Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Чистая монополия




Чистая монополия – это рыночная структура, в которой предприятие является единственным производителем данного продукта. Слово «монополия» происходит от греческого «monos polein» – единственный продавец.

Монополия характеризуется следующими признаками:

– товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль представлена одной фирмой;

– товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара;

– продавец торгует только своим товаром;

– продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ними. Этот факт предопределяет и место рекламы, которая в большей степени носит информационный характер, не предполагает больших затрат;

– вступление в отрасль заблокировано;

Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным представляет абстракцию и практически в жизни не встречается, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.

Итак, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие конкуренции в значительной степени объяснимо, если проанализировать существующие барьеры для вступления в отрасль. Подобными барьерами может быть все, что блокирует дополнительное вступление в отрасль фирм, а значит, и потенциальную конкуренцию. Ограничительные условия для вступления в отрасль многообразны, среди них можно выделить следующие:

– эффект масштаба, обусловленный преимуществами крупного производства, заключающимися в более низких издержках. Кроме того, современная технология настолько сложна и капиталоемка, что эффективное малое производство попросту невозможно;

– ограничение вступления в отрасль со стороны государства в виде необходимости наличия патентов и лицензий. Патентный контроль «помог» росту современных индустриальных гигантов, таких, как «Дюпон», «Дженерал Моторс», «Рэнк ксерокс», и многих других. Лицензия дает возможность заниматься производством и реализацией применительно к данному виду деятельности. К таким ограничениям относится, например, лицензирование экспорта, монополия внешней торговли;

– собственность на важнейшие виды сырья. Например, «Алюминиум компани оф Америка», которая удерживала свое монопольное положение на протяжении многих лет благодаря полному контролю над производством боксистов;

На первый взгляд при чистой монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя (продавца). Во-вторых, возможна ситуация, когда монополисту выгоднее снижать устанавливаемые цены для того, чтобы увеличить объем продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком своих товаров весьма велика, и если это предметы первой необходимости, то он способен легко «поставить на колени» покупателя. К тому же компания, монополизировшая рынок, утрачивает стимулы к научно-техническим инновациям, обюрокрачивается, в результате чего падает эффективность производства. Поэтому государство стремится препятствовать возникновению и существованию абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника, например автора произведения.

Различают два вида монополий: естественные и создаваемые.

Естественными считаются те отрасли, где технологические и экономические условия делают не выгодным существование конкурентов.

Это предприятия общественного пользования, например в сфере энерго-, газо-, водоснабжения, железные дороги, телефонная связь, почта.

Здесь создание мелких частных предприятий экономически нецелесообразно. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. В такой ситуации конкуренция является просто нерентабельной.

Деятельность естественных монополий регулируется государством (наличие контрольного пакета акций у государства, государственная собственность на эти отрасли, государственное регулирование цен и тарифов на продукцию этих отраслей) регулирование нормы прибыли.

Вторым видом монополии являются создаваемые. Предприятия стремятся слиться и создать крупное монопольное предприятие в целях установления монопольных цен на рынке.

Государство регулирует процесс слияния с помощью антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование довольно сложная проблема. С одной стороны необходимо стремиться к определению оптимальной цены с общественной точки зрения, но это требует государственных субсидий из налоговых поступлений. С другой стороны необходимо оградить общество от непомерно высоких цен (монопольных цен), если дать полную свободу монополисту. Поэтому всегда надо находить средний вариант ограничения цены, позволяющий получать справедливую прибыль.

Поскольку монополистическое предприятие и отрасль – это одно и тоже, то кривая спроса монополии имеет классический нисходящий вид, как кривая совокупного отраслевого спроса. Нисходящая кривая спроса означает, что монополист может увеличить свои продажи только назначая более низкую цену на свою продукцию. В условиях монополии кривая спроса совпадает с кривой АR. Кривая МR лежит ниже кривой спроса.

Покажем графически, как ведет себя монополист, выбирая оптимальную цену и объем продаж. Для этого сравним МR и МС.

 

 

       
 
 
   

 

 


а) максимизация прибыли

       
   
 
 

 

 


 

б) минимизация убытков (Р<ATS) в) закрытие (Р >АТС)

 

Как видно из графика существует множество значений цены, выше Р1, но монополист избегает их, потому что они влекут за собой прибыль меньшую, чем максимальную. Это объясняется тем, что монополист стремится к max совокупной прибыли, которая может быть получена за счет увеличения количества продаж.

Чистая монополия не гарантирует получение экономических прибылей всегда. Если ситуация со спросом и издержками является не благоприятной, то результатом могут быть либо убытки в коротком периоде либо их минимизация в коротком периоде.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

 

Рис. 1 Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

 

Из рисунка видно, 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Это означает, что монополист, хотя и диктует цену рынку, он не может ее беспредельно повышать. Он, во-первых, избегает неэластичного участка кривой и во-вторых стремится к максимизации совокупной прибыли и в тоже время надо помнить, что монополист считает выгодным продать меньший объем продукции и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель.

В целом для общества это плохо, во-первых, потому что в результате имеется недораспределение ресурсов, во-вторых владельцы монополий стремятся обогатиться за счет общества.

Для того, чтобы увеличить объем продаж монополист прибегает к ценовой дискриминации, т.е. на одну и ту же продукцию (услугу) но для разных потребителей он назначает разные цены (например, услуги телефонной связи днем - высокие тарифы для бизнесменов, вечером – низкие тарифы для населения).

Это позволяет удовлетворить более широкий круг потребителей и одновременно увеличить объем реализуемой продукции.

У монополиста, не идущего на ценовую дискриминацию, меньше объем выпуска и более высокие цены. В целом для общества это хуже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.