Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету. 1.Зачёт включает выполнение контрольной работы, написанной в форме реферата




1.Зачёт включает выполнение контрольной работы, написанной в форме реферата.

2.Ответ на зачёте по курсу «Русский язык и культура речи» (согласно «Программе…, М., 2000) включает теоретическую часть – изложение принципов выполнения практического задания (построения указанного типа текста, коррекции речевых ошибок и т.д.) – и собственно практическое задание.

 

 

1. Основные аспекты культуры речи. Правила употребления языковых единиц в речи.

Коррекция речевых ошибок в предложенном тексте.

2. Понятие языковой нормы. Коммуникативная целесообразность нормы.

Коррекция речевых ошибок в предложенном тексте.

3. Основные типы норм: императивные (строго обязательные) и восполнительные (диспозитивные) нормы.

Коррекция речевых ошибок в предложенном тексте.

4. Лексика, находящаяся за рамками литературного языка.

Коррекция речевых ошибок в предложенном тексте.

5. Акцентологическая норма.

Предупреждение орфоэпических ошибок (расставить ударение в словах).

6. Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы).

Предупреждение орфоэпических ошибок (произнести слова типа ( афЕра или афЁра; мЕнеджер или мЭнеджер).

7. Лексическая норма.

Коррекция речевых ошибок в предложенном тексте.

8. Стилистическая норма.

Коррекция стилистических ошибок в предложенном тексте.

9. Грамматическая норма. Случаи её нарушения

Предупреждение грамматических ошибок (найти ошибки в словах типа (бухгалтерА – бухгалтерЫ; договорА - договорЫ; согласно приказА - согласно приказУ; заведующий кафедрЫ - заведующий кафедрОЙ и т.д.).

10. Ортологические словари. Перечислите типы ортологических словарей.

Предупреждение грамматических ошибок (найти ошибки в словах типа (пара туфЕЛЬ – пара туфЛЕЙ; много ясЕЛЬ - много ясЛЕЙ.; ДВОЕ профессорОВ - ДВА профессорА; с тысячЕЙ солдат – с тысячЬЮ солдат и т.д.)

11. Понятие функционального стиля речи. Классификация стилей. Что такое стилеобразующие факторы?

Определите, к какому стилю речи относится предложенный текст. Укажите языковые средства, характерные для этого стиля. Аргументируйте своё мнение.

12.Научный стиль речи. Его языковые особенности.

Прочитайте научную статью (дана в сокращении). Составьте тезисный план основной части текста.

13.Правила лексического способа введения цитат в научный текст.

Подберите соответствующие лексические вводы типа (по мнению кого-либо, согласно концепции кого-либо, по словам кого-либо, с точки зрения кого-либо и т.д.) к предложенным цитатам.

14.Правила оформления ссылок.

Прочитайте текст. Найдите и исправьте ошибки в оформлении ссылок на источники информации, а также стилистические ошибки в тексте, вводящем ссылки.

15. Правила оформления библиографического списка использованной литературы в научном тексте.

Составьте библиографическое описание предложенных первоисточников.

16. Правила текстового оформления таблиц и рисунков. Элементы таблицы, начинаемые с прописной буквы, со строчной буквы.

Проверьте, правильно ли оформлена таблица. Исправьте неточности в оформлении таблицы.

17. Правила оформления перечисления.

Проверьте, правильно ли грамматически и пунктуационно оформлены предложенные перечисления. В случае необходимости исправьте их.

18. Правила написания количественных и порядковых числительных в научном тексте.

В предложенном научном тексте согласно правилам запишите количественные и порядковые числительные.

19. Правила записи и употребления сокращённых слов в научном тексте.

В предложенном тексте найдите ошибки, где допускаются сокращения слов и где не допускаются сокращения слов.

20. Виды компрессии научного текста. Составление различных видов планов.

Составьте тезисный план предложенной статьи.

21. Аннотация как вид характеристики первичного текста, её структурные и языковые особенности.

Прочитать предложенную аннотацию и определить композиционные, стилистические, логические ошибки и отклонения.

22. Реферат, его структурные и композиционные особенности. Назначение и виды рефератов, их отличительные черты.

Прочитайте реферат научной статьи, выделите его структурные компоненты. Определите вид реферата.

23. Тезисы, их типы.

Составьте по предложенному тексту тезисы разных типов.

24. Курсовая (дипломная) работа: особенности написания введения, обзора литературы, заключения.

Прочитайте фрагменты введения и заключения предложенной вам дипломной работы. Правильно ли составлены введение и заключение? Исправьте текст введения и заключения при необходимости.

25. Правила создания, оформления, нумерации и размещения заголовков курсовой (дипломной) работы.

Определите, какие правила нарушены при создании и оформлении названий параграфов предложенной курсовой работы. Исправьте ошибки.

26.Реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов: структура, принципы группировки материала, особенности изложения, правила написания введения и заключения.

Напишите реферат, используя три небольших предложенных статьи по вашей специальности.

27.Предмет риторики. Классификация видов красноречия. Выступление как разновидность ораторской прозы.

Перечислите, какие вопросы могут рассматриваться в сообщении, если оно называется:

Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.

Каждому студенту – достойную стипендию!

Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?

28. Выступление: его структура. Возможные способы изложения в основной части выступления

29. Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изложения материала в каждом из них.

30.Аргументация в основной части убеждающего выступления.

Прочитайте фрагмент предложенного текста выступления. Сформулируйте тезис, который доказывает выступающий. Назовите аргументы, которые приводит выступающий в доказательство своего тезиса, и определите их вид.

31. Правила написания вступления и заключения речи. Приёмы начала выступления. Приёмы, используемые в заключительной части выступления.

Прочитайте вступительные фразы предложенных газетных статей. Определите, какие приёмы использовали их авторы.

32. Правила написания лаконичных речей.

Прочитайте текст выступления. Отредактируйте его.

33. Правила написания точных речей.

Найдите и исправьте ошибки в предложенных газетных рекламных текстах.

34. Оратор и аудитория. Способы привлечения внимания. Каналы воздействия на аудиторию.

Составьте краткое двухминутное выступление на тему «Как преодолеть волнение перед началом публичного выступления?»

35. Понятие техники речи, её основные элементы. Почему дикцию считают основой профессиональной речи?

Какую роль в отработке дикции играет артикуляция? Что это такое?

Коррекция речевых ошибок в предложенном тексте.

36. Официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: а ) вы не явились на экзамен, б) вы опоздали на работу, в) вы не выполнили распоряжение руководства (например, не подготовили офисную технику к презентации).

37. Жанры устной деловой коммуникации: деловая беседа, её структурные и языковые особенности.

Напишите заявления с просьбой: 1) оказать вам материальную помощь; 2) перевести вас с одного факультета на другой; 3) продлить вам экзаменационную сессию; 4) изменить расписание занятий; 5) принять на работу на должность менеджера фирмы.

38. Жанры устной деловой коммуникации: деловые телефонные разговоры, правила ведения, структура, характерные особенности.

Напишите расписку в получении: а) мультимедийного проектора для проведения студенческой научной конференции, б) экспонатов музея (экспозиции) для проведения доклада, в) спортивного инвентаря.

39.Культура делового общения в коллективе сотрудников. Этикетное оформление совещания. Советы руководителю совещания: правила речевого поведения с подчинёнными.

Составьте протокол собрания, совещания.

40. Особенности письменной речи в деловом общении: правила оформления личных документов.

Напишите заявления, используя формы и языковые клише с просьбой: 1) разрешить вам академический отпуск, 2) принять вас на работу, 3) выслать вам документы для работы. Напишите доверенность: а) на получение 100000 рублей с вашего вклада в банке каким-либо лицом, б) на покупку автомобиля на ваше имя, в) на получение посылки на почте, г) на получение заработной платы в кассе организации.

41. Понятие делового письма. Виды деловых писем.

Составьте и напишите деловому партнёру письмо-просьбу, используя все реквизиты делового письма. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевого глагола «просить». В тексте возможна стандартная формула мотивации «В целях ознакомления с…» и письмо-ответ. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевой формулы «В ответ на Ваше письмо от…». Если вы не можете выполнить просьбу, употребите вводное слово «сожалению», что является предельной возможностью выражения эмоции в деловой документации.

42. Резюме как особый вид документа. Структура резюме.

Напишите резюме, предполагая, что вы являетесь соискателем на должность:

*менеджера по продажам коммерческой фирмы;

*экономиста торгового предприятия;

*секретаря-референта;

*программиста крупной фирмы;

*инженера механического цеха завода.

43. Реклама в деловой речи. Классификация рекламы. Языковые средства привлечения внимания.

Составьте объявление, рекламирующее:

*агентство недвижимости «Град Петров»;

*мебельный магазин «Обломов»

*салон красоты «Нарцисс»;

*туристическую фирму «Атлантида».

44. Структура и приёмы составления эффективной рекламы.

Прочитайте текст. Определите, какой важный принцип эффективности рекламного текста нарушен в описанном случае.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи.-Ростов н/Д: Феникс,2001.

2.Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы для студентов вузов. – Ростов н/Д:Феникс,2003.

3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И.Максимова. – М.: Гардарики,2001.

4. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу / Под ред. проф.В И.Максимова. –М.:Гардарики,2001.

5. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий: Учебное пособие для студентов- нефилологов/ Под ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. – СПб.: Питер,2005.

6. Русский язык и культура речи: учебник /под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. школа, 2001.

7.Трофимова,Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. – М.: Флинта: Наука, 2004.

 

 

 

 

Ирина Георгиевна Чуксина




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.