Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс формирования прибыли предприятия показан на рисунке 1

             
 
   
Себестоимость реализованной продукции
   
 
 
   
Коммерческие расходы
   
 
     
Управленческие расходы
 
 
   
Прочие доходы
   
 
     
Прочие расходы
 
 
   
Текущий налог на прибыль
   
 
 

 

 


Рисунок 1 — Формирование прибыли предприятия

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). В предприятиях торговли валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров (без НДС) и стоимостью реализованных товаров по закупочным ценам, т. е. валовая прибыль в торговле — это доход, полученный в виде торговых надбавок.

Прибыль от продаж отражает конечный результат операционной (производственной) деятельности предприятия и формируется как разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Другими словами, прибыль (убыток) от продаж — это разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В предприятиях торговли — это разность между доходом от торговых надбавок и издержками обращения.

Наряду с операциями по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг предприятия имеют и другие хозяйственные и финансовые операции и соответственно прочие доходы и расходы.

Прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом прочих доходов (прибавляются) и прочих расходов (вычита­ются). Прибыль до налогообложения — конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности.

Чистая прибыль формируется после уплаты текущего налога на прибыль. При этом учитываются также изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обя­зательств.

Кроме видов прибыли, показанных на рисунке 9.1, в практике хозяйственной деятельности выделяют следующие виды прибыли предприятий.

Прибыль до уплаты налогов и процентов имеет значение для юридических и физических лиц, предоставляющих предприятию кредиты, займы и получающих соответствующие проценты. Эта сумма прибыли может быть рассчитана на основе отчета о прибылях и убытках, в котором выделяются суммы процентов, полученных и уплаченных предприятием в определенном периоде.

Налогооблагаемая прибыль определяется на основе данных налогового учета и представляет собой ту сумму прибыли, которая выступает базой для уплаты налогов, т. е. это расчетная величина, определяемая в соответствии с требованиями дей­ствующего налогового законодательства.

Базовая прибыль — показатель, рассчитываемый в акционерных обществах и представляющий собой чистую прибыль, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный год. В отчете о прибылях и убытках акционерных обществ отражается базовая прибыль (убыток) па акцию. Это отношение базовой прибыли отчетного года к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение года.

Разводненная прибыль (убыток) па акцию показывает величину, до которой возможно уменьшение прибыли (увеличение убытка), в расчете на одну обыкновенную акцию акционерного общества в случаях: конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции, исполнения всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже рыночной.

Пример. Расчет показателей базовой и разводненной прибыли на одну акцию.

В открытом акционерном обществе (ОАО) за год чистая прибыль составила 5000 тыс. руб. Средневзвешенное количество обыкновенных акций ОАО за отчетный год — 2000 шт., кроме того, у инвесторов находится 500 привилегированных акций с правом получения дивидендов по 800 руб. и правом конвертации одной привилегированной акции в две обыкновенные.

Базовая прибыль на одну акцию составит

(5000 - 500 х 0,8): 2000 = 2,3 (тыс. руб.).

Разводненная прибыль на одну акцию составит 5000: (2000 + 500 х 2) = 1,667 (тыс. руб.).

Нераспределеппая прибыль — финансовый ресурс, на­копленный за весь период существования предприятия путем реинвестирования части чистой прибыли после ее распределения собственниками (после выплат дивидендов акционерам и учредителям). Нераспределенная прибыль отражается в бух­галтерском балансе предприятия (раздел «Капитал и резервы»).

В таблице 2 показаны финансовые результаты деятель­ности предприятия промышленности за отчетный год в сопоставлении с базисным (предшествующим) годом.

 

Таблица 2 — Финансовые результаты деятельности предприятия промышленности за отчетный год

млн. руб.

 

Показатель Базисный год Отчетный год Темпы измене­ния,%
1. Выручка от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей 340,0 391,0 115,0
2. Себестоимость продаж 214,2 245,2 114,5
3. Валовая прибыль (убыток)(стр. 1 – стр.2) 125,8 145,8 115,9
4. Коммерческие расходы 25,2 28,7 114,0
5. Управленческие расходы 45,4 47,7 105,1
6. Прибыль (убыток) от продаж (стр.3 –стр.4 – стр.5) 55,2 69,4 125,7
7. Проценты к получению 1,2 1,2 100,0
8. Проценты к уплате 4,8 2,5 52,1
9. Доходы от участия в других организациях      
10. Прочие доходы 9,5 10,5 110,5
11. Прочие расходы 3,9 4,2 108,0
12. Прибыль (убыток) до налогообложения (стр.6 + стр.7 – стр. 8 +стр.9 + стр.10 –стр.11) 57,2 74,4 130,0
13. Текущий налог на прибыль 12,6 16,7 132,5
14. Изменение отложенных налоговых обязательств
15. Изменение отложенных налоговых активов 2,4 2,4 100,0
16. Чистая прибыль (убыток) 47,0 60,1 127,8

 

Результатом торговой деятельности выступает прибыль (убыток) от продаж. Конечными финансовыми результатами являются: прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль отчетного периода.

Прибыль от продаж формируется как разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности. В торговых организациях из выручки от продажи товаров (без налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей) вычитают стоимость реализованных товаров по ценам приобретения и издержки обращения.

Прибыль до налогообложения формируется с учетом прочих доходов и расходов.

Чистая прибыль — это прибыль после уплаты налогов.

В процессе хозяйственной деятельности прибыль выполняет важные функции.

Прибыль является источником финансовых ресурсов, необходимых для развития материально-технической базы, прироста собственных оборотных средств, подготовки и по­вышения квалификации кадров, для обеспечения социальных нужд и др.

Прибыль служит одним из критериев эффективности ведения хозяйства.

Прибыль выступает экономическим рычагом стимулирования интересов собственников и участников хозяйственной деятельности (владельцев капитала и наемных работников).

Прибыль является источником формирования доходов бюджетов разных уровней (часть прибыли поступает в бюджеты через налоги).

Организации торговли, общественного питания заинтересованы в увеличении прибыли. С этой целью они стремятся к увеличению объемов хозяйственной деятельности, росту до­ходов, экономии текущих затрат, совершенствованию организации и технологии торговых процессов. Конкуренция побуждает организации к внедрению новшеств, к упрочению своих рыночных позиций, укреплению финансового состояния.

Прибыль характеризует результат деятельности организации. Для оценки экономической эффективности работы и сравнительного анализа деятельности различных организаций используются показатели рентабельности.

Рентабельность характеризует соотношение прибыли с затратами или используемыми ресурсами. Наибольшее распространение в торговых организациях в настоящее время имеют следующие показатели рентабельности.

1. Рентабельность продаж — отношение прибыли от про­даж к объему оборота торговой организации за определенный период в процентах. Этот показатель характеризует долю прибыли в цене товара. По существу рентабельность продаж не позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, однако на практике этот показатель легко сопоставлять с уровнем издержек обращения, уровнем доходов от торговых надбавок.

2. Рентабельность текущих затрат — отношение прибыли от продаж к издержкам обращения за определенный период в процентах. Этот показатель используют при сравнении рентабельности предприятий оптовой и розничной торговли, об­щественного питания, заготовительной деятельности. Он широко применяется при обосновании размеров торговых надбавок (наценок), так как позволяет соизмерять соотношение издержек и прибыли в их составе.

3. Рентабельность оборотных средств — отношение при­были до налогообложения за определенный период к средней за этот период сумме оборотных средств организации.

4. Рентабельность вложенного капитала — отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме вложенного капитала. Этот показатель позволяет сравнивать рентабельность организаций, занимающихся разными видами дея­тельности.

5. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала организации.

В зависимости от целей анализа могут быть использованы и другие показатели рентабельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование прибыли предприятий. Показатели рентабельности | Планирование доходов и прибыли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.