КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс формирования прибыли предприятия показан на рисунке 1
Рисунок 1 — Формирование прибыли предприятия Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). В предприятиях торговли валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров (без НДС) и стоимостью реализованных товаров по закупочным ценам, т. е. валовая прибыль в торговле — это доход, полученный в виде торговых надбавок. Прибыль от продаж отражает конечный результат операционной (производственной) деятельности предприятия и формируется как разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Другими словами, прибыль (убыток) от продаж — это разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В предприятиях торговли — это разность между доходом от торговых надбавок и издержками обращения. Наряду с операциями по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг предприятия имеют и другие хозяйственные и финансовые операции и соответственно прочие доходы и расходы. Прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом прочих доходов (прибавляются) и прочих расходов (вычитаются). Прибыль до налогообложения — конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности.
Чистая прибыль формируется после уплаты текущего налога на прибыль. При этом учитываются также изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Кроме видов прибыли, показанных на рисунке 9.1, в практике хозяйственной деятельности выделяют следующие виды прибыли предприятий. Прибыль до уплаты налогов и процентов имеет значение для юридических и физических лиц, предоставляющих предприятию кредиты, займы и получающих соответствующие проценты. Эта сумма прибыли может быть рассчитана на основе отчета о прибылях и убытках, в котором выделяются суммы процентов, полученных и уплаченных предприятием в определенном периоде. Налогооблагаемая прибыль определяется на основе данных налогового учета и представляет собой ту сумму прибыли, которая выступает базой для уплаты налогов, т. е. это расчетная величина, определяемая в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства. Базовая прибыль — показатель, рассчитываемый в акционерных обществах и представляющий собой чистую прибыль, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный год. В отчете о прибылях и убытках акционерных обществ отражается базовая прибыль (убыток) па акцию. Это отношение базовой прибыли отчетного года к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение года. Разводненная прибыль (убыток) па акцию показывает величину, до которой возможно уменьшение прибыли (увеличение убытка), в расчете на одну обыкновенную акцию акционерного общества в случаях: конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции, исполнения всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже рыночной.
Пример. Расчет показателей базовой и разводненной прибыли на одну акцию. В открытом акционерном обществе (ОАО) за год чистая прибыль составила 5000 тыс. руб. Средневзвешенное количество обыкновенных акций ОАО за отчетный год — 2000 шт., кроме того, у инвесторов находится 500 привилегированных акций с правом получения дивидендов по 800 руб. и правом конвертации одной привилегированной акции в две обыкновенные. Базовая прибыль на одну акцию составит (5000 - 500 х 0,8): 2000 = 2,3 (тыс. руб.). Разводненная прибыль на одну акцию составит 5000: (2000 + 500 х 2) = 1,667 (тыс. руб.). Нераспределеппая прибыль — финансовый ресурс, накопленный за весь период существования предприятия путем реинвестирования части чистой прибыли после ее распределения собственниками (после выплат дивидендов акционерам и учредителям). Нераспределенная прибыль отражается в бухгалтерском балансе предприятия (раздел «Капитал и резервы»). В таблице 2 показаны финансовые результаты деятельности предприятия промышленности за отчетный год в сопоставлении с базисным (предшествующим) годом.
Таблица 2 — Финансовые результаты деятельности предприятия промышленности за отчетный год млн. руб.
Результатом торговой деятельности выступает прибыль (убыток) от продаж. Конечными финансовыми результатами являются: прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль отчетного периода. Прибыль от продаж формируется как разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности. В торговых организациях из выручки от продажи товаров (без налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей) вычитают стоимость реализованных товаров по ценам приобретения и издержки обращения. Прибыль до налогообложения формируется с учетом прочих доходов и расходов. Чистая прибыль — это прибыль после уплаты налогов. В процессе хозяйственной деятельности прибыль выполняет важные функции. Прибыль является источником финансовых ресурсов, необходимых для развития материально-технической базы, прироста собственных оборотных средств, подготовки и повышения квалификации кадров, для обеспечения социальных нужд и др. Прибыль служит одним из критериев эффективности ведения хозяйства. Прибыль выступает экономическим рычагом стимулирования интересов собственников и участников хозяйственной деятельности (владельцев капитала и наемных работников). Прибыль является источником формирования доходов бюджетов разных уровней (часть прибыли поступает в бюджеты через налоги). Организации торговли, общественного питания заинтересованы в увеличении прибыли. С этой целью они стремятся к увеличению объемов хозяйственной деятельности, росту доходов, экономии текущих затрат, совершенствованию организации и технологии торговых процессов. Конкуренция побуждает организации к внедрению новшеств, к упрочению своих рыночных позиций, укреплению финансового состояния. Прибыль характеризует результат деятельности организации. Для оценки экономической эффективности работы и сравнительного анализа деятельности различных организаций используются показатели рентабельности. Рентабельность характеризует соотношение прибыли с затратами или используемыми ресурсами. Наибольшее распространение в торговых организациях в настоящее время имеют следующие показатели рентабельности.
1. Рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к объему оборота торговой организации за определенный период в процентах. Этот показатель характеризует долю прибыли в цене товара. По существу рентабельность продаж не позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, однако на практике этот показатель легко сопоставлять с уровнем издержек обращения, уровнем доходов от торговых надбавок. 2. Рентабельность текущих затрат — отношение прибыли от продаж к издержкам обращения за определенный период в процентах. Этот показатель используют при сравнении рентабельности предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания, заготовительной деятельности. Он широко применяется при обосновании размеров торговых надбавок (наценок), так как позволяет соизмерять соотношение издержек и прибыли в их составе. 3. Рентабельность оборотных средств — отношение прибыли до налогообложения за определенный период к средней за этот период сумме оборотных средств организации. 4. Рентабельность вложенного капитала — отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме вложенного капитала. Этот показатель позволяет сравнивать рентабельность организаций, занимающихся разными видами деятельности. 5. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала организации. В зависимости от целей анализа могут быть использованы и другие показатели рентабельности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |