Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преподавание психологии в российской школе




Введение принципа гуманизма в теорию и практику обучения российской школы произошло в середине Х1Х века и означало: учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в обучении; тщательную работу педагога над собой.

Обозначились два подхода к обучению и воспитанию: 1) со стороны требований к человеку; 2) со стороны знаний, умений, навыков. Прогрессивные педагоги вслед за Н.А. Добролюбовым, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым наиболее продуктивным подходом считали первый подход.

В 1899 году выходит статьи П.Д.Боборыкина о необходимости введения философии, главным образом психологии, в число предметов средней школы – эту дату можно считать началом введения психологии в российскую школу. В 1906 году Министерством образования была утверждена учебная программа по психологии и “Психология” была включена как самостоятельный общеобразовательный предмет, предназначаясь для учащихся старших классов 16-18 лет.

Для преподавания психологии разрабатывались и издавались учебники. Среди школьных учебников можно назвать следующие: 1) проф. С.П.Автократов. Учебник психологии (для старших классов гимназии). – СПб., 1866. Курс психологии являлся продолжением, значительной частью курса философии. Присутствует философский подход к осмыслению жизни; 2) Проф. В.Ф. Адамов. Учебник элементарной психологии (для старших классов мужской гимназии). СПб., 1906; 3) Проф. А.П.Нечаев. Учебник по психологии (для средних учебных заведений). СПб., 1911. Самый популярный учебник – хорошая методическая оснащенность и большая психологизация (по сравнению с другими курсами). Дидактическая ценность учебника – он приводил ученика к знанию, а не давал его. Самое важное – имеется концепция преподавания психологии как общеобразовательного и развивающего учебного курса для школы.

Для изучения целесообразности введения психологии в школы было проведено анкетирование среди 52 преподавателей московского психологического общества. П.П.Блонский на основании анализа анкет преподавателей сделал заключение: “Психология в среднюю школу только допущена, в ней она только терпится”. Но психология гораздо более “главных” предметов овладела вниманием и интересом учащихся – влияние психологии на учащихся П.П.Блонский называет выдающимся.

Через три года психология была выведена из числа обязательных предметов школьного цикла. Г.И. Челпанов выделяет три основные причины: 1) отсутствие специальной подготовки у преподавателей; 2) методическая непроработанность учебного курса; 3) положение предмета как второстепенного, экспериментального.

В 40-60-х гг. – были сделаны новые попытки возродить преподавание психологии в школе. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (1946) преподавание этих предметов вводилось во всех средних школах Советского Союза. Психология как учебный предмет введена в 1947 г. Учебник, подготовленный проф. Б.М.Тепловым был написан в соответствии с программой и рекомендован для обучения психологии в школе. Новый предмет преподавался в течение 12 лет и с интересом воспринимался учащимися. Но в связи с реорганизациями в системе образования были пересмотрены учебные планы, и психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ. В отдельных школах для преподавания психологии стали использоваться факультативные часы, особенно активно с конца 80-х гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.