Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риск-менеджмент в страховании




Пример. Определение рисков в инновационной деятельности страховой компании. Так как не существует разработанного механизма управления рисками в инновационной деятельности страховой компании, определим этапы этого процесса, опираясь на предложенные модели, но в то же время учитывая специфику деятельности страховой компании:

1. Анализ окружающей обстановки.

2. Идентификация рисков.

3. Оценка рисков.

4. Выбор приемов воздействия на риск.

5. Контроль за результатами.

Используя этот алгоритм, определим и оценим риски в инновационной деятельности филиала страховой компании.

 

 


Рис. 9.6. Служба риск-менеджмента в адаптивной организационной структуре

 

Анализ окружающей обстановки. Основными стратегическими факторами, определяющими возможности роста стоимости бизнеса, являются экономические характеристики отрасли и конкурентная позиция бизнеса внутри отрасли. Если компания располагает информацией о текущем и прогнозном состоянии отрасли, то это дает ей возможность быстро принимать финансовые и коммерческие решения. Наличие подобных данных влияет на правильность таких решений, что ведет к снижению риска и увеличению прибыли. Чем меньше информации известно, тем выше уровень неопределенности и риск потерь.

Анализ отрасли включает следующие этапы:

1) оценка прибыльности отрасли (выявление факторов прибыльности и тенденций развития);

2) оценка отраслевых рисков;

3) анализ факторов спроса и предложения в отрасли;

4) определение средней величины возможных потерь в отрасли.

В последнее время в России наблюдается положительная динамика в области страхования. Многие представители бизнеса и частные лица осознали необходимость страховой защиты своих интересов. Однако отсутствие у предприятий и населения свободных денежных средств в достаточном объеме затрудняет использование страхования в качестве функционального инструмента управления рисками. С одной стороны, в страховом бизнесе действуют те же тенденции, что и в других видах бизнеса. Здесь также речь идет об управлении персоналом, информационными технологиями и о формировании корпоративной культуры. С другой стороны, в страховом бизнесе существуют свои особенности. К примеру, если компания производит одежду, обувь, машины, то в составе ее структуры присутствуют материальные активы: сырье, материалы, оборудование. В составе же страховой компании таких активов практически нет. Она предоставляет финансовые услуги, которые нельзя оценить немедленно, как, например, объем произведенного товара. В основе этого бизнеса лежат страховые договоры, заключенные между страховщиком и клиентом. Говорить о прибыли или убытках страховой компании можно только тогда, когда услуга клиенту уже оказана. Причем этот период может растянуться не на один год.

Еще одно существенное отличие – особенности ценообразования в страховой компании. На промышленных предприятиях в основе определения цены лежит себестоимость товара. В страховании же все по-другому. Установление страховых тарифов базируется на актуарных расчетах, теории вероятностей и законах статистики. Например, в страховании жизни главную роль играет таблица смертности и таблица продолжительности жизни женщин и мужчин. Таким образом, управление риском в страховом бизнесе должно учитывать длительные сроки действия страховых продуктов и возможное наступление страхового случая, которое потребует немедленных выплат.

Деятельность страховой компании во многом связана и зависит от рисков. С одной стороны, предполагаемая угроза рисков заставляет обращаться к страховщикам клиентов. С этой точки зрения страховая компания помогает снизить риски другим участникам экономических отношений. С другой стороны, она сама несет риски своей деятельности. Поэтому очень важное значение для страховой компании приобретает построение собственной актуальной системы риск-менеджмента.

Исходя из этого, можно разделить процесс риск-менеджмента страховой компании на два направления:

1. Управление рисками клиентов – действуя в этом направлении, компании важно учитывать следующие требования при заключении договора страхования:

– адекватность величины страхового тарифа – ответственность за установление страхового тарифа несут актуарное управление и тарифный комитет (как коллегиальный орган, утверждающий предложенные расчеты тарифных ставок);

– внимательность, объективность, непредвзятость при заключении договоров страхования – подобные требования предъявляются к страховым агентам компании, контроль за которыми осуществляет служба андеррайтинга [10];

– взвешенность перестраховочной политики компании. Передача риска является одним из наиболее эффективных практических методов по управлению рисками, поэтому своевременные и взвешенные решения о перестраховании могут в значительной степени помочь обеспечить высокую надежность и стабильность компании.

2. Управление собственными рисками – в этом случае должны быть задействованы все без исключения службы и подразделения страховой компании.

Риски страховой компании непосредственно связаны с деятельностью страховщика: либо с бизнес-процессами, либо с экономической средой, в которой ведет свою деятельность компания. Рассмотрим общую схему подверженности рискам самой страховой компании (рис. 9.7).

 

 


Рис. 9.7. Риски в страховой компании

 

Рассмотрим организационную структуру страховой компании (рис. 9.8).

 


Рис. 9.8. Структура организации

 

Предлагаемая структура организации практически повторяет концепцию построения структур, действующих как на зарубежном страховом рынке, так и в некоторых отечественных компаниях, и предусматривает три основных производственных управления с соответствующими информационными и финансовыми потоками. Основные функции и состав управлений представлены ниже (табл. 9.2).

Рассмотрим управление риском в инновационной деятельности страховой компании с точки зрения субъекта и объекта риск-менеджмента (рис. 9.9). В страховой компании риск-менеджмент осуществляет отдел андеррайтинга. Он проводит классификацию рисков на страховые и нестраховые, определение сроков, условий и размеров покрытия, расчет размеров премии. К его функциям также относится защита страхового портфеля и сопоставление набора предполагаемых рисков, размера возможного ущерба с прогнозным финансовым состоянием компании. Отдел также осуществляет подготовку предложений по перестрахованию рисков.

 

Таблица 9.2

Основные функции и состав управлений

 

Управление Функции Состав
Маркетинга Анализ спроса Непосредственные продажи Консультации клиентов по продуктам страхования Оформление договоров Ведение базы учета клиентов Учет и оформление комиссионных вознаграждений Рекрутинг и учеба агентов Отдел автострахования; Отдел имущества и ответственности Отдел ТР Отдел ДМС Отдел ВЗР Отдел страхования грузов Отдел комплексного страхования Отдел страхования крупных проектов Отдел по работе с регионами Отделы продаж, в т. ч. доп. офисы и филиалы Отдел учета комиссии Учебный центр
Андеррайтинга Мониторинг финансовых потоков страховых операций Оценка текущей ликвидности и платежеспособности компании; Мониторинг структуры страхового портфеля Актуарные расчеты Разработка и контроль систем тарификации Разработка нетрадиционных (нестандартных) и новых страховых продуктов Управленческий учет страховых операций Перестрахование Отдел профильных андеррайтеров Служба актуариев Служба риск-менеджеров Отдел управленческого учета страховых операций Отдел перестрахования
Исполнения обязательств Прием претензий Оценка ущербов Урегулирование претензий/убытков Оформление выплат Юридическое сопровождение Управленческий учет претензий и выплат Диспетчерская служба Отдел аварийных комиссаров Отдел урегулирования претензий/убытков Отдел выплат

 

После заключения договора страхования андеррайтер принимает участие в сопровождении договора. Он осуществляет контроль за выполнением страхователем плана мероприятий по снижению рисков. При изменении параметров принятых на страхование рисков он пересчитывает страховой тариф и готовит внесение изменений в договор. Если страхователь нарушает свои обязательства, андеррайтер подготавливает заключение о расторжении договора или уменьшении страховой выплаты при наступлении страхового случая. При определении величины риска для андеррайтера важно, чтобы выявленные риски соответствовали правилам страхования и требованиям тарифного руководства, которые заданы политикой андеррайтинга.


 

 


Рис. 9.9. Риск-менеджмент в страховой компании


Рассмотрим особенности применения андеррайтинга на примере страхования жизни. Страховщик получает от страхователя первичную (содержится в заявлении на страхование) и дополнительную (заполняется, если данный риск относится к нестандартным – например, если у заявителя есть опасные заболевания или принадлежность к опасной профессии) информацию, которая необходима для оценки степени риска. По результатам анализа данных страховщика страховая компания может принять риск по стандартному или завышенному тарифу либо вообще отказать заявителю в страховании. Процедура андеррайтинга помогает рассчитать сумму, которую будет вносить клиент для получения страховой защиты. При заполнении заявления на страхование жизни компания проведет оценку следующих факторов:

– состояние здоровья клиента на текущий момент;

– состояние здоровья клиента в прошлом;

– профессия клиента (например, летчик или пожарный имеет больше рисков для жизни, чем офисный работник);

– привычки клиента (наличие вредных привычек, таких как курение, употребление спиртных напитков);

– хобби клиента (например, увлечение дайвингом или сноубордом могут увеличить страховой взнос);

– возраст клиента (при прочих равных условиях 50-летний платит больше, чем 20‑летний);

– пол клиента (на размер страхового взноса влияет средняя продолжительность жизни).

От результатов работы отдела андеррайтинга зависит прибыль компании, т. к. правильная оценка рисков влияет на размер убытков. Кроме этого, нельзя отрицать, что грамотная, быстрая и корректная работа андеррайтеров в немалой степени способствует формированию положительного имиджа компании.

 

Пример. В крупных банках обычно имеется два комитета по управлению рисками: кредитный комитет и комитет по управлению активами и пассивами банка. Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

Кредитный комитет в соответствии с кредитной политикой определяет приемлемые и неприемлемые риски. После идентификации потенциального заемщика сотрудник кредитного отдела принимает решение о предоставлении кредита. Данный комитет проводит регулярную оценку рисков всего портфеля кредитов, в том числе риска убытков по ссудам и ликвидность портфеля. Он разрабатывает критерии для получения новых кредитов, устанавливает ограничения на их получение и определяет величину возврата ненадежных ссуд. К функциям кредитного комитета относится также установление политики расширения и сужения кредитов, повышение их качества, в том числе обеспечение большей надежности, улучшение практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определение величины процентной маржи. Кредитный комитет определяет условия кредита, процентную ставку, обеспечение гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита. Процедура одобрения кредита, подготовка документации и составление отчета о нем должны быть четко определены в кредитной политике банка.

Комитет по управлению активами и пассивами банка разрабатывает ограничения по финансовым и валютным рискам. Он устанавливает процентную политику и политику по рискам забалансовых операций. В его компетенции находится также управление рисками структуры капитала банка. Данный комитет определяет основные источники финансирования банка, а также осуществляет контроль за соблюдением банком законодательства в отношении рисков. Он разрабатывает критерии оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами банка. Он формирует политику рисков, связанных с ценными бумагами. Оба этих комитета создают внутрибанковские инструкции по управлению рисками, определяют политику банка в этой области и доводят эти сведения до коллектива банка. Они разрабатывают ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы оценки и регулирования.

 

Таким образом, построение службы управления рисками в компании позволяет осуществить переход от спонтанного управления рисками к системному. Имея в наличии эффективную и рационально устроенную систему, компания может принимать в свой портфель относительно более рискованные проекты, что расширяет сферу стратегических интересов фирмы и позитивно сказывается на стоимости компании.

Внедрение системы риск-менеджмента на российских предприятиях будет способствовать решению двух важных задач:

1) На микроуровне – будет способствовать более взвешенному отношению к рискам со стороны генерирующих риски департаментов. У риск-менеджмента есть все основания стать философией организации, элементом ее организационной культуры, доступной каждому сотруднику.

2) На макроуровне – будет способствовать обеспечению прозрачности компаний и рынка в целом.

В настоящее время уже многие компании убедились, что риск-менеджмент дает эффективные результаты по целому ряду параметров.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия объекта и субъекта риска.

2. Какая организационная структура в компании занимается управлением рисками?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.