Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей рентабельности и их анализ




Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности

организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить также в три группы:

-показатели, характеризующие прибыльность продаж. Это отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продаж;

- показатели рентабельности производства или инвестиционных проектов (окупаемость расходов). Они показывают, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта относится к сумме инвестиций в этот проект.

-показатели, характеризующие доходность капитала (активов) и их составляющих. Формируются на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера капитала или имущества в целом и по видам.

В экономической литературе рекомендуется множество показателей, характеризующие прибыльность (рентабельность) деятельности предприятия. Некоторые из них и порядок их расчета можно представить в виде таблицы 4

 

Таблица 4 - Коэффициенты рентабельности

Показатели Формула расчета
   
1 КР. Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль Средняя стоимость собственного капитала
2 КР. Рентабельность авансированного капитала Чистая прибыль Средняя стоимость активов
3 КР. Рентабельность текущих активов Чистая прибыль Средняя стоимость текущих активов  
4 КР. Рентабельность внеоборотных активов Чистая прибыль Средняя стоимость внеоборотных активов
5 КР. Рентабельность производства Прибыль от продаж (чистая) Расходы
6 КР. Рентабельность продажи (по чистой прибыли) Чистая прибыль Товарооборот (выручка)
7 КР. Рентабельность продажи (по прибыли от продаж) Прибыль от продаж Товарооборот (выручка)
8 КР. Рентабельность перманентного капитала Чистая прибыль Собственный капитал + Долгосрочные обязательства
9 КР. Рентабельность инвестированного капитала Чистая прибыль Долгосрочные обязательства + Краткосрочные займы и кредиты
10 КР. Рентабельность активов Прибыль до налогообложения Средняя стоимость активов

 

Рост в динамике всех без исключения показателей рентабельности оценивается положительно.

Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рентабельности предприятия по сравнению с прошлым годом, целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статистической отчетности, используемые в последующих расчетах.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В экономической литературе рекомендуются различные факторные модели анализа тех или иных показателей рентабельности, начиная с простых двухфакторных и заканчивая многофакторными. С их помощью раскрывают причинно – следственные связи между финансовыми результатами и показателями финансового состояния предприятия.

В факторном анализе рентабельности используют следующие наиболее часто встречающиеся модели. Рассмотрим их на примере анализа рентабельности активов

1. Когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов, применяются аддитивные модели, например:

(19)

 

где Р – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

N – выручка;

Sпр – производственная себестоимость продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда обобщающий показатель – произведение нескольких результативных факторов:

 

(20)

 

где Ra – рентабельность активов;

Rn = P: N – рентабельность продаж;

ФОа = N: A – фондоотдача активов;

А – средняя стоимость активов организации за отчетный период.

3. Когда каждый результативный показатель, представляет собой двухфакторную модель типа Например, рентабельность активов

 

или, , (21)

 

где х = Р – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

у = А – средняя стоимость активов организации за отчетный период.

Таким образом, уровень рентабельности активов предприятия находится в прямой пропорциональной зависимости от изменения прибыли (х) и в обратно пропорциональной – от средней стоимости активов (у). Тогда формула расчета влияния факторов х и у на изменение рентабельности активов (Δ f) с использованием метода цепных подстановок будет иметь вид:

 

(22)

 

4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

 

и т.д. (23)

 

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

 

или (24)

где – оборачиваемость собственного капитала организации;

СК/А – коэффициент независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости формирования активов организации;

СК – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

 

Двухфакторная модель имеет следующий вид:

 

Ра = Рп / А = Рч / N * N / А = а * b (26)

 

где а – рентабельность продаж, единиц,

b –оборачиваемость активов, обороты.

Расчет влияния факторов на уровень рентабельности по данной модели можно определить по методу абсолютных разниц:

 

ΔУа = Δа * bо, (27)

ΔУb = а1 * Δb, (28)

 

где ΔУа – изменение величины результативного показателя за счет фактора а,

ΔУ – изменение величины результативного показателя за счет фактора b,

Δ- изменение фактора (показателя) за отчетный период,

0 и 1- значение фактора (показателя) в базисном и отчетном периодах.

 

Среди аналитиков широко используется модель зависимости абсолютной величины прибыли от величины имущества, скорости его оборачиваемости и эффективности основной деятельности:

 

Р N

Рч = × × Ā, или Р = X × Y × Z (29)

N Ā

 

где Рч – прибыль чистая,

X - рентабельность продаж,

Y – оборачиваемость активов,

Z - средняя стоимость активов.

Влияние указанных выше факторов на изменение результативного показателя прибыли можно определить, используя метод абсолютных разниц. Тогда:

 

∆Р (х) = ∆Х * Уо * Zо

∆Р (у) = Х1 * ∆У * Zо

∆Р (z) = Х1 * У1 * ∆Z

 

Полученные результаты могут свидетельствовать о наличии неиспользованных возможностей, которые предприятию следует выявить и учесть в будущем, обеспечивая таким путем дополнительное увеличение прибыли за счет роста рентабельности продаж, например, путем снижения текущих затрат, ускорения оборачиваемости активов, повышения эффективности использования всех ресурсов.

Вся деятельность организации должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышение уровня его доходности. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования инвестированного собственниками капитала и сравнить с возможным получением прибыли от вложения этих средств в ценные бумаги.

Рентабельность собственного капитала (Rск) определяется по формуле:

 

Rск=Рч/СК, (30)

 

где Рч – чистая прибыль;

СК – собственный капитал.

Уровень и динамика данного показателя зависят от совокупности факторов, связанных с хозяйственной деятельностью организации. Для оценки влияния этих факторов используют разные методы факторного анализа.

К наиболее популярным методам, используемым в финансовом анализе, относится пирамидальная структура финансовых коэффициентов, позволяющая в рамках одной схемы или таблицы сжато, но вместе с тем наглядно показать сразу несколько аспектов деятельности организации, раскрытых финансовым анализом, и помогающая понять взаимосвязь между ликвидностью, финансовой структурой и рентабельностью организации. Один из способов системной передачи информации посредством относительных показателей -использование «диаграммы-Du Pont».

Данная диаграмма разработана и впервые использована международной химической компанией «Du Pont de Nemours», имеющей филиалы во многих странах мира. «Диаграмма-Du Pont» показывает, как коэффициенты прибыли от продаж, оборачиваемости активов и показатель отношения активов к собственному капиталу отражаются на прибыли на акционерный капитал.

В отечественной практике анализа эта факторная модель носит название «формула Дюпона» и имеет вид:

 

Rck=PчN × NА × АСК = a × b × c, (31)

 

где Rck -рентабельность собственного капитала;

Pч -чистая прибыль;

N - выручка;

К - всего капитала (активов);

СК - собственный капитал.

 

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж (Р/N), оборачиваемости совокупного капитала (активов) (N/К) и структуры капитала организации (К/СК). Значимость этих факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, ее статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает данные формы №2 Отчет о прибылях и убытках, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Эти факторы имеют, как правило, отраслевой характер. Так производительность капитала (оборачиваемость капитала) невелика в капиталоемких предприятиях. В то же время, им присущ относительно высокий показатель рентабельности продаж. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе организации, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег на продукцию или имеющие значительные ликвидные активы (как в розничной торговле).

Рентабельность собственного капитала и рентабельность совокупного капитала связаны между собой. Это можно проследить по формуле (3.53):

 

Рск=Pч/СК=Pч/Рн*Рн/К*К/СК=Дч*Rк*Кфз=a* b * c (32)

 

где Rск – рентабельность собственного капитала;

Рн – прибыль до налогообложения;

К- совокупный капитал;

Дч – доля чистой прибыли в налогооблагаемой прибыли;

Rк – рентабельность совокупного капитала;

Кфз –коэффициент финансовой зависимости (мультипликатор капитала.

 

Показатель рентабельности продаж получил широкое применение в рыночной экономике. Он характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с одного рубля продаж. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продажи или чистой прибыли к сумме полученной выручки, т.е.:

 

Rр = Рп/N или Rр = Рч/N (33)

 

Рентабельность продаж также можно представить в виде следующей модели:

 

(34)

 

где Rp – рентабельность продаж;

N - выручка;

S - себестоимость продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют выручка от продаж, себестоимость проданной продукции, коммерческие расходы и управленческие расходы.

Поскольку многие организации не имеют управленческих расходов, то при проведении факторного анализа рентабельности продаж влияние данного фактора на результативный показатель не учитывается. Таким образом, формула примет следующий вид:

 

, (35)

 

Для расчета влияния факторов на результативный показатель используем формулы и метод цепной подстановки.

1.Влияние изменения выручки на рентабельность продаж:

 

* × 100%, (36)

 

2.Влияние изменения себестоимости продаж на рентабельность продаж:

 

× 100%, (37)

 

3.Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

 

× 100%, (38)

4.Совокупное влияние факторов:

 

Rp = ±Rp (N) ±Rp (S) ±Rp (кр), (39)

 

Результаты факторного анализа рентабельности продаж можно обобщить в аналитической таблице

 

 

Тема 2.Анализ финансового состояния.

 

Финансовое состояниеявляется комплексным понятием, характеризующим наличие, размещение и использование средств предприятия и определяемым всей совокупностью хозяйственных факторов. Оно выражается: в рациональности структуры активов и пассивов; эффективности использования имущества; степени финансовой устойчивости; уровне ликвидности и платежеспособности организации.

Финансовое состояние организации характеризуется системой показателей, отражающих состояние средств в процессе их кругооборота и способность хозяйствующего субъекта финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность и поддерживать платежеспособность, свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.

В процессе анализа финансового состояния организации решаются следующие основные задачи:

1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния организации, его платежеспособности.

2. Прогнозирование возможных финансовых резервов, рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния организации.

Объективность и достоверность выводов о финансовом состоянии предприятия обеспечиваются привлечением и аналитической обработкой разнообразных источников информации.

В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются различные приемы (методы). Основными из них являются горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный, факторный.

Одним из основных направлений, с которого по существу начинается анализ финансового состояния, является общая его оценка в статике и динамике по данным бухгалтерского баланса.

Анализ данных бухгалтерского баланса целесообразно начинать с оценки качественных изменений в составе и структуре имущества организации и его динамики.

При этом необходимо иметь в виду, что к положительным изменениям в активе баланса относят увеличение остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило, основных средств, нематериальных активов и производственных запасов.

К положительным изменениям в пассиве баланса относят увеличение итога III раздела «Капитал и резервы», и особенно суммы нераспределённой прибыли, а также доходов будущих периодов. Отрицательной оценки обычно заслуживает резкий рост в активе баланса дебиторской задолженности, и, прежде всего, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты и в пассиве баланса – кредиторской.

Анализируя увеличение имущества необходимо учитывать влияние переоценки основных средств. Наиболее сложно учесть влияние инфляции, однако без специальных корректировок затруднительно сделать вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием удорожания товаров под воздействием инфляции, либо оно показывает действительное расширение хозяйственной деятельности.

В общих чертах признаками «положительного» баланса являются:

1) имущество в конце отчетного года увеличилось по сравнению с началом;

2) темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

3) собственный капитал предприятия превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

4) доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%;

5) темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые;

6) отсутствует непокрытый убыток

В экономической литературе рекомендовано также исследовать структуру и динамику финансового состояния организации при помощи сравнительного аналитического баланса

 

Таблица 1. Схема построения сравнительного аналитического баланса

Наименование статей Абсолютные величины Относительные величины Изменения
на начало года на конец года на начало года на конец года в абсолютных величи-нах в структу-ре в % к величине на начало года в % к измене-нию итога баланса
          6=3-2 7=5-4 8=6/2*100  
АКТИВ А … А1 Аn   А1   А2           A2-A1=ΔА              
БАЛАНС (Б) Б1 Б2     ΔБ=Б21    
ПАССИВ П … П1 Пn   П1   П2           П21=ΔП              
БАЛАНС (Б) Б1 Б2     ΔБ=Б21      
                       

 

 

Все показатели сравнительного баланса можно разбить на три группы: показатели структуры (графы 2,3,4,5), показатели динамики (графы 6,8), показатели структурной динамики баланса (графы 7,9). Последние позволяют сделать вывод о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства, в основном, вложены. Для этого находится максимальное значение из двух показателей темпа прироста структурных изменений источников средств (графа 9):

 

 

 

где DСК – прирост собственного капитала;

DЗК – прирост заёмного капитала;

DА – прирост активов.

 

Далее выясняется вид имущества (внеоборотные или оборотные активы), на увеличение которого в наибольшей мере был направлен прирост источников. Находится:

 
 
 


 

где DВА – прирост внеоборотных активов;

DОА – прирост оборотных активов.

 

Актив баланса содержит сведения о размещении имеющихся в распоряжении организации капиталов, т.е. об их вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о вложениях капитала, связанных с финансовыми операциями, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду помещения капитала соответствует отдельная статья актива баланса.

Мобильные средства (текущие активы), приведенные во втором разделе баланса, в процессе хозяйственной деятельности подвергаются наибольшим изменениям. К иммобилизованным (устойчивым активам) относятся средства, указанные в первом разделе актива баланса. Это долгосрочные инвестиции, основной капитал, нематериальные и другие внеоборотные активы. Совокупность разделов актива баланса (валюта баланса) позволяет оценить экономический потенциал, а ее рост в динамике свидетельствует, как правило, об увеличении масштабов хозяйственно-финансовой деятельности организации.

В структуре актива баланса особая роль принадлежит мобильным средствам, которые принято подразделять на две части в зависимости от источника их образования: переменную часть, образуемую за счет краткосрочной задолженности, и постоянный минимум (чистые мобильные средства), образуемый за счет постоянного капитала, т.е. долгосрочного заемного капитала и части собственного капитала. Считается желательным, чтобы сумма мобильных средств превышала бы краткосрочную задолженность как минимум в два раза.

При изучении соотношений отдельных групп активов и их изменений за отчетный период особое внимание уделяется мобильным средствам. Недостаток мобильных средств может привести к задержке платежей по текущим операциям и, тем самым, к снижению платежеспособности предприятия. При наличии же излишка мобильных средств, что нежелательно, капитал используется с меньшим эффектом. Поэтому наличие мобильных средств должно быть в пределах оптимальной потребности в них, которая для каждого конкретного предприятия складывается не только в зависимости от общепринятых соотношений мобильных средств и их наиболее ликвидной части с краткосрочными обязательствами, но и с учетом других факторов: размера предприятия и объема его деятельности; отраслевой принадлежности; оборачиваемости оборотных средств и других.

Структура хозяйственных средств в динамике исходя из их среднегодовой стоимости выглядит следующим образом (таблица 2).

 

 

Таблица 2. Анализ состава и структуры активов в динамике за пять лет

    Годы   Всего пассивов, тыс. руб. В том числе Базисные темпы роста, %
собственные заемные всего пассивов, тыс. руб. в том числе
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % собствен ные заемные
Первый Второй Третий Четвертый Пятый     61,3 60,0 61,2 60,5 59,0   38,7 40,0 38,8 39,5 41,0 117,9 133,6 151,9 176,3 115,5 133,5 150,1 169,8 121,8 133,7 154,9 186,6

 

Абсолютные величины активов в целом, в том числе внеоборотных и оборотных ежегодно увеличивались. Однако темпы роста внеоборотных активов были гораздо выше, чем оборотных, что обусловило изменение их соотношения. По сравнению с первым годом, среднегодовая стоимость внеоборотных активов увеличились на 2360 тыс. руб. и превысила оборотные активы на 157 тыс. руб. Удельный вес внеоборотных активов увеличился на 10,2% и составил в пятом году 50,9%.

Базисные темпы роста внеоборотных активов начиная со второго года существенно опережали темпы роста оборотных активов и составили в пятом году 220,6% против 146,0%. Вследствие этого темпы роста активов в целом составили 176,3%.

Абсолютные величины активов в целом, в том числе внеоборотных и оборотных ежегодно увеличивались. Однако темпы роста внеоборотных активов были гораздо выше, чем оборотных, что обусловило изменение их соотношения. По сравнению с первым годом, среднегодовая стоимость внеоборотных активов увеличились на 2360 тыс. руб. и превысила оборотные активы на 157 тыс. руб. Удельный вес внеоборотных активов увеличился на 10,2% и составил в пятом году 50,9%.

Базисные темпы роста внеоборотных активов начиная со второго года существенно опережали темпы роста оборотных активов и составили в пятом году 220,6% против 146,0%. Вследствие этого темпы роста активов в целом составили 176,3%.

Наглядно структура активов в динамике иллюстрируется графически (рисунок 1)

Рисунок 1 Динамика структуры активов

 

Кроме анализа структуры активов для оценки финансового состояния предприятия необходим анализ структуры источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество, степени зависимости предприятия от кредиторов и внешних инвесторов.

Источники средств находят свое отражение в пассиве баланса. При этом каждому виду источников средств соответствует отдельная статья пассива баланса. Эта детализация зависит от принятой классификации источников средств, которая определяет и их соответствующую группировку. Такими группами являются: уставный и добавочный капитал, включающий накопленную прибыль, долгосрочный заемный капитал, краткосрочная задолженность и другие

Ряд авторов, как уже отмечалось ранее, считает, что с точки зрения финансового состояния благоприятным для предприятия является повышение доли оборотных средств в имуществе. Однако это не означает, что все источники должны направляться только на рост текущих активов. Каждое предприятие в зависимости от его профиля, конкретных условий деятельности осуществляет и капитальные вложения. О целесообразности использования источников средств на прирост всех активов свидетельствует повышение общей эффективности деятельности предприятия.

Также отмечается отсутствие каких-либо единых нормативов соотношения собственного и заемного капитала, хотя многие авторы и считают, что доля собственного капитала должна быть не менее 60%.Относительно высокий уровень заемного капитала может быть у предприятий с высокой оборачиваемостью оборотных средств, в частности, у торговых.

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации является величина собственных оборотных средств (синонимы: собственные оборотные активы, собственный оборотный капитал и другие).

Собственные оборотные средства являются расчетным показателем, зависящим как от структуры активов, так и от структуры источников средств, и имеет большое значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях этот показатель, как правило, увеличивается с ростом объемов производственной деятельности. Основным и постоянным источником увеличения собственных оборотных средств является прибыль.

Показатель собственных оборотных средств по своей природе является аналитическим, и какой бы алгоритм не использовался для его расчета, величину собственных оборотных средств можно исчислить лишь с определенной долей условности. В различных экономических источниках существует несколько методов расчета собственных оборотных средств предприятия, для которых необходима информация о величине внеоборотных активов, содержащихся в I разделе актива баланса; о величине источников собственных средств (III раздел пассива баланса), а так же о величине долгосрочных и краткосрочных обязательств (IV и V разделы пассива баланса). В практике отечественных предприятий наличие собственных оборотных средств чаще определяется, как разность между итогами третьего раздела пассива и первого раздела актива баланса.

Собственные оборотные средства являются абсолютным показателем. От опережающего роста суммы собственных оборотных средств по сравнению с ростом материальных запасов зависит в целом улучшение состояния оборотных средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.