Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели развития рынка




Лекция 1.3. Модели развития рынка. Позиционирование на рынке.

Определение рынка зависит от поставленной цели — уп­рощения понимания или, наоборот, глубинного рассмотрения как экономического феномена современного хозяйствования. Являясь ключевым элементом рыночной экономики, рынок претерпевает в различных странах определенные трансфор­мации как по уровню зрелости, степени развития, так и по особенностям модификации, социальным, историческим и иным условиям, определяющим его функционирование.

В частности, японская модель рынка тяготеет к «корпо­ративному патернализму» (от лат. paternus — отцовский) как форме социально-экономической политики, выражаю­щейся в заботе собственника или администрации компании о нуждах трудящихся. Система «отцы — дети» требует бес­прекословного подчинения, преданности и лояльности ра­ботника администрации интересам фирмы. Любой акт про­теста рассматривается как нарушение «долга верности» и ведет к увольнению.

Отечественные экономисты (А.Вишневский — ИНХП РАН) считают, что бывший СССР также являлся патерналистс­ким государством со сложившимся в годы индустриализации, тоталитарным режимом. В эти годы государство взяло на себя защитные функции слишком быстро разрушенной крес­тьянской семьи, введя систему дотирования на нужды соци­альной сферы. Но это осуществлялось за счет бесправия кре­стьянства в угоду интересов меньшинства — горожан.

Американской модели свойственна тяга к классической — инициативной схеме рыночной экономики (от франц. initiative, лат. initium — начало, как внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость).

Французская тяготеет к государственному «дирижизму» (от франц. diriger — управлять), как форма управления, основанная на отражении в системе личностных особенностей руководителя, понимании им сущностных характеристик нововведений.

В основе немецкой рыночной экономики лежит «со­циальное рыночное хозяйство», ключевыми элементами ко­торого являются «свобода потребления» и «принудительное распределение». Автор этой модели Л.Эрхард вполне обосно­ванно считал, что экономическая свобода заключается в свободе потребления, так как распределение по природе своей принудительно всегда. Это справедливо, ибо тот, на кого направлено это распределение, выступает в роли объекта, но никогда не субъекта, и, естественно, он несвободен.

Фактически по пути социального рыночного хозяйства сегодня следует вся Европа, и суть этого явления заключа­ется в дополнении государством своей политикой работы рынка. Впервые эту модель на практике применил канцлер Бисмарк после кризиса 1873 г., когда все расширяющаяся бедность населения страны угрожала общественным устоям и давала социалистам Германии возможность взять власть. Таким образом, сильная социально-экономическая политика возникает в условиях нестабильности государства.

Создание «государства благосостояния» — «Welfare sta­te» предполагает решение вполне реальных задач на уровне государства: принятие ответственности за благополучие на­селения в таких сферах, как социальное страхование, здра­воохранение, образование, жилищное строительство, усло­вия труда, т.е. большинство инфраструктуроформирующих градообразующую составляющую социально-хозяйственных образований.

Разноплановое отношение к формам проявления рынка в различных странах, тем не менее, позволяет констатировать наличие общих признаков, базирующихся на принятии со­ответствующих решений на основе децентрализации уп­равления. Большинство американских исследователей вы­деляют следующие родовые признаки совершенного рынка:

- регулярный спрос на товары и услуги;

- мобильность факторов производства;

- наличие свободной конкуренции;

- информационное обеспечение участников рынка;

- неограниченное число участников.

Но это свободный рынок, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время. Добиться выполнения названных условий практически невозможно, и на практике мы имеем дело с конкурентным рынком, который в свою очередь требует многообразия форм собствен­ности (государственной, акционерной, частной, кооперативной), наличия рыночной инфраструктуры (рынка товаров и услуг, финансового рынка, рынка факторов производства).

Говоря о сущностной характеристике рынка, следует от­метить, что мировая экономическая мысль мира дала множество определений рынка, которые можно свести к следующим.

Рынок есть соединение спроса и предложения. И это правильно, так как ключевыми понятиями рынка являются спрос, предложение, цена. Однако такое определение не рас­крывает содержательных свойств рынка и является упро­щенным. Другое определение рассматривает рынок как форму общественной связи между людьми, основанную на вза­имной купле-продаже товаров. Здесь понятийный аппарат расширяется в связи с появлением персоналий, что позволя­ет рассматривать рынок как сферу экономических отноше­ний индивидов, а не только как соотносительные пропорции спроса и предложения. Наиболее часто употребляется опре­деление рынка, данное классиками рыночной экономики мира М.Фридменом, П.Самуэльсоном и др. и гласящее, что ры­нок — совокупность отношений свободного обмена товара­ми и услугами между независимыми продавцами и поку­пателями. Данное определение достаточно просто и емко по содержанию, так как акцентирует внимание на приоритете свободных отношений обмена, с одной стороны, с другой — вводит в содержательную часть понятия рынка категорию «услуга». В этой связи хотелось более подробно остановить­ся на «ключевых» категориях данного определения, а имен­но: свобода, обмен, услуга. Категория «свобода», введенная в определение понятия рынка, для нашего государства не есть отвлеченная абстракция, а вполне осознанная реаль­ность современного и будущего бытия. Много лет наша стра­на жила в условиях «принудительно направляемого хозяй­ства», или системы «государственного всеобщего снабжения», которое обычно называют «административно-командной систе­мой».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.