Беларусь впервые отнесена экспертами ООН к группе стран с высоким уровнем развития. За последние 10 лет валовой внутренний продукт республики увеличен более чем в 2 раза, производство промышленной продукции – в 2,5 раза, розничный товарооборот – в 4,5 раза, реальные денежные дохода населения – в 3,4 раза. В 2008 году белорусская экономика по – прежнему демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста в промышленности.

В Республике Беларусь в 2004 году была принята Концепция национальной продовольственной безопасности. Определён минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого наступает зависимость от импорта и ослабление экономической безопасности страны. В количественном выражении минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства имеет для Республики Беларусь следующие значения: зерно – 5,5 – 6,0млн.т; картофель – 6,0 – 6,5; овощи – 0,8 – 1,0; плоды и ягоды – 0,35 – 0,45; сахарная свёкла – 1,3 – 1,5; рапс – 0,13; молоко - 4,2 – 4,5; мясо всех видов (живой вес) – 0,9 – 1,0 млн.т. Сопоставление этих показателей с реальными объёмами сельскохозяйственного производства показывает, что в республике полностью обеспечивается продовольственная безопасность с точки зрения валовых показателей.

Главное достижение хлеборобов в 2008 году – это рекордный за всю историю советской, а также суверенной Беларуси урожай зерновых. Валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств (без кукурузы) составил по состоянию на 4 сентября 2008г. 9 млн. 212 тыс.т, что на 1 млн. 815 тыс. т. больше, чем было собрано в прошлом году. Намолот зерна в общественном секторе достиг 8714 тыс.т. Столь богатый сбор достигнут благодаря высокой урожайности зерновых. В среднем по республике на конец жатвы она составила 38,8 ц/га против 30,8 ц/га в прошлом году. Самая высокая урожайность - в хозяйствах Гродненской и Могилёвской областей, где она превысила 50,5 ц/га и 40,3 ц/га (соответственно на 13,6 ц и 5,5 ц больше, чем в 2007 году).

В настоящее время обеспечение продовольственной безопасности осуществляется в рамках реализации утверждённой Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы, которая носит межотраслевой и межведомственный характер. 2–3 марта 2006г. прошло третье Всебелорусское народное собрание, на котором были утверждены итоги социально – экономического развития РБ за 2001 – 2005 гг. и одобрена Программа социально – экономического развития республики на 2006 – 2010 гг. Главное в Программе нынешнего пятилетия – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а её девиз – «человек – инновация - благосостояние».

В экономическом развитии страны в этом пятилетии определены следующие приоритеты:

1. Всесторонне гармоническое развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, качественного совершенствования систем социальной сферы.

2. Инновационное развитие национальной экономики

3. Наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики.

4. Развитие агропромышленного комплекса в социальное развитие села.

5. Энерго – и ресурсосбережение. Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005г. № 399 утверждены Концепция энергетической безопасности и повышение энергетической независимости Республики Беларусь, а также государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в Республике Беларусь собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах. В ближайшей перспективе в Беларуси будет построена атомная электростанция.

Определены и приняты ряд ключевых программ с целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских производителей, в том числе:

- Национальная программа развития экспорта на 2006 – 2010 гг.

- Государственная программа «Качество» на 2007 – 2010 гг. и др.

В 2006 – 2010 гг. в экономику республики планируется инвестировать более 80 млрд. долл. США (против 20 млрд., освоенных в прошлом пятилетии).

 

 

Политическая система – это совокупность политических организаций и институтов, политических идей, представлений, политических, нравственных, правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на неё.

Политические системы очень разнообразны:

- демократическая политическая система;

- авторитарная политическая система;

- тоталитарная политическая система.

Конституция РБ определила в нашей стране демократический тип системы. Главную роль в ней играют центры принятия политических решений: Президент, Парламент, Правительство, система судов. В политической системе важную роль играют связующие институты – политические партии и организации. Процесс формирования многопартийности развивается в Беларуси на основе Закона «О политических партиях», принятого в октябре 1994 г. Для создания и деятельности партии нужно не менее 1 тыс. учредителей (членов) от большинства областей РБ и г. Минска.

Общественные объединения – добровольные ассоциации граждан, призванные выражать интересы социальных, религиозных, этнических и других общностей и оказывать влияние на государственные институты с целью их реализации. В отличие от партий общественные организации не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Законы РБ о политических партиях и общественных организациях дополнены и приняты в новый редакции от 19 июля 2005г.

В стране активно развивается гражданское общество. По состоянию на 1 января 2008г. в республике зарегистрировано 15 политических партий, 36 профсоюзов, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных); 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также 64 фонда (4 международных, 3 республиканских и 57 местных). Зарегистрированы и действуют 1114 организационных структур профсоюзов и 14513 организационных структурных общественных объединений.

В 2008г. оформилось общественное объединение «Белая Русь». Его I–й съезд состоялся в октябре 2007 года. Из числа зарегистрированных общественных объединений 526 – физкультурно-спортивные, 348 благотворительные, 309 – просветительские, культурно – досуговые, воспитательные, 156 – молодёжные (в том числе 21 детское), 143 – общественные объединения инвалидов войны и труда, ветеранов, 106 – научно – технические, 98 – общественные объединения национальных меньшинств, 70 – общественные объединения сторонников охраны природы, памятников природы, памятников истории, культуры, 40 – творческие, 36 – женские и 423 – прочие общественные объединения.

В политической системе страны важное место занимают созыв и проведение Всебелорусского народного собрания. Основанием для созыва Всебелорусского народного собрания является статья 37 – я Конституции Республики Беларусь, в которой записано: «Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государств обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определёнными законом способами». От Могилёвской области было избрано 350 делегатов на третье Всебелорусское народное собрание. Это представители всех отраслей социально – экономического комплекса, городов и районов области.

На Всебелорусском народном собрании в марте 2006 г. Президент РБ А. Г. Лукашенко отметил: «Наши цели благородны. Наши перспективы ясны и понятны. И я уверен, каждый гражданин страны нашей, весь белорусский народ будет работать так, чтобы каждый из нас мог сказать: я люблю свою страну, я горжусь своей Родиной, и я счастлив, что живу и буду жить и работать в Беларуси!»

В политическом и духовном плане Беларусь - страна дружбы и национального согласия. Культурный уровень нации аккумулирует в себе многовековой опыт народа. Приоритеты культурной политики включают несколько направлений:

- создание нормативной правовой базы культуры;

- формирование и эффективное функционирование экономического механизма поддержания культуры;

- выявление, поддержка и развитие творческих возможностей любого гражданина страны;

- сохранение, упрочение и развитие инфраструктуры учреждений культуры и искусства;

- сохранение историко-культурного наследия народа

- укрепление кадрового потенциала сферы культуры

- расширение и углублении международного культурного сотрудничества.

-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль средств массовой информации в идеологической политике | Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.