Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение: понятие, факторы, эластичность

 

Предложение — это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающиеих купить. На объем предложения влияет множество факторов, но одним из главных является цена.

Существует положительная или прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта или услуги: с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения; со снижением — сокращается предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения (рис. 8.4.).

Минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены товар не может быть продан, ибо в данном случае его производство будет убыточно.

Закон предложения можно выразить в форме таблицы или изобразить на графике в виде кривой (рис.8.5.).

Однако, не следует смешивать понятия «изменение величины (объема) предложения» и «изменение предложения». Первое может быть выражено путем передвижения на постоянной кривой от одной точки к другой результате изменения цены данного товара. А «изменение предложения» означает, что кривая предложения может изменять свое положение, сдвигаясь влево вверх (предложение уменьшается) или вправо вниз (предложение увеличивается). На смещение кривой предложения оказывают влияние следующие неценовые факторы:


 

 

 


 

 

 

Изменение цен на ресурсы, что сказывается на изменении издержек производства, а в итоге и на предложении (снижение цен на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы).

1. Изменение технологии (создание более эффективного средства против колорадского жука увеличивает предложение картофеля).

2. Изменение налогов и дотаций (повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; увеличение дотаций фермерам приведет к росту предложения сельскохозяйственной продукции).

3. Изменение цен на другие товары (снижение цен на баранину и свинину увеличивает предложение говядины).

4. Изменение ожиданий (ожидание снижения в будущем цен на алкогольные напитки заставит их производителей увеличить текущее предложение этой продукции).

5. Изменение числа поставщиков (увеличение количества фирм, проводящих обувь, увеличит предложение данной продукции).

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и «неэластичное». Эластичность предложения по цене — это степень реагирования объема (величины) предложения на изменения цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле:

К.эл.п.ц. = процентное изменение объема предложения: процентное изменение цены

Следует отметить, что более привлекательная для продавца ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены. Поэтому они стремятся стать монополистами в производстве данного товара и искусственно ограничить объем выпуска, а следовательно, и величину предложения.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены. Чем больше времени имеется в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на изменения в спросе, тем сильнее будут соответствующие изменения в области производства.

В пределах текущего (мгновенного) рыночного периода производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства, поэтому реализуется уже произведенный товар по установившейся рыночной цене, т.е. предложение подстраивается под спрос. Так что предложение оказывается совершенно неэластичным, т.е. К.эл.п.ц. = 0, а кривая предложения будет иметь вертикальный вид.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности остаются неизмененными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования и за счет изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов, товарных запасов и т.д.). Поэтому предложение становится боле эластичным (К.эл.п.ц > 0) и кривая предложения отклоняется от вертикального положения.

На протяжении долгого (долгосрочного) периода могут быть приняты все желательные меры (включая изменения мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и предложение становится еще более эластичным, достигая максимальной величины, а кривая предложения принимает более пологое, и наконец, горизонтальное положение (рис. 8.6.).

 


 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос: понятие, факторы, эластичность | Рыночное равновесие и равновесная цена. Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.