Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крещение Руси

 

"Повесть временных лет", сообщая о крещении киевлян, утверждает, что они "с радостью идяху" на берег реки. Однако, пожалуй, ближе к истине свидетельство летописного документа, не сохранившегося до наших дней, но бывшего в распоряжении российского историка XVIII в. В.Н. Татищева: "По спровержении идолов и крещении множества знатных людей митрополит и попы, ходяще по граду, учаху люди вере Христове. И хотя многие принимали, но множайшии, размышляя, отлагали день за день; инии же закоснелые сердцем и слышати учения не хотели. Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: "Заутра всяк изидет на реку Почайну креститися; а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется". Слышавше же сие, людие мнозии с радостию шли, разсуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то б князь и бояра сего не прияли. Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их...") (См.: Татищев В.Н. История Российская: В 7 т. Т. II, М.;Л., 1962. С.63.). Если крещение киевлян прошло в целом без эксцессов, то обращение в новую веру жителей другого крупнейшего города Руси - Новгорода стало возможным лишь после подавления организованного местными волхвами сопротивления народа.

 

Христианство успешнее утверждалось в южных, более развитых регионах страны, а также в городах. К восприятию новой религии в большей степени были предрасположены торговые люди, дружинники и представители приближенной к князю аристократии. Труднее она закреплялась в племенах, населявших северную часть страны, в сельской местности, среди смердов.

 

Борьба с язычеством на северной и северно-восточной периферии Руси заняла несколько столетий. По сообщению "Повести временных лет", в 1024 и 1071 гг. в Суздальской земле произошли восстания, которыми руководили волхвы; в 1078 г. в Новгороде случился мятеж, в котором "людье вси идоша за волхва". В Ростове в XI в. миссионеры-епископы Феодор и Иларион не смогли убедить жителей креститься и "избегоша, не терпяще неверия и многая досаждения от людей". Еще в начале XII в. здесь стоял идол Велеса и ему открыто поклонялись. В середине XII в. вятичи устроили самосуд над миссионерами и убили монаха Киево-Печерского монастыря Кукшу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-политические и духовно-идеологические предпосылки принятия христианства | Двоеверие и синкретизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.