Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. Вопросы для контроля и обсуждения




Вопросы для контроля и обсуждения

1. Какова роль труда в функционировании и развитии общественного производ­ства?

2. Назовите основные факторы производства.

3. Как можно определить роль труда в процессе производства?

4. Ведет ли научно-техническая революция к снижению роли человека в производстве?

5. Дайте определение предмета «Экономика труда».

6. В чем объективная необходимость выделения компонент труда?

 

 

 

2.1. Социально-экономическая природа и значение категорий "рабочая сила" и "трудовые ресурсы".

Термин "трудовые ресурсы", возникший на заре советской экономической мысли, являлся таким же атрибутом централизованного планирования, как сырьевые, топливные, энергетические ресурсы, и использовался преимущественно при составлении пятилетних планов или при экономическом обосновании организации нового производства.

В период перехода к рыночным отношениям на фоне распада социалистической плановой экономики и становления рыночной в экономической литературе наблюдалась неопределенность в терминологии. Встречались термины различных эпох: прошлой — социалистической и новой — рыночной. Например, в одном и том же смысле употреблялись понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила".

Рабочая сила — это совокупность физических, умственных и духовных сил челове­ка, способностей к труду, применяемых носителями этой силы в процессе производства. Эти способности реализуются рабочей силой через труд - процесс, в результате которого создается новая стоимость. Вне этого процесса невозможно производство, от него зависит эффективность использования основных и оборотных средств и соб­ственно рабочей силы, в частности.

Применительно к экономике труда более употре­бим термин "рабочая сила", применительно к предприятию — персонал.

Термин "трудовые ресурсы" обычно используется как очень обобщенный плано­во-учетный показатель преимущественно в экономической географии, демографии, когда речь идет о стране, государстве, регионе. Под трудовыми ресурсами пони­мается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями, знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. В со­ответствии с принятой международной системой классификации, на которую РФ перешла в 1993 г., трудовые ресурсы включают все население страны (в России — мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины — 16-54 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в сфере эко­номики. Население страны подразделяется на экономически активное и экономически неактивное.

Возрастные границы рабочего и послерабочего возраста, а также социально-демографический состав трудовых ресурсов устанавливается в различных странах системой законодательных актов в зависимости от социально-экономических усло­вий и от уровня развития страны.

В зависимости от возраста все население делится на три неравные части:

— лица моложе трудоспособного возраста (сейчас от рождения до 15 лет вклю­чительно);

— лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: женщины от 16 до 54 лет, мужчи­ны от 16 до 59 лет включительно;

— лица старше трудоспособного возраста, т.е. пенсионного, по достижению ко­торого устанавливается пенсия — женщинам с 55, мужчинам с 60 лет.

Кроме того, законодательно устанавливаются пределы работоспособности. На­пример, инвалиды 1 и 2 группы, женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьми лет, матери инвалидов детства, воспитавшие их до восьми лет — по достижению 50 лет получают пенсию вне зависимости от трудового стажа. Устанавливают льготы также для лиц, выходящих раньше на пенсию в связи с тяже­лыми и вредными условиями труда, в частности, женщинам в возрасте 45 лет, муж­чинам — 50 лет.

Все эти группы определяются в разных странах в зависимости от особенностей социально-экономического развития и традиций.

Современное состояние трудовых ресурсов Российской Федерации классифи­цируется по системе МОТ на «экономически активное и экономически неактивное население (пассивное)».

Экономически активное население (или рабочая сила) включает учащихся тру­доспособного возраста, домохозяек и других граждан, временно неработающих по каким-либо причинам, а также занятых и безработных.

К занятым относят лиц обоего пола от 16 лет и старше, лиц младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

— выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;

— временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки и других подобных причин;

— выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие ра­боту за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, имею­щие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

— занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой;

—занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подря­да), члены производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреж­дениях начального, среднего и высшего профессионального образования и других об­разовательных учреждениях, включая обучение по направлению службы занятости;

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производ­ства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Численный состав экономически активного населения России приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1. - ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ 1)

               
Тысяч человек
Экономически активное население -всего              
в том числе:              
занятые в экономике              
безработные              
Мужчины              
в том числе:              
занятые в экономике              
безработные              
Женщины              
в том числе:              
занятые в экономике              
безработные              
  В процентах к итогу
Экономически активное население -всего              
в том числе:              
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,1 91,4 92,2 92,1
безработные 5,2 9,5 9,8 8,9 8,6 7,8 7,9
Мужчины              
в том числе:              
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 90,7 91,0 91,9 92,2
безработные 5,2 9,7 10,2 9,3 9,0 8,1 7,8
Женщины              
в том числе:              
занятые в экономике 94,8 90,8 90,6 91,5 91,9 92,5 92,0
безработные 5,2 9,2 9,4 8,5 8,1 7,5 8,0

1) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости:
1992, 1995 гг. - на конец октября; 2000 - 2004 гг. - на конец ноября. 2003-2004 гг. - с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.

В наиболее развитых странах с рыночной экономикой наемные работники составляют в среднем более 90% всей рабочей силы.

Определенную часть рабочей силы составляют так называемые самостоятельные работники, являющиеся в массе своей мелкими предпринимателями, не исполь­зующими, как правило, наемный труд, и многие лица свободных профессий (адво­каты, журналисты, писатели, художники, врачи и др.), не работающие по найму.

Примерно 30% рабочей силы относятся к неучтенному налоговой службой сектоpy экономики (неформальному), включающему все незарегистрированные виды трудовой деятельности (репетиторство, медицинские услуги, ремонт, строительные работы, мелкая торговля).

Эта часть населения по способу получения дохода подразделяется на владель­цев зарегистрированных и незарегистрированных организаций, использующих труд официально не оформленных и занятых в неучтенных видах деятельности работни­ков. Как правило, такие организации укрывают свои доходы от налогообложения и являются основой существования криминогенных структур.

К безработным относят лиц от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

— занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммер­ческую службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;

— были готовы приступить к работе;

— проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Экономически неактивное население - часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

— учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

— лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях;

— лица, получающие пенсию по инвалидности;

— лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

— лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности найти рабочее место, на котором они могут и готовы работать;

— другие лица, которым нет необходимости работать, вне зависимости от ис­точника дохода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.