Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления

1.1. Предмет региональной экономики.

Предмет дисциплины «Региональная экономика и управление» составляют производительные силы региона, используемые на благо населения, в нем проживающего.

Сформировались факторы развития производительных сил – квалифицированная рабочая силы, предпринимательский талант, достаточный капитал и место приложения всего предыдущего – земля.

Место приложения факторов развития производительных сил и является регион. Поэтому в самой общей подстановке под регионом понималось исторически сложившееся название местности проживания народов.

Под регионом можно понимать официальное название места обитания народов с определенной специализацией ведения хозяйства. А тогда возможна и целесообразна таксономия регионов, предоставляющая объективную основу территориального разделения труда, специализации и концентрации производительных сил.

В рамках таксономии регионов (рис.1.1.) исследуются и решаются такие вопросы и проблемы как:

- установление региональной политики и государства не только в целом, но и по уровням управления;

- разработка и реализация региональных программ экономического и социального развития;

- определение методов и путей реализации специализации, диверсификации, интеграции и комплексного развития регионов;

- совершенствование экономического районирования, районных планировок и других вопросов, связанных с размещением производительных сил.

Региональная экономика – это наука и практика, обобщающая пути и методы управления производительными силами региона на благо проживающего в нем населения. Отсюда нередко в научных направлениях деятельности регионов возникает своеобразие методов управления и задач, решаемых с их помощью.

 

 

 

 

 

1.2. Методы региональной экономики.

Региональная экономика изучает механизм экономического регулирования размещения производства и потребления, определения направлений повышения экономической эффективности регионального развития. Особое значение имеет глубокий анализ многих экономических факторов: динамики производительности труда; регионального распределения национального дохода и эффективности использования всех ресурсов, в частности основных фондов и материалов, природных ресурсов: территориальной специализации и дифференциации; регулирования цен и тарифов и т.д.

Таким образом, в изучаемых вопросах необходимо определить те всеобщее, общее и специфическое, что присуще каждому отдельно взятому региону в его таксонометрической иерархии.

Дополнительно к всеобщим методам познания, используемым в любых науках, в региональной экономике являются общие методы познания и управления. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, интерполяция и экстраполяция, абстраги­рование, картографирование, моделирование, систематизация, экспериментирование и др.

Анализ — это разложение целого на части с целью более де­тального их изучения как в ретроспективе, так и в перспективе, определение влияния факторов на результативные показатели объ­ектов анализа и выработка решений по использованию факторов и резервов. Как общий метод используется для последующего син­теза, позволяющего из анализа частностей судить о состоянии и развитии региональных объектов в целом.

Индукция и дедукция характеризуют объект анализа и управления по частным индивидуальным признакам на основе их обоб­щения и, наоборот, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

Интерполяция — нахождение частных (промежуточных) зна­чений по ряду уже известных. Экстраполяция выступает как на­хождение по ряду данных значений функции, других ее значений, находящихся вне этого ряда.

Абстракция (абстрагирование) — мысленное отвлеченное поня­тие, изображающее реально существующие явления с тем, чтобы понять существенное путем его выделения от остальных свойств и связей.

Моделирование — представление в виде схемы, макета какого- либо физического"объекта или явления.

Картографирование — изображение земли, региона в виде схе­мы, географической карты.

Систематизация - приведение в систему, классификацию, группировку взаимосвязанных предметов и явлений.

Экспериментирование — осуществление эксперимента, научно поставленного опыта, наблюдения исследуемого явления в оп­ределенных условиях, позволяющее установить закономерности этого явления (процесса) и повторить (воспроизвести) явление при изученных условиях.

 

Следующими, после общих, в региональной экономике ис­пользуются специфические методы управления, которые по ана­логии к любому хозяйствующему субъекту можно объединить в три группы: административно-организационные, мотивационные и социально-психологические.

Административно-организационные методы предусматривают командные методы управления регионом, базирующиеся на юри­дически оформленной организационной системе.

Мотивационные методы предусматривают построение системы мотиваций и стимулов для эффективного функционирования ре­гиона. В ней значительное место занимают финансовые стимулы (бюджетирование, налоговая система, ценовые рычаги и т.д.), мо­тивы в области регулирования доходов, заработной платы и др.

Социально-психологические методы в регионе предполагают построение такой системы, которая способствовала бы не толь­ко росту доходности труда каждого человека, но и социальному обеспечению всех работающих, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов.

Социально-психологические методы управления должны пре­дусматривать социальное партнерство с работниками и социаль­ную ответственность бизнеса и работников перед всем населени­ем региона, законодательные способы разрешения возникающих конфликтов, трудовых споров.

Все вышеперечисленные методы управления относятся к про­цессам подготовки, принятия и реализации решений, реализуемых в свою очередь через функции управления регионом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инновационная деятельность предприятия | Направления региональной экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.