Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Монополистическая конкуренция




Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой большое число небольших фирм предлагают похожую, но не идентичную продукцию (художественная литература, кино, обувь, одежда мужская, женская, детская).

Монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между чистой конкуренцией и чистой монополией. Степень эластичности кривой спроса предприятия в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластична кривая спроса, то есть она приближается к чисто конкурентному рынку. И наоборот, чем меньше конкурентов, тем ближе кривая спроса к чистому монополисту. Графически это выглядит так:

 
 

 

 


 

Чистая конкуренция Чистая монополия Монополистическая

конкуренция

а)DD – абсолютно б)DD – крутая, в)DD – пологая,

эластичен мало эластичен более эластичен

Признаки монополистической конкуренции:

1. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей всего рынка. Из-за этого оно имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Напомним, что при монополистической конкуренции каждое предприятие обладает относительно небольшой долей всего рынка, именно поэтому оно имеет ограниченный контроль над рыночной ценой

2. Тайный сговор с целью искусственного повышения цен и ограничения объемов производства невозможен.

3. Соперничество между предприятиями идет как по цене, так и по неценовым факторам: качество продукции и реклама.

4. Вступить или выйти из отрасли легко, так как размеры предприятий небольшие и вхождение не требует больших инвестиций.

В краткосрочном периоде предприятие будет максимизировать прибыли и минимизировать свои убытки производя такой объем продукции, при котором MR = MC.

Прибыль равна прямоугольнику РКМАС (рис. а)

 

 

 
 

 

 


 

а) максимизация прибыли в краткосрочном периоде (MR = MC)

б) убытки в краткосрочном периоде в) равновесие

 

Если при таком объеме производства точка пересечения кривой средних совокупных издержек находится выше кривой спроса, то предприятие имеет убытки, обозначенные прямоугольником АСКМР (рис.б).

В долговременном периоде наступает ситуация. Существует также положение равновесия, в этом случае если цена просто показывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), то наступает положение равновесия (рис.в.).

В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, точнее и безубыточности предприятий. Поэтому наступает положение равновесия.

ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ – НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

В условиях монополистической конкуренции, когда устанавливается рыночное равновесие в долгосрочном периоде (как видно из рис.в) достигается не тройное, как в совершенной конкуренции, а только двойное равенство P = ATС, что означает эффективность используемой технологии или производственную эффективность.

В условиях монополистической конкуренции предприятие производит несколько меньший, чем наиболее эффективный объем продукции. При таком объеме производства мы имеем более высокие издержки производства на единицу продукции, чем при объеме, где достигается минимум издержек. Соответственно издержкам устанавливаются несколько более высокие цены, чем бы они устанавливались в условиях совершенной конкуренции.

Отрасли с монополистической конкуренцией достаточно часто переполнены предприятиями, которые загружены не на полную мощность.

Обобщая наши рассуждения и анализ работы предприятий в условиях монополистической конкуренции можно сделать вывод о том, что с одной стороны обществу не всегда может быть выгодна монополистическая конкуренция, так как здесь достигается только производственная эффективность MR = ATC. С другой стороны она не очень устраивает и самих производителей, которые получают за свои усилия только нормальную прибыль.

Следовательно, эффективность использования ресурсов здесь не достигается. Поэтому, при монополистической конкуренции имеется некоторое недоиспользование ресурсов.

Кроме того, отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены предприятиями, которые загружены не на полную мощность.

Таким образом, с одной стороны, обществу не всегда выгодно монополистическая конкуренция, с другой, - она не очень устраивает и самих производителей, которые получают за свои усилия только нормальную прибыль.

В реальной действительности производители предпринимают усилия, чтобы улучшить свое положение на рынке в долговременном периоде. Они сводятся к неценовой конкуренции (позиционирование, улучшение качества, дополнительные услуги, реклама и др.). То есть каждое предприятие стремится выпустить продукт с явными отличительными чертами, которые бы выделяли его среди аналогичных продуктов конкурентов.

Неценовая конкуренция (дифференциация продукции и реклама) направлена на стимулирование сбыта продукции, т.е. на увеличение объема продаж. Таким образом при монополистической конкуренции успех фирмы зависит от оптимального сочетания трех факторов: цены, степени дифференциации продукта и рекламно-пропагандистской деятельности. Предсказать теоретическое решение этой комбинации очень сложно. Она должна быть найдена путем практического поиска с учетом действия конкурентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.