Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 5 10 страница

К универсальным таможенным организациям можно отнести Совет тамо­женного сотрудничества или Всемирную таможенную организацию. К между­народным торговым организациям относится Внешняя торговая организация.

Среди региональных таможенных организаций можно назвать соответ­ствующие организации, созданные в различных регионах — Европейском союзе, Содружестве Независимых Государств и т.д.

Всемирная таможенная организация была учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г., всту­пившей в силу 4 ноября 1952 г. На январь 2003 г. в организацию входило 161 государство, в том числе все государства — участники СНГ. Цели Все­мирной таможенной организации:

— развитие международного сотрудничества в области таможенного

дела;

— обеспечение более высокого уровня гармонизации и унификации та­моженных систем;

— совершенствование таможенного законодательства и таможенных

технологий;

— усиление борьбы с международными преступлениями таможенными

средствами.

Высшим органом Всемирной таможенной организации является Совет, сессии которого проводятся ежегодно. На сессиях Совета Всемирной таможен­ной организации принимаются важнейшие решения по стратегическим направ­лениям деятельности организации, проводятся выборы в ее высшие органы, а также назначение на руководящие должности в секретариате организации.

Помимо сессии, руководящими органами Всемирной таможенной орга­низации являются Политическая комиссия, состоящая из 22 представителей государств, включая Россию, а также Финансовый комитет, в который вхо­дят представители 17 государств, в том числе Россия.

Постоянно действующим исполнительным органом Всемирной тамо­женной организации является секретариат, штаб-квартира которого распо­ложена в Брюсселе.

Всемирная таможенная организация координирует работу в рамках со­лее 20 конвенций, 50 рекомендаций и ряда международных норм по отдель­ным таможенным вопросам. Она также осуществляет технические функции по разработке определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров для Всемирной торговой организации.

Одной из основных международных организаций является Всемирная торговая организация (ВТО), созданная на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле в 1947 г. (ГАТТ) в 1994 г., к которой Российская Фе­дерация намерена присоединиться. Преобразование ГАТТ в ВТО не являет­ся формальным моментом, расширен круг вопросов, отнесенных к компетен­ции ВТО, в частности, сфера интересов ВТО, кроме торговли товарами, пополнилась за счет включения торговли услугами, а также и таким пер­спективным направлением, как торговля нематериальными объектами (ин­теллектуальной собственностью, исключительными правами и идеями и т.д.). Одно из важных направлений деятельности, принятое на себя ВТО, — регулирование споров между странами — участниками ВТО.

В ВТО входят свыше 150 государств мира, в том числе все наиболее развитые. Из государств — участников СНГ в ВТО вступили Киргизия, Гру­зия, Молдова, Армения, готовятся вступить и другие государства СНГ.

ВТО занимается координацией торговли, услугами, а также интеллекту­альной собственностью.

Регулирующие принципы этой организации: торговля без дискриминации; предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам; содействие справедливой конкуренции; защита экономического интереса с помощью таможенных пошлин, поощрение экономических реформ в государствах. Участвующие в ВТО страны должны руководствоваться в торговых от­ношениях между собой установленными правилами. Одно из основных пра­вил — предоставление странами — участниками ВТО друг другу режима наибольшего благоприятствования. Это означает, что государства предос­тавляют друг другу в полном объеме те же права, льготы и преимущества по уплате налогов, пошлин, сборов, которыми пользуются или будут пользо­ваться в дальнейшем любые другие государства.

Высший орган ВТО — конференция на уровне министров торговли, куда входят представители всех государств — членов ВТО. Конференция созывается не реже одного раза в два года и вправе принимать решения по всем вопросам деятельности организации. Наряду с конференцией деятельность ВТО осуществляется рабочими органами, прежде всего генеральным сове­том и тремя секторальными советами, образованными по направлению дея­тельности ВТО (Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговле вопросом прав интеллектуальной собственности), а так­же специальным органом по урегулированию споров.

Деятельность ВТО направлена на проведение многосторонних торго­вых переговоров и координацию реализации многосторонних соглашений, на разрешение споров в торговой сфере. Организация разрабатывает крите­рии, в соответствии с которыми должно строится национальное таможенно-тарифное регулирование, включая уровни ставок таможенного тарифа. Страны-участницы приняли на себя обязательство'обращаться в случае воз­никновения спорных вопросов в.специальный орган по урегулированию спо­ров ВТО, не применять каких-либо действий самостоятельно. Этому органу предоставлены широкие полномочия. Он может не только создавать группы по решению споров, но и обеспечивать выполнение принятых решений, в том числе с применением мер принуждения.

Процедура исполнения решений по спорам достаточно сложна. Приня­тое органом по урегулированию споров решение виновная сторона обязана выполнять. В случае невыполнения решения у нее может быть потребована компенсация. При невыполнении решения и невыплате компенсации винов­ной стороной другая сторона может обратиться с просьбой о разрешении применить к виновной стороне репрессивные меры, в том числе повышение ставок таможенных пошлин на товары, страной происхождения которых яв­ляется виновная сторона. Такая мера является жесткой и действенной.

Российская Федерация после вступления в ВТО должна будет полно­стью выполнять обязанности члена этой организации.

В таможенной среде активно действует международная межправительст­венная организация — Совет таможенного сотрудничества (СТС), членом кото­рой является и Россия. СТС образован в соответствии с Конвенцией о создании. Совета таможенного сотрудничества с целью улучшения и гармонизации тамо­женных процедур; в его состав входят правительства государств — участников учредительной Конвенции, а также ряд других государств.

К задачам СТС относится изучение всех вопросов, касающихся сотруд­ничества в таможенной сфере, исследование и анализ процедурных аспек­тов национальных таможенных систем государств — участников СТС с це­лью их согласования и унификации, что достигается подготовкой проектов конвенций, соглашений и рекомендаций, разработкой таможенно-тарифных документов. Документы, разработанные в рамках СТС, оказывают значи­тельное воздействие на унификацию и гармонизацию национальных тамо­женных процедур.

В целях реализации положений Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе (Стамбуль­ская конвенция 1990 г.) и в целях облегчения таможенного оформления и контроля за товарами, ввозимыми на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлина-

ми и налогами, таможенные органы РФ осуществляют в предусмотренных случаях таможенное оформление и контроль с использованием карнетов А.Т.А.

Карнет А.Т.А. — международный таможенный документ, который ис­пользуется в качестве таможенной декларации при помещении товаров (за исключением транспортных средств) под таможенный режим временного ввоза. Карнет А.Т.А. обеспечивает возможность идентификации товаров и используется в качестве международно действующей гарантии уплаты ввоз­ных, таможенных пошлин и налогов.

Конвенцией установлены права и обязанности уполномоченных ассо­циаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные ор­ганы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза.

В Российской Федерации функции гарантирующей ассоциации выполня­ет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карне­ты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Российская Федерация присоединилась к данной Кон­венции в ноябре 1995 г., а всего ее участниками являются более 60 госу­дарств.

Конвенции о временном ввозе товаров принята в целях обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, речь о которых идет в приложениях к Конвенции. Временный ввоз разрешается при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограни­чительных мер. Россия в 1995 г. присоединилась к Конвенции и к ее прило­жениям.

Широко применяется в международной практике и Таможенная конвен­ция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Кон­венция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. Эта Конвенция направлена на уп­рощение таможенного оформления грузов, перевозимых автотранспортом, ею введены международные таможенные формы документов — книжки МДП, используемые вместо грузовой таможенной декларации. Наличие од­ного сопроводительного документа — книжки МДП — упрощает погранич­ные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом за счет задержек в пути.

Российская Федерация заключила ряд межгосударственных соглаше­ний по таможенным вопросам — с Германией, Данией, Израилем, Индией, Македонией, Словакией, Чехией.

3. Сотрудничество государств — участников СНГ

по таможенным вопросам

На национальное таможенное законодательство, на регулирование внешнеэкономических связей с той или иной страной существенное влияние оказывают двусторонние и многосторонние международные соглашения в таможенной сфере. Российская Федерация участвует как в двусторонних, так и в многосторонних международных соглашениях по таможенным вопро­сам, особую группу в которых составляют соглашения в рамках СНГ.

Углубляется сотрудничество государств—участников СНГ, устанавли­ваются прямые связи между территориальными таможенными органами России и других государств — участников СНГ. В рамках СНГ создан и дей­ствует Таможенный совет (Положение о нем утверждено 13 марта 1992 г.) для выработки и проведения единой таможенной политики, унификации та­моженного законодательства и таможенных процедур, координации взаимо­действия таможенных служб государств — участников СНГ, разработки и реализации конкретных межгосударственных программ развития таможен­ного дела. Таможенный совет является высшим органом Таможенного сою­за, создание которого предусмотрено Соглашением о принципах таможен­ной политики от 13 марта 1992 г. Именно поэтому в качестве основной цели Таможенного совета Положение о нем закрепляет обеспечение функциони­рования Таможенного союза.

Создание Таможенного союза, однако, процесс длительный и сложный, он проходит в несколько этапов, и далеко не все государства — участники СНГ в равной степени участвуют в нем. Внутри Содружества происходит процесс дифференциации, в результате которого регулирование внешнеэко­номических связей России с другими государствами — участниками СНГ не язляется единообразным.

На первом этапе устанавливаются имеющиеся ограничения в торговле. ьзжду его участниками, вырабатываются общие таможенные тарифы и ме­ры нетарифного регулирования, применяемые к третьим сторонам; на вто­ром этапе происходит объединение таможенных территорий государств-уча­стников в единую территорию и перенесение таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза.

В рамках Таможенного союза могут приниматься нормативные акты, обязательные для членов Таможенного союза, корректировка национально­го законодательства, г также разработка и принятие Основ таможенных за­конодательств государств — участников СНГ, которые должны быть фунда­ментом правовой системы этих государств.

Большая работа в рамках СНГ проводится по упрощению таможенных процедур. Так, 8 июля 1995 г. в Москве руководителями таможенных служб государств — участников СНГ подписано Соглашение о порядке таможенно­го оформления товаров, происходящих с таможенных территорий госу­дарств СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным ре­жимом выпуска для свободного обращения. Государства-участники могут развивать сотрудничество не только путем подписания общих соглашений в рамках СНГ, но и заключать двухсторонние соглашения с любым участником СНГ.

В 1999 г. 26 февраля руководители государств — участников Таможен­ного союза подписали широкомасштабный Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, который создает прочную основу для развития экономического взаимодействия стран на предстоящие годы пере­несение таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза.

Единое экономическое пространство формируется поэтапно. Переход от этапа к этапу обуславливается фактическим достижением целей Догово­ра и выполнением сторонами принятых по нему обязательств.

В 2000 г. 23 мая в Минске состоялось заседание Межгосударственного совета и Совета глав правительств государств — членов Таможенного сою­за. Политическим достижением стало согласие относительно необходимости решительного поворота к повышению эффективности сотрудничества. Пра­вительством было дано поручение создать специальную рабочую группу для подготовки соответствующих рекомендаций.

Руководители государств заслушали информацию о ходе работы по реализации режима свободной торговли и его соблюдению государствами Таможенного союза. Совету глав правительств было поручено завершить правовое оформление режима и обеспечить его функционирование в пол­ном объеме на многосторонней основе.

4. Таможенное законодательство

государств—участников СНГ

В государствах СНГ приняты таможенные кодексы, различающиеся как по структуре, так и по содержанию. Принимая подобные законодательные акты, страны Содружества учитывали специфику развития экономики своих государств, состояние национального законодательства и т.д.

Таможенные кодексы регулируют три крупные группы отношений, свя­занных:

— с защитой экономических интересов, совершенствованием механизма таможенного контроля, созданием условий, стимулирующих товарооборот;

— с содействием развитию внешнеэкономических связей;

— с эффективным применением тарифов и борьбой с контрабандой.

Таможенные законы всех государств СНГ предусматривают образова­ние в системе государственных органов самостоятельных органов, на кото­рые возлагается проведение государственной политики в сфере таможенно­го дела.

Задачи таможенных органов государств СНГ во многом совпадают.

Почти все кодексы поставили следующие задачи:

— обеспечение таможенного законодательства;

— взимание таможенных платежей, налогов, сборов;

— осуществление и совершенствование таможенного контроля и тамо­женного оформления;

— обеспечение выполнения международных обязательств, касающихся таможенного дела;

— борьба с контрабандой;

— осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Следует отметить, что в некоторых государствах таможенные органы отнесены к правоохранительным органам государства, на территории кото­рого они действуют (Армения, Белоруссия, Молдавия, Россия); в других госу­дарствах таможенные органы наделены правами органов дознания в отно­шении более широкого круга дел (о контрабанде, невозвращении на терри­торию Республики Казахстан предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Казахстан). Наделение таможен­ных органов такими правами свидетельствует о той важной роли, которая отводится им в экономической деятельности того или иного государства.

Значительное место во всех таможенных кодексах занимают положе­ния о порядке перемещения товаров через таможенную границу. Особое внимание уделено установлению таможенных режимов, однако не все ко­дексы детально их определяют.

Таможенные кодексы государств — участников СНГ, регулируя доволь­но подробно отношения, касающиеся прохождения товаров через таможен­ную границу своих государств, практически не затрагивают отношений, свя­занных с видами тарифов, освобождением от уплаты таможенных пошлин, установлением льгот при пересечении таможенных границ. Более детально эти вопросы регламентированы в законах «О таможенном тарифе».

Следует отметить, что 10 февраля 1995 г. Совет глав государств — уча­стников СНГ принял Основы таможенных законодательств государств Со­дружества, и обновленное таможенное законодательство государств — уча­стников Содружества во многом опиралось на положения этих Основ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ 5 9 страница | Региональное таможенное управление как звено системы таможенных органов: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.