Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы государственного регулирования банковской деятельности




Особенности финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе, поскольку является главным банком страны и в связи с этим наделен особым правовым статусом.

Финансово-правовой статус Центрального банка РФ — это правовое положение этого банка в финансовых правоотноше­ниях с его участием, содержание которого выражается совокуп­ностью финансово-правовых прав и обязанностей, направлен­ных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Отнесение Центрального банка РФ к субъектам финансово­го права обусловлено публичными целями деятельности этого органа. Он является главным денежно-кредитным органом го­сударства, что обязывает данный орган при решении вопросов, отнесенных к его ведению, руководствоваться в первую очередь публичными интересами финансовой деятельности государства, координировать свою деятельность с деятельностью иных орга­нов государства, а в определенных случаях оказывать им непос­редственное содействие.

Важная роль Центрального банка РФ обусловила и высокий уровень правового регулирования его положения. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга­низаций» с последующими изменениями, от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»2, «О валютном регулировании и валютном контроле», от 13 ок­тября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», БК РФ и НК РФ, ежегодными законами о федеральном бюджете.

Финансово-правовой статус Центрального банка РФ уста­навливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотноше­ния с участием Центрального банка РФ не могут регулировать­ся подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка РФ), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Отнесение установления финансово-правового статуса Цент­рального банка РФ к исключительному ведению федерального центра означает и наличие особого законодательного порядка изменения его правового положения, целей деятельности, функций и полномочий. Подобные изменения могут вноситься или в качестве поправок к Конституции РФ, или в качестве иного законодательного акта федерального уровня, но только в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Действующее законодательство прямо не определяет статус Центрального банка РФ и не отражает его местоположение в системе разделения властей. Однако анализ Конституции РФ позволяет рассматривать Центральный банк РФ в качестве са­мостоятельного звена государственной власти Российской Фе­дерации. Так, ч. 2 ст. 75 Конституции РФ называет основной функцией Центрального банка РФ защиту и обеспечение устой­чивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Центральный банк РФ является одним из органов государ­ства, но не входит ни в одну из известных («классических») ветвей власти. Данный вывод основывается на положении ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации.

Основное предназначение Центрального банка РФ в финан­совой системе государства также установлено Конституцией РФ, ч. 1 ст. 75 которой относит к исключительной компетенции Центрального банка РФ осуществление денежной эмиссии. Названная конституционная норма согласуется с положениями ст. 71 Конституции РФ и основывается на них. Статья 71 Кон­ституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; фи­нансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики. На основе со­поставления положений Основного Закона страны возможно обосновать вывод о наделении посредством делегирования Цен­трального банка РФ одной из функций федерального центра и, как следствие, правомерность его включения в систему органов государственной власти федерального уровня.

Однако необходимо учитывать специфику финансово-право­вого статуса Центрального банка РФ, обусловленную особым характером его целей, функций и задач. Финансово-правовой статус Центрального банка РФ основан на его общеправовом статусе и имеет следующие особенности. Банк является юриди­чески лицом, что не свойственно иным органам государственной власти; имеет органы управления, но не имеет учредителей, фор­мирует уставный капитал; является субъектом налогового права с вытекающими отсюда правами и обязанностями налогоплатель­щика и налогового агента; имеет право осуществлять банковские операции; обязан ежегодно подвергаться аудиторской проверке.

По общему правилу, закрепленному ст. 2 Федерального за­кона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», государство не отвечает по обязательствам Централь­ного банка РФ, а он — по обязательствам государства. Исключение возможно в случае принятия на себя Центральным банком РФ или государством соответствующих обязательств или в силу прямого указания федерального закона.

В отличие от иных органов государственной власти Цент­ральный банк РФ осуществляет свои расходы за счет собствен­ных доходов. Данный элемент правового статуса не присутству­ет ни у одного другого органа государства, что подчеркивает особое имущественное положение Центрального банка РФ. Исключая Центральный банк РФ из общего списка бюджетопо­лучателей, государство гарантировало ему получение доходов посредством предоставления права осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, а также получать доходы от участия в капиталах кредитных организаций. Не об­разуют доходов Центрального банка РФ денежные средства, произведенные им в результате эмиссии наличных денег.

Финансово-правовой статус Центрального банка РФ вклю­чает целый ряд запретов. Ограничения по видам банковских операций содержатся и в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)», согласно ст. 49 которого банк не имеет права:

осуществлять банковские операции с юридическими лица­ми, не имеющими лицензии на осуществление банковских опе­раций, и физическими лицами, за исключением случаев осуще­ствления банковских операций по обслуживанию органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воин­ских частей, военнослужащих, служащих Центрального банка РФ, а также иных лиц, если это прямо предусмотрено феде­ральными законами;

приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, перечисленных в ст. 8 и 9 названного Федерального закона, а также участия в капиталах и деятельно­сти международных организаций, которые занимаются развити­ем сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностран­ных государств;

осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Центрального банка РФ и его организаций;

заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключение случаев, предусмотренных указанным Федераль­ным законом;

пролонгировать предоставленные кредиты. В исключитель­ных случаях пролонгация возможна по решению Совета дирек­торов.

Специфика финансово-правового статуса Центрального бан­ка РФ как субъекта публичной финансовой деятельности обус­ловлена невозможностью реализации возложенных на него функций без вступления в гражданско-правовые или междуна­родные отношения с иными субъектами, но вместе с тем учиты­вает и повышенный риск финансовых операций.

Основное предназначение Центрального банка РФ в финан­совой деятельности государства выражают цели его деятельно­сти и выполняемые им функции.

Целями деятельности Центрального банка РФ являются: за­щита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и беспере­бойного функционирования платежной системы.

Осуществление Центральным банком РФ финансовой дея­тельности исключительно в публичных целях обусловило отсут­ствие такой цели деятельности, как получение прибыли. Со­гласно ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности банка. Названное положение не противоречит обязанности Центрального банка РФ осуществ­лять свои расходы только за счет собственных доходов. Однако участие Центрального банка РФ в публичных финансовых пра­воотношениях не должно носить предпринимательского характера. Более того, некоторые финансово-правовые операции могут быть изначально убыточны для Центрального банка РФ, но совершенно необходимы для государства. Например, опера­ции по обслуживанию государственного долга не всегда связа­ны с превышением доходов над расходами; обслуживание бюд­жетных счетов также осуществляется без взимания комиссион­ной платы; существенные финансовые потери могут возникнуть в процессе регулирования обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации.

В отличие от целей деятельности Центрального банка РФ перечень возлагаемых на него функций носит открытый харак­тер. Согласно ст. 4 упомянутого Федерального закона Централь­ный банк РФ выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную поли­тику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга­низует наличное денежное обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федераль­ными законами, посредством проведения расчетов по поруче­нию уполномоченных органов исполнительной власти и госу­дарственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Центрального банка РФ;

принимает решение о государственной регистрации кредит­ных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа­ций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа­циями в соответствии с федеральными законами;

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

осуществляет самостоятельно или по поручению Правитель­ства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необхо­димых для выполнения функций Центрального банка РФ;

организует и осуществляет валютное регулирование и валют­ный контроль в соответствии с законодательством РФ;

определяет порядок осуществления расчетов с международ­ными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

принимает участие в разработке прогноза платежного балан­са и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже ино­странной валюты;

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отноше­ний, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

В соответствии с федеральными законами на Центральный банк РФ могут быть возложены и иные функции. В частности, ст. 119 БК РФ возлагает на Центральный банк РФ функции ге­нерального агента Правительства РФ по размещению государ­ственных долговых обязательств, их погашению и выплате до­ходов в виде процентов; ст. 155 БК РФ определяет полномочия Центрального банка РФ в бюджетном процессе; ст. 21 Феде­рального закона от 23 июня 1999 г. № 177-ФЗ «О защите кон­куренции на рынке финансовых услуг»1 возлагает на Централь­ный банк РФ функции антимонопольного регулирования и ан­тимонопольного контроля на рынке банковских услуг, а также функции по реализации государственной политики по разви­тию конкуренции и антимонопольному регулированию банков­ской системы.

Центральный банк РФ возложенные на него функции и пол­номочия осуществляет как монопольно, так и совместно с ины­ми органами государства.

В своей деятельности Центральный банк РФ взаимодейству­ет с Государственной Думой. Взаимоотношения законодатель­ной ветви власти и Центрального банка РФ выражаются в том, что Государственная Дума:

по представлению Президента РФ назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального бан­ка РФ;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Центрального банка РФ по представлению Председателя Центрального банка РФ, согласованному с Пре­зидентом РФ;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решения;

рассматривает годовой отчет Центрального банка РФ и при­нимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финан­сово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Наци­онального банковского совета;

проводит парламентские слушания о деятельности Цент­рального банка РФ с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Центрального банка РФ о деятельности банка с одновременным представлением годово­го отчета и основных направлений единой государственной де­нежно-кредитной политики.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и законодатель­ной ветви власти также касаются вопросов организации дея­тельности Центрального банка РФ и законотворческой работы Федерального Собрания. В Национальном банковском совете из 12 членов двое являются членами Совета Федерации и трое — депутатами Государственной Думы.

Законопроекты, касающиеся функциональных обязанностей Центрального банка РФ, подлежат обязательному направлению в Центральный банк РФ для дачи заключения. Согласно п. «в» ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотре­нию Советом Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: денежной эмиссии, валю*-, ного и кредитного регулирования. В заседаниях Государствен­ной Думы, касающихся рассмотрения законопроектов по воп­росам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики, может принимать участие Председатель Центрально­го банка РФ или по его поручению один из его заместителей.

Центральный банк РФ не обладает правом законодательной инициативы, однако он имеет право подзаконного нормотрворчества по вопросам, отнесенным к его ведению. Нормативные правовые акты, изданные Центральным банком РФ, обязатель­ны для исполнения всеми федеральными органами государ­ственной власти, в том числе и законодательной.

Центральный банк РФ взаимодействует со Счетной палатой РФ, которая согласно ст. 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»1 осуществляет контроль за бан­ковской системой и в частности за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета. Счетная палата также контролирует де­ятельность Центрального банка РФ по обслуживанию госу­дарственного долга Российской Федерации. Вместе с тем необ­ходимо обратить внимание на то, что проверки финансово-хо­зяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений осуществляются на основании решений Государственной Думы и только по пред­ложению Национального банковского совета.

Новым подходом Федерального закона «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)» стало изъятие из компетенции Государственной Думы полномочий по утвержде­нию аудиторской фирмы, которая должна проводить ежегод­ный обязательный аудит Центрального банка РФ. Из полномо­чий Государственной Думы также изъято право рассматривать аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности Центрального банка РФ. Усиливая независимость Цент­рального банка РФ, законодатель отдал названные полномочия Национальному банковскому совету.

Гарантией независимости Центрального банка РФ и невме­шательства в его деятельность (за пределами компетенции) зако­нодательной ветви власти является предоставление Центрально­му банку РФ права информировать о таких фактах Президента РФ, а также обращаться в суды в порядке искового производ­ства о признании недействительными правовых актов законода­тельных органов федерального уровня. Кроме Конституцион­ного Суда РФ, арбитражных судов, судов общей юрисдикции Российской Федерации Центральный банк РФ вправе обра­щаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с исполни­тельной ветвью власти, особенно с Правительством РФ, Мини­стерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ.

Правительство РФ и Центральный банк РФ совместно реа­лизовывают государственную денежно-кредитную политику. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансо­вой, денежной и кредитной политики, в то время как Централь­ный банк РФ разрабатывает и проводит единую государствен­ную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Центральный банк РФ участ­вует в разработке Правительством РФ экономической полити­ки, выступает генеральным агентом Правительства РФ в право­отношениях по государственному кредиту, совместно с Прави­тельством РФ участвует в бюджетном процессе, осуществляет валютный контроль и т. д.

Правительство РФ обязано информировать Центральный банк РФ о предполагаемых действиях, имеющих общегосудар­ственное значение. Председатель Центрального банка РФ (или его заместитель) принимает участие в заседаниях Правительства РФ, в свою очередь, трое представителей Правительства РФ входят в Национальный банковский совет.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ строятся на паритетных началах. Министр фи­нансов РФ и Министр экономического развития и торговли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса. Центральный банк РФ

консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графи­ка выпуска государственных ценных бумаг и погашения госу­дарственного долга с учетом их воздействия на состояние бан­ковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Гарантией невмешательства органов исполнительной власти в деятельность Центрального банка РФ является предоставленное ему право информировать Государственную Думу о фактах превышения исполнительной властью своей компетенции от­носительно независимости Центрального банка РФ. Также банк вправе обращаться в федеральные суды в порядке искового про­изводства о признании недействительными правовых актов фе­деральных органов исполнительной власти.

Законодательно установленные формы взаимоотношений Центрального банка РФ и иных органов государственной влас­ти необходимы для реализации им единой денежно-кредитной политики. Формы взаимодействия банка с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ свидетель­ствуют о наличии у Центрального банка РФ достаточной само­стоятельности и независимости для проведения денежно-кре­дитной политики, но одновременно не позволяют Центрально­му банку РФ бесконтрольно осуществлять делегированные государственные полномочия и монополизировать финансовые полномочия публичной власти. Взаимоотношения Центрально­го банка РФ с судебной системой обеспечивают гарантии вы­полнения банком возложенных на него функций.

По вопросам, отнесенным к компетенции Центрального банка РФ, он вправе принимать нормативные акты в форме указаний, положений или инструкций. Эти нормативные акты обязательны для исполнения федеральными органами исполни­тельной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Являясь органом, наделенным правом правотворчества, Центральный банк РФ обязан в надлежащих случаях направлять свои акты на регистрацию в Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной вла­сти.

Финансово-хозяйственная деятельность Центрального банка РФ подлежит ежегодной аудиторской проверке, решение о проведении которой принимает Национальный банковский со­вет до завершения отчетного года.

Аудит проводится двух видов: внешний и внутренний. Вне­шний аудит осуществляется аудиторской организацией, выбран­ной Национальным банковским советом, имеющей лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федера­ции. Между аудиторской организацией и Центральным банком РФ заключается договор оказания аудиторских услуг, согласно которому Центральный банк РФ обязан предоставлять аудито­рам необходимые отчетность и информацию.

Оплата услуг аудиторской организации осуществляется за счет средств Центрального банка РФ.

Аудиторская организация не имеет права проверять секрет­ные или закрытые счета и операции Центрального банка РФ, на которые распространяется действие Закона РФ от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»1. В этой связи в договоре об оказании аудиторских услуг предусматривается от­ветственность аудиторской организации за передачу получен­ной информации третьим лицам. Осуществлять проверку сек­ретных или закрытых счетов и операций Центрального банка РФ может только Счетная палата РФ.

Аудиторская проверка не подменяет других форм финансо­вого контроля за деятельностью Центрального банка РФ.

Внутренний аудит банка осуществляется службой главного аудитора Центрального банка РФ, который находится в непос­редственном подчинении Председателя Центрального банка РФ. Национальный банковский совет вправе давать аудитору Центрального банка РФ рекомендации, затрагивающие вопро­сы финансовой проверки годовой отчетности и обязательные для выполнения подчиненными субъектами. Внутренний аудит проводится в форме регулярных документальных ревизий бух­галтерской и иной финансовой документации, контроля за де­ятельностью подразделений и учреждений Центрального банка РФ, надзора за соблюдением ими действующего законодатель­ства (в том числе нормативных актов Центрального банка РФ). Таким образом, перечень законодательно закрепленных за Центральным банком РФ полномочий, образующих его финансово-правовой статус, позволяет ему самостоятельно и незави­симо от иных органов государственной власти осуществлять денежно-кредитную политику Российской Федерации. Одно­временно финансово-правовая компетенция Центрального банка РФ наделяет его статусом полноправного участника ши­рокого круга финансовых правоотношений: финансово-конт­рольных, бюджетных, налоговых, кредитных, эмиссионных, ва­лютных.

 

Сущность государственного регулирования банковской де­ятельности определяется правовым статусом кредитных орга­низаций и характером выполняемых ими банковских опера­ций.

Правовой статус кредитных организаций имеет два взаимо­связанных элемента: статус частного юридического лица, осуще­ствляющего гражданско-правовые сделки, направленные на из­влечение прибыли, и публичный статус субъекта финансового права, участвующего в денежно-кредитном обороте государ­ственных финансовых средств.

Характер банковских операций, осуществляемых кредитны­ми организациями, свидетельствует о высокой степени финан­совых рисков, которым подвергаются не только сами коммер­ческие банки, но и их клиенты, и, как следствие, возрастает риск финансовых операций на всем кредитном рынке. Феде­ральным законом «О банках и банковской деятельности» уста­новлен следующий перечень банковских операций:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещение привлеченных денежных средств от своего име­ни и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юриди­ческих лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юриди­ческих лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их бан­ковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас­четных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналич­ной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных метал­лов;

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключе­нием почтовых переводов).

Для выполнения Центральным банком РФ своих целей и функций он наделен полномочиями определять правовой ре­жим банковской информации, устанавливая обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведе­ния банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представле­ния бухгалтерской и статистической отчетности, а также иной информации, предусмотренной федеральными законами.

Для осуществления своих функций банковского регулирова­ния и банковского надзора Центральный банк РФ определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложе­ния резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Центральный банк РФ имеет право проводить проверки кре­дитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции, предусмот­ренные законодательством.

В целях реализации контрольных и надзорных функций Центральный банк РФ осуществляет государственную регистра­цию и лицензирование кредитных организаций.

Кредитные организации подлежат обязательной государ­ственной регистрации, которая проводится по правилам, пре­дусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», но с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным за­коном «О банках и банковской деятельности». Государственная регистрация кредитных организаций осуществляется на возмез­дной основе, поскольку с заявителя взимается государственная пошлина в размерах, установленных соответствующим феде­ральным законодательством. Сведения о кредитных организа­циях, прошедших государственную регистрацию, заносятся в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, которую ведет Центральный банк РФ.

Государственная регистрация кредитной организации слу­жит юридическим фактом для получения лицензии на осуще­ствление банковских операций. Банковские операции могут осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ.

В лицензии на осуществление банковских операций указы­ваются банковские операции, на осуществление которых дан­ная кредитная организация имеет право, а также валюта, в ко­торой эти банковские операции могут осуществляться.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии является правонарушением и влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, получен­ной в результате осуществления данных операций, а также взыс­кание штрафа в двукратном размере этой суммы. Эти суммы направляются в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Центрального банка РФ. Кроме применения штрафной санкции Центральный банк РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

При представлении документов Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом. Принятие соответ­ствующего решения производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех необходимых доку­ментов.

После принятия решения о выдаче лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций Централь­ный банк РФ направляет ее учредителям требование о полной оплате уставного капитала. При предъявлении документов, под­тверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Центральный банк РФ в трех­дневный срок выдает лицензию на осуществление банковских операций.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в уста­новленный срок является основанием для обращения Централь­ного банка РФ в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

По общему правилу отказ в регистрации кредитной органи­зации и выдаче лицензии на осуществление банковских опера­ций не допускается. В целях защиты конкуренции на рынке банковских услуг Федеральным законом «О банках и банков­ской деятельности» установлен закрытый перечень оснований, при наличии которых возможен отказ в государственной реги­страции кредитной организации и выдаче ей лицензии на осу­ществление банковских операций.

Определенными особенностями обладают процедуры госу­дарственной регистрации кредитных организаций с иностран­ными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также процедура выдачи таким финансовым структурам лицензий на осуществление банковских операций.

Специфика финансово-правового статуса кредитных органи­заций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков заключается в характере, субъектном составе и валюте (как правило, иностранной) банковских операций. Поэтому российским законодательством предусмотрены повышенные требования к финансово-кредитным организациям, желающим осуществлять банковскую деятельность на территории Россий­ской Федерации.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение своей платежеспособности, выданное первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком.

Правовое регулирование деятельности иностранных кредит-1 ных организаций сопровождается установлением ряда ограни-i чений или запретов. Например, иностранная кредитная органи­зация обязана получить предварительное разрешение Централь­ного банка РФ на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кре­дитной организации — резиденты — на отчуждение принадле­жащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нере­зидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) не­резидентам, совершенные без разрешения Центрального банка РФ, являются недействительными.

Центральный банк РФ вправе по согласованию с Правитель­ством РФ устанавливать для кредитных организаций с иност­ранными инвестициями и филиалов иностранных банков огра­ничения на осуществление банковских операций, если в соот­ветствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.

Центральный банк РФ имеет право устанавливать дополни­тельные требования к кредитным организациям с иностранны­ми инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетно­сти, утверждения состава руководства и перечня осуществляе­мых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

Срок действия лицензии на осуществление банковских опе­раций законодательством не ограничен, однако при наличии определенных обстоятельств действие лицензии может быть приостановлено либо лицензия вообще может быть отозвана. Процедура отзыва лицензии может быть инициативной и импе­ративной. В первом случае Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрены обстоятельства, при наличии которых Центральный банк РФ может принять реше­ние об отзыве у кредитной организации лицензии, во втором случае предусмотрены обстоятельства, при наличии которых Центральный банк РФ обязан начать процедуру отзыва лицен­зии.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям не допускается.

Решение Центрального банка РФ об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется в «Вестнике Банка России», но вступает в силу со дня его принятия. Подобное решение может быть обжаловано кредитной организацией в течение 30 дней со дня публикации соответствующего сообщения. Банковским законодательством установлен принцип презумпции правомерности нормативных актов Центрального банка РФ, согласно которому обжалование решения банка, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают дей­ствия решения Центрального банка РФ.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Цент­ральный банк РФ вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских опе­раций, уполномоченного представителя Центрального банка РФ. После отзыва у кредитной организации лицензии на осу­ществление банковских операций кредитная организация долж­на быть ликвидирована.

Осуществление Центральным банком РФ функций банков­ского регулирования и банковского надзора предполагает нали­чие в его компетенции права на применение мер государствен­ного принуждения к нарушителям финансовой дисциплины. Однако, учитывая самостоятельность кредитных организаций в осуществлении банковских операций и принцип невмешатель­ства Центрального банка РФ в их оперативную деятельность, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» устанавливает следующий строго опре­деленный перечень обстоятельств, наличие которых может стать основанием для применения к кредитной организации мер при­нуждения:

нарушение кредитной организацией федеральных законов или издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Центрального банка РФ;

непредставление Центральному банку РФ информации, пре­доставление неполной или недостоверной информации;

неисполнение в установленный срок предписаний Централь­ного банка РФ об устранении нарушений, выявленных в дея­тельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банков­ские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Меры государственного принуждения, применяемые Цент­рального банка РФ в порядке банковского надзора, установле­ны ст. 74 указанного выше Федерального закона. К числу таких средств реагирования относятся финансовые санкции и органи­зационные запреты.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных ак­тов и предписаний Центрального банка РФ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной ин­формации Центральный банк РФ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шес­ти месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Центрального банка РФ об устранении нарушений, выявлен­ных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу ин­тересам ее кредиторов (вкладчиков), Центральный банк РФ вправе:

взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не бо­лее 1 процента минимального размера уставного капитала;

потребовать от кредитной организации: осуществления ме­роприятий по финансовому оздоровлению кредитной организа­ции, в том числе изменения структуры ее активов; замены руко­водителей кредитной организации; осуществления реорганиза­ции кредитной организации;

изменить на срок до шести месяцев установленные для кре­дитной организации обязательные нормативы;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кре­дитной организацией на срок до шести месяцев;

ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут осно­вания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным зако­ном «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа­ций»;

предложить учредителям (участникам) кредитной организа­ции, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающе­го соблюдение ею обязательных нормативов.

Банковским законодательством установлен срок давности привлечения кредитной организации к ответственности. Кре­дитная организация не может быть привлечена Центральным банком РФ к ответственности, если со дня совершения право­нарушения прошло пять лет.

Срок давности привлечения к ответственности следует отли­чать от процессуального срока исковой давности, предоставлен­ного законодательством Центральному банку РФ для обраще­ния в суд с иском о взыскании с кредитной организации штра­фов или применении иных санкций. Срок давности обращения в суд составляет шесть месяцев со дня составления акта об об­наружении правонарушения.

Обеспечивая устойчивость банковской системы, а также за­щиту вкладчиков кредитных организаций, Центральный банк РФ осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральным банком РФ устанавливаются обязательные норма­тивы — финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных по­казателей финансово-кредитной деятельности.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральный банк РФ может устанавливать следующие обяза­тельные нормативы:

минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капита­ла) для действующих кредитных организаций в качестве усло­вия создания на территории иностранного государства их до­черних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимальный размер крупных кредитных рисков;

нормативы ликвидности кредитной организации;

нормативы достаточности собственных средств (капитала);

размеры валютного, процентного и иных финансовых рис­ков;

минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

максимальный размер кредитов, банковских гарантий и по­ручительств, предоставленных кредитной организацией (бан­ковской группой) своим участникам (акционерам).

В современном российском банковском законодательстве обязательные нормативы носят характер правовых ограничений, влекущих сужение имущественных прав кредитных организа­ций. Однако наличие подобных ограничений согласовывается с нормами Конституции РФ, гарантирующими свободу предпри­нимательской деятельности и возможность ее ограничения только в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Устанавливаемые Центральным банком РФ обязательные нор­мативы в большей степени направлены на защиту прав и инте­ресов вкладчиков кредитных организаций.

 

Тема 11 «Финансово-правовое регулирование денежной системы, денежного обращения и расчетов в Российской Федерации»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.