Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые методические указания по выполнению ФСА




Содержание и порядок выполнения лабораторных работ

Цель и задачи лабораторных работ

Методические рекомендации к лабораторным работам по инновационному менеджменту

Целью лабораторных работ является разработка и подготовка к реализации инновационного проекта.

Задачи лабораторных работ:

· изучить теоретические основы, усвоить процедуру и приемы проведения функционально-стоимостного анализа (ФСА) новой продукции;

· выбрать изделие (конструкцию, технологический процесс, организационную структуру и любой другой объект), выполнить ФСА и определить экономическую эффективность разработок;

· изучить основы оценки объектов интеллектуальной собственности и определить стоимость результата разработки;

· освоить специализированные программы и составить бизнес-план инновационного проекта на основе собственных разработок.

 

2.1. Изучить и освоить процедуру ФСА с использованием комплексного примера, приведенного в теоретической части данного учебного пособия (разделы: 1.4 и 1.5.). Провести аналогичную процедуру применительно к объектам, предложенным самими студентами. Содержание и порядок проведения анализа зависят от характера выбранных для исследования объектов, полноты информации, поставленных задач и других факторов.

Выполняющий лабораторную работу должен самостоятельно сформировать методический подход к проведению ФСА. Если в качестве объекта выбрано уже созданное изделие (конструкция, техническая, организационная система или отдельный элемент), то для его совершенствования применяют корректирующую форму ФСА. В этом случае анализ может быть выполнен по примеру, приведенному в теоретической части Пособия. При разработке оригинального объекта, не имеющего аналогов, целесообразна творческая форма ФСА, одним из основных отличий которой от корректирующей формы является обратный порядок построения моделей: за функциональной моделью (ФМ) следует структурная модель (СМ).

2.2. Независимо от формы ФСА следует выполнить весь перечень приведенных в учебном пособии (разделы 1.4 и 1.5.) таблиц, графиков, матриц и других элементов анализа.

2.3. В связи с учебно-методической направленностью работы и ограниченностью информации об объектах анализа помимо фактических данных допускается использование экспертных оценок и условно задаваемых технических, стоимостных и прочих характеристик.

2.4. Содержание и порядок выполнения учебных работ по ФСА ограничиваются 6 этапами (табл. 3, раздел 1.3 пособия), начиная с подготовительного этапа, оканчивая рекомендательным этапом. С целью упрощения задачи исследования три завершающих этапа: творческий, исследовательский и рекомендательный – можно объединить в один этап.

2.5. Изучить основы оценки объектов интеллектуальной собственности (разделы: 2.1 – 2.5.) и определить стоимость результата разработки.

2.6. Ознакомиться с методами бизнес-планирования и составить бизнес-план инновационного проекта с применением обучающей электронной программы и методических рекомендаций .

2.7. Все аналитические и организационные вопросы необходимо обосновывать и оформлять в Отчете по лабораторной работе.

2.8. Общий порядок выполнения работы должен включать:

а) формирование из 2-х – 3-х (не более) участников условных исследовательских рабочих групп – ИРГ;

б) обоснование и выбор ИРГ объекта анализа с применением подходов п. 1.4.1 учебного пособия с последующей регистрацией в журнале преподавателя;

в) постановку и согласование с преподавателем цели проведения ФСА выбранного объекта;

г) проведение комплекса аналитических процедур ФСА, предусмотренных в учебном пособии (разделы 1.4, 1.5) и настоящих рекомендациях к лабораторным работам (п. 3);

д) представление преподавателю промежуточных результатов ФСА и корректировка (в процессе проведения анализа);

е) определение экономической эффективности ФСА в соответствии с методическими указаниями (раздел 1.6 учебного пособия) и с учетом рекомендаций к лабораторным работам (п. 3);

ж) выбор метода и оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности в соответствии с методическими указаниями (разделы 2.2 – 2.5 учебного пособия) и с учетом рекомендаций к лабораторным работам (п. 4);

з) составление бизнес-плана инновационного проекта с использованием методических рекомендаций и рекомендаций к лабораторным работам (п. 5);

и) оформление Отчета ИРГ о работе в соответствии с п.п. 2.1. – 2.7. рекомендаций к лабораторным работам и Приложения;

к) защита выполненных работ по ФСА, оценке ОИС, бизнес-планированию и сдача Отчета.

 

3.1. Выбор объекта ФСА

Выбор объекта исследования осуществляется участниками ИРГ. В качестве объекта ФСА в учебных целях может быть взята любая сравнительно не сложная потребительская продукция или изделие промышленного назначения, или какой-либо отдел организации.

Если объектом ФСА явилось сравнительно сложное изделие или система управления предприятием, целесообразно подвергнуть исследованию лишь часть конструкции (управленческой структуры). При прочих равных условиях необходимо остановить выбор на варианте, которому сопутствуют:

· существование проблемы: качества продукции; избыточных ресурса и мощности; материальных и денежных потерь; завышенных текущих и единовременных затрат; неудовлетворения каких-либо запросов потребителей и т. п.;

· наличие идеи: полного или частичного снятия обозначенных выше проблем; создания новых или усовершенствования действующих объектов;

· наличие: технико-экономической информации об объекте в сфере его создания, производства и эксплуатации; сведений конъюнктурного характера, включая данные о характере спроса, изделиях-конкурентах, аналогах, условиях сбыта, ценовой политике и т. п.

Исследованию могут быть подвергнуты предметы самого разного вида и назначения от лабораторного стенда, прибора, радиоэлектронной платы (схемы), отвертки, до замка кошелька или пробки для бутылки, или группы маркетинга – для предприятия (организации) и т. п. Характеристику рынка необходимо представить с указанием метода проведения маркетинговых исследований.

3.2. Разработка плана проведения ФСА

План проведения ФСА представляется в расширенном виде, включая работы по данной процедуре, а также мероприятия по внедрению результатов ФСА. Основой плана может служить поэтапный план проведения ФСА (табл. 3 учебного пособия).

Состав мероприятий по разработке и подготовке производства новых (усовершенствованных) объектов студент согласовывает с преподавателем. Следует сделать обоснованный выбор метода составления плана проведения ФСА: с применением сетевого графика (не менее 30 событий) или ленточного графика, содержащего не менее 20 мероприятий. В последнем случае сроки выполнения мероприятий рассчитываются по формуле 13 учебного пособия. Результаты расчетов ленточного графика можно представить в форме табл. 14.

3.3. Определение затрат на проведение ФСА

ФСА проводится в комплексе с другими видами анализа, НИОКР, подготовкой производства. Затраты на проведение ФСА могут формироваться по аналогии c затратами на НИР и ОКР. Расчет затрат на НИР и проектирование можно выполнить с использованием формул (11, 12), табл. 13 (раздел 1.6), а также формул (28 - 31) и табл. 24, 25 (раздел 2.5.2).

Себестоимость научно-технической продукции может быть определена с использованием методов, приведенных в разделах 2.3 – 2.5 учебного пособия.

3.4. Определение затрат на проектируемые объекты

При проведении ФСА объектов происходят изменения их технико-экономических показателей, в частности, себестоимости изделий. Для повышения обоснованности оценки затрат на изготовление нового (усовершенствованного) изделия необходимо выбрать наиболее подходящий в условиях анализа метод. Как правило, у студентов, выполняющих ФСА, отсутствует подробная информация о стоимостных оценках объекта. Вместе с тем технические и организационные решения не приводят к существенным изменениям базового объекта, а касаются лишь части его конструкции. В этих условиях наиболее применимыми могут быть методы укрупненной приближенной оценки затрат, основанные на определенном сходстве в конструкции и технологии изготовления проектируемого и базового изделий. В этой связи заслуживает внимания ряд методов определения затрат, относящихся к параметрическим методам (раздел 1.7 учебного пособия).

Перед проведением расчетов себестоимости объекта студенты должны обосновать выбор метода определения затрат.

3.5. Поиск эффективных технических и организационных решений

Поиск наиболее эффективных методов выполнения функций на творческом этапе ФСА связан с формированием набора идей. Одним из методов, позволяющим систематически исследовать все теоретически возможные варианты, вытекающие из закономерностей строения анализируемого объекта, является морфологический анализ. Этот метод продемонстрирован в разделе 1.5. на примере авторучки. Разработчик должен создать свой вариант конструкции (подобный или другое изделие) с оригинальными полезными свойствами.

3.6. Рекомендации к определению экономической эффективности ФСА

Для оценки целесообразности внедрения организационно-технических решений студентам необходимо сформировать метод и критерий экономической оценки результатов разработок. В зависимости от целей ФСА возможны различные сочетания результатов, например:

· повышение качества научно-технической продукции (НТП) при постоянных, пониженных или повышенных затратах на изготовление изделий и неизменных эксплуатационных расходах;

· то же – при сниженных или возросших (от повышенных потребительских свойств) эксплуатационных расходах;

· то же качество при постоянных, пониженных или повышенных затратах на изготовление изделий и сниженных эксплуатационных расходах.

Для обоснования повышения качества НТП следует воспользоваться методом анализа качества исполнения функций, разработанного авторами (п. 1.4.1. методического пособия).

Выполняющий работу должен исследовать закономерности влияния факторов эффективности на технико-экономические показатели НТП, обосновать метод и построить рабочую формулу критерия. Так, повышение качества, снижение параметрической избыточности, увеличение преемственности конструкции, снижение издержек на производство и эксплуатацию объекта ФСА связаны с инвестициями и повышенными ценами продаж. Взаимное влияние этих факторов и стоимостных показателей можно наглядно представить в Графе (рис. 15 учебного пособия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.