Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика знаний




Основные технологические уклады.

Распространение

,а также стадии жизненного цикла продукта не относящиеся собственно к инновационной деятельности:

- зрелость

- спад

табл http://www.innovations2005.narod.ru/Lectures/L-5.pdf

Технологический уклад определяется господствующими науч-тех принципами.

5-ый уклад и инновационный тип развития

Инновационный тип развития – такой тип развития, когда его основной движущей силой становится целенаправленный поиск новых решений и реализация нововведений, основ-ным фактором роста производства становится рост знаний.

Процесс перехода к ИТР

1. Технологические

2. Институциональные

3. Социально-ценностные

 

Основными отраслями становятся 1). Отрасли создающие и передающие новую инфор-мацию; 2). Отрасли услуг. 80% работают не в промышленности и с.х.

МАРКЕТИНГ. Смыкание разработки, исследования рынка, производства. Параллельный инновационный процесс.

КАСТОМИЗАЦИЯ.

Накопление, этих инноваций, а также то, что с экономическим прогрессом производство благ возросло, привело к ориентации на спрос. В итоге массовая кастомизация взамен массового производства. От слова customer – потребитель.

Производство под заказ, поставки точно в срок.

Гибкие технологии.

Информационные технологии.

1 группа отраслей. Производство знаний:

• Биотехнологии

• Информационные технологии

 

2 группа отраслей

Передача информации.

• Телекоммуникации

• Банковское дело

• Обучение

 

Биотехнологии – генная инженерия.

Экологически чистые и безотходные технологии.

Развитие всемирной сети. Принципиальное упрощение цепочки потр. - поставщ. Элек-тронные биржи.
5. Особенности инновационной деятельности в России.
Российская экономика, несмотря на свой значительный научно-инновационный потенциал, находится на стадии факторов (первая стадия конкурентоспособности национальной экономики из четырех по модели Портера – направление развития конкурентоспособности национальных экономик), о чем свидетельствует и ее топливно-сырьевая экспортная направленность. и попытки Правительства поддержать отечественное машиностроение (в частности, автомобилестроение) протекционистскими мерами. В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран (из примерно 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80-90 % наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Доля России составляет только 0,3%. Инновационная активность российских предприятий в настоящее время остается низкой. Лидерами в области инноваций является предприятия лесопромышленного комплекса, ориентирующиеся в настоящее время на сбыт продукции с низкой степенью переработки, и промышленность строительных материалов, ориентирующаяся на устоявшиеся, с низкой тенденцией к росту рынки.
6. Научно-технический прогресс и его особенности на современном этапе.
Научно-технический прогресс (НТП) – процесс, взаимосвязи развития науки, техники, технологии, совершенствование предметов труда, форм и методов организации производства, труда и социальной жизни общества. НТП происходит путем последовательной смены технологических укладов. Технологический уклад – целостный комплекс технологически сопряженных производств. Инновационная деятельность как объект управления: 1. Тесно связана с НТП. 2. В ее сердцевине лежит НИОКР. 3. Но эта деятельность намного шире, чем НИОКР. НТП очень сложное явление требующее нестандартных подходов.
7. Объекты промышленной собственности и ноу-хау.
Промышленная собственность признается государством и регистрируется государством "Гражданский кодекс российской федерации" (ГК РФ). Часть 4. от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006). Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. ПАТЕНТ (от лат. Partens - открытый, ясный) - 1. документ, выдаваемый компетентным государственным органом и удостоверяющий: признание заявленного объекта Изобретением Промышленным образцом Полезной моделью Фиксирует: · приоритет изобретения, · авторство · исключительное право на изобретение. Срок нового патента в США составляет 20 лет срок действия патента в России - 20 лет Виды промышленной собственности. ИЗОБРЕТЕНИЕ - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект. И. является одним из объектов промышленной собственности, подпадающим под охрану патентным правом. Ноу-хау – техническое решение, которое по тем или иным причинам не признается объектом промышленной собственности. И ПМ ПО Новое * * * Промышленно-применимое * * * Изобретательский уровень * Оригинальное * ИЗОБРЕТЕНИЕ - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект. И. является одним из объектов промышленной собственности, подпадающим под охрану патентным правом. Согласно ст. 4 Патентного закона РФ, И. предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. И. является новым, если оно не известно из уровня техники. И. имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета И. При установлении новизны И. в уровень техники включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на изобретения и полезные модели (кроме отозванных), а также запатентованные в РФ И. и полезные модели. И. является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ – в гражданском праве один из объектов промышленной собственности, подпадающий наряду с изобретением и промышленным образцом под защиту патентного права. Согласно ст. 5 Патентного закона РФ, к П.м. относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. П.м. предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. П.м. является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. П.м. является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ – в гражданском праве художественное и художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Может быть объемным (модель), плоскостным (рисунок) или комбинированным. По российскому законодательству подлежит правовой охране, если по совокупности существенных признаков является новым, оригинальным и промышленно применимым. "Новый" означает, что один или комбинация этих признаков неизвестна в нашей стране или за рубежом. "Оригинальный" - существенные признаки или (и) их комбинация своеобразны и определяют отличительные эстетические и эргономические особенности изделия (в том числе его форму, конфигурацию, орнамент или сочетание цветов). П.о. признается промышленно применимым, если он может быть воспроизведен в заводских и т.п. условиях на уровне, достаточном для введения в хозяйственный оборот. НОУ-ХАУ (англ. - know-how, букв. - знать как) - технические знания, опыт, секреты производства, необходимые для решения технической или иной задачи. Чаще всего под Н.-х. понимается результат технического творчества, хотя этот термин может применяться к технической и иной информации, необходимой для производства какого-либо изделия, к техническим решениям, выполненным на уровне изобретений, которые по какой-либо причине не были запатентованы в той или иной стране.
8. Современные формы межфирменной научно-технической кооперации.
1. Независимое препр-во(Автономное) Предпр-ль создает новое предприятие + организационная гибкость и непосредственная заинтересованность инноваторов в результате - недостаток ресурсов 2. Внутри фирменное производство В рамках крупной фирмы сотрудник наделяется правами, как бы предпринимателя. + все плюсы независ-го предпр-ва,а так же ресурсы. - нету орг сплоченности 3. Гос. предпринимательство + концентрация рес-ов в особо крупных размерах и непосредственная ориентация на общественную потребность. - Коррупция и отсутствие стимулов, близорукость(коупн проекты) (Для крупных инновационных проектов) Формы поддержки инновац-го предпр-ва 1.Льготы(на НИОКР, таможенные и т.д.) 2.Субсидии и гарантии 3. Создание инфраструктуры: технопарки. Техно-парк- территор-о обособ-я орг-я, в кот. Конц-ся услуги малых наукоемких предпр-ий. Бизнес-инкубатор- модульная единица техно-парка.

9. Формы организации инновационной деятельности в России и за рубежом.
В соответствии с ГК РФ и указанным Законом организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества, общества, государственные и муниципальные, унитарные предприятия и учреждения, среди которых по предмету инновационной деятельности выделяют научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, высшие учебные заведения, научные подразделения в составе промышленных предприятий.
В настоящее время с проведением инновационной деятельности в Российской Федерации связаны: государство, вузы, неприбыльные исследовательские организации, предприятия, а также частные компании и фирмы. Организационно научно-инновационная деятельность осуществляется в академическом, отраслевом (прикладном), вузовском, заводском секторах науки и инновационной сфере. Необходимость достижения высокой эффективности применения НИОКР побуждает выбирать новые организационно-экономические формы, находящиеся в зависимости от состояния рынка капитала и типа его воспроизводства в инновационной сфере. Переход к интенсивному типу воспроизводства в этой сфере послужил одной из причин усиления роли государственного вмешательства в процесс создания, освоения и применения новых технологий, разработки крупных проектов и особенно создания международных совместных предприятий с целью реализации стратегии коммерциализации инноваций.
Важно отметить, что в последние годы наблюдаются важнейшие тенденции в изменении инновационной сферы: соединение стадий инновационного процесса, развитие горизонтальной кооперации и диверсификации научной и производственной деятельности из-за значительного риска вложений и изменчивости конъюнктуры рынка и объединение ресурсов под эгидой новых корпоративных структур — ФПГ, крупных фирм, обладающих необходимыми финансовыми средствами для инновационной деятельности, а также существование различных форм собственности — частной, государственной и смешанной в этой сфере.
В этой связи в настоящее время различают контуры следующих основных форм организации инновационной деятельности:
включение научных центров и лабораторий в корпоративные структуры для осуществления НИОКР, производства и реализации новой продукции и услуг на основе жесткой или комбинированной инновационной политики либо на условиях полной децентрализации научно-технической деятельности;
создание временных творческих научных коллективов или центров для решения определенных крупных и нетрадиционных научно-технических проблем, которые обычно реорганизуются после выполнения поставленных задач; находят применение для создания в ведущих отраслях научно-исследовательских программ и проектов и управления ими;
применительно к межфирменной научно-технической корпорации в целях быстрого удовлетворения потребностей в научно-технической продукции развиваются формы программно-целевой организации НИОКР. К ним относятся отраслевые институты программно-целевого типа, создаваемые компаниями на паевых началах, инновационные центры, возникающие на базе объединения университетов и компаний. Характерной особенностью управления и финансирования таких структур является формирование программно-целевого подхода к проектам с контрактным финансированием их, которая обеспечивает органическую интеграцию образования и науки в виде создания новых исследовательских университетов и университетско-промышленных центров, служащих базой фундаментальных исследований и прикладных работ по перспективным направлениям современной науки (управление подобными структурами и координация их деятельности осуществляется советами), а также инженерными центрами, занятыми проведением научных исследований, проектированием и разработкой принципиально новых видов систем, техники, продукции, непосредственно влияющих на качество нововведений в фирмах;
сравнительно новая форма — инновационно-технологические центры, которых насчитывается на сегодня в России около 12, продвигающие прогрессивные технологии и продукты в различных областях и сферах народного хозяйства; они обеспечивают выпуск наукоемкой продукции и реализацию изобретательской и внедренческой деятельности ученых. С организационной точки они объединяют, также как и в предыдущем случае, крупные университеты, научно-исследовательские центры, высококвалифицированных специалистов и ученых;
одной из новых прогрессивных форм интеграции науки и производства являются предпринимательские научно-промышленные парки, создаваемые на базе крупнейших университетов и объединяющие научно-технические и хозяйственные подразделения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры, занятые выполнением отдельных блоков в составе инновационного процесса и функций по их обслуживанию;
одним из прогрессивных направлений также является придание ведущим в стране научным коллективам, выполняющим фундаментальные и прикладные исследования и относящимся к независимому неприбыльному сектору, статуса государственных научных центров (ГНЦ). Их в России создано около 60, в них сосредоточено свыше 40 % научно-прикладного потенциала России. Они заняты выполнением важнейших исследований и экспериментальных разработок в основном по заказам государства и концентрируют вокруг себя близкие по тематике или региональному месторасположению НИИ, малые предприятия, технопарки и инновационно-технологические центры;
в условиях рыночных отношений экономические связи в инновационной сфере стимулируют и уже упоминавшиеся выше технопарки, возникшие в России в конце 1980-х гг. и работающие также на коммерческой основе; деятельность которых направлена на стимулирование малого инновационного предпринимательства;
дополнением деятельности крупнейших фирм, составляющих основу экономики, являются создаваемые альтернативные инновационные фирмы, специализирующиеся на освоении изобретений, ноу-хау, разработке, освоении и производстве принципиально новых видов продукции или услуг малыми сериями и начальном проникновении с ними на рынок с целью извлечения прибыли. Как правило, они передают свои разработки другим фирмам. Их разновидности обусловлены условиями формирования и представляют собой внутренние и внешние венчуры.
Внутренние венчуры создаются на базе крупных фирм и корпораций на период создания и коммерческого освоения проектов нововведений и могут включать подразделения самофинансирующихся комплексов или модули при фирмах.
10. Атрибуты инновационного проекта.
Прежде всего, необходимо знать атрибуты инновационного проекта, изложенные в этой части пособия. · Каждый проект направлен на достижение конкретных целей. · Каждый проект включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий. · Каждый проект имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом. · Каждый инновационный проект в значительной степени неповторим и уникален. Рассмотрим подробнее перечисленные выше атрибуты инновационного проекта. Направленность на достижение целей Целеполагание представляет собой исходный пункт осуществления инновационного проекта. Одной из ключевых особенностей управления проектами является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Последние означают необходимость координации взаимосвязанных действий в рамках выполнения задач проекта. Для инновационного проекта, вносящего те или иные изменения в производственную или организационную структуру предприятия, характерна множественность и субординированность целей. В этой связи, ключевым понятием для инновационного менеджера становится иерархия целей. Умение построить правильную иерархию целей – необходимое условие успеха инновационного проекта. Координированное выполнение взаимосвязанных действий Многие промежуточные задания при выполнении инновационного проекта не могут быть реализованы, пока не завершены другие задачи. Более того, некоторые задания могут осуществляться только параллельно. Все это требует координации, а в некоторых случаях, синхронизации усилий команды, реализующей проект. Таким образом, проект можно рассматривать как совокупность задач, реализуемых в определенной последовательности. Другими словами, формулируются задачи (работы) и устанавливается их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами. В частности поэтому, одной из важнейших предпосылок перехода к пятому укладу стала информатизация производства. Для крупного проекта иногда приходится координировать тысячи работ и сотни ресурсов. В качестве примера используемых в целях проектного менеджмента программных продуктов можно привести Microsoft Project или более сложный Open Plan Professional. Ограниченная протяженность во времени В отличие от производственной деятельности, любой проект – нецикличен. Он имеет протяженность во времени. Неопределенный по срокам, бесконечно тянущийся инновационный проект – серьезное нарушение принципов инновационного менеджмента. Инновационный проект оправдан из-за того, что он завершается инновацией или трансфертом технологий (см. виды инновационных проектов). Неопределенный во времени, “вялотекущий” проект не направлен на инновацию. Уникальность Особенность инновационного проекта состоит в том, что каждый проект уникален, ведь он реализует новшество или новое создается в его ходе. Поэтому прошлый опыт в менеджменте инновационных проектов часто малопригоден, ведь подобного проекта до этого не существовало. Здесь уместно выражение – “вчерашний опыт – ум глупцов”. Однако вышеуказанное не значит, что опыт и подготовка инновационному менеджеру не нужны. Напротив, важна общая методология и методические подходы к управлению инновационными проектами. Они даются инновационному менеджеру в ходе обучения, а также осмысления, обобщения собственного опыта. Затем на их основе могут приниматься уникальные решения в новых конкретных обстоятельствах, а сами методологические основы и методический задел корректироваться или коренным образом перерабатываться.

11. Характеристика этапов инновационного цикла.
После спада устаревший продукт следует заменить на новый и повторить инновационный процесс, который как бы пройдет заново «по циклу». Для улучшающих инноваций применение понятия «цикл» вполне допустимо, для радикальных (базисных) – нет. Модернизация (инкремент для зрелости), модификация (для распостр-я)

 

Инновационный цикл. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных стадий и этапов - определяют последовательность от научного знания к реальному продукт

ФИ       ПИ       ПКР       ОП       П       Р       Э  

Наука Производство Потребление

Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает: фундаментальные исследования (ФИ), направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов;

прикладные исследования (ПИ), которые направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей;

проектно-конструкторские работы (ПКР) предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот вариант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель или опытный образец изделия, проводятся его испытания и т.д. Результатом этого проекта явл полный комплекс документов.

ФИ и ПИ, а также проектно-конструкторские Р тесно связаны между собой и взаимно стимулируют друг друга.

На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла. Эта стадия включает:

•освоение производства (ОП) - полная информационная, техническая и организационная подготовка к произв-ву;

• собственно производство продукции (П).

По мере необходимости могут проводиться производственные исследования, целью кот. является подготовка рекомендаций по улучшению характеристик продукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению затрат на производство, могут появляться идеи для будущ инноваций.

Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются два этапа:

• реализация новой продукции (Р); • эксплуатация новой продукции потребителем (Э), который может включать послепродажное обслуживание различных технических устройств, приобретенных потребителями.

Характеристика инновационного цикла предполагает оценку следующих показателей:

времяемкости инноваций, т.е. оценку общей продолжительности инновационного цикла;

структуры затрат на осуществление отдельных стадий в пределах инновационного цикла;

диффузии новшества, т.е. скорости и широты распространения нововведения

 

12. Инновационные стратегии предприятия и их роль в конкурентной борьбе.

 

Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии:

§ адаптационный, оборонительный, пассивный

§ творческий, наступательный, активный.

В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.

В рамках адаптационной стратегии выделяются:

§ защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций.

§ стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием.

§ стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество.

§ стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний.

В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений инновации, как правило, являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание творческой, наступательной стратегии. В этом классе инновационной стратегии выделяются:

§ активные НИОКР. Производители, реализующие данную стратегию, получают самое сильное конкурентное преимущество, которое, собственно, и выражается в оригинальных, единственных в своем роде научно-технических разработках или принципах и методах.

§ стратегия, ориентированная на маркетинг, предусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок.

§ стратегия слияний и приобретений является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития организаций, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки.

В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.

 

13. Формы инновационного предпринимательства и подходы к его поддержке

 

Предпр-ль – перемещает эконом. ресурсы из области низкой произ-ти и низких доходв в область высоких. (Сэй сказал)

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПР-ОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ РОС. ПРЕДПР-ВА

 

Комбинирование ресурсов: способы: Шумпетр

1. изготовлен нового блага/качества

2. внедрен нового способа произв-ва или комерч-ое использов ч.л.

3. освоение нового рынка сбыта

4. получение нового источника ресурсов

5. проведение реорганизациии, обеспечив. моноп полож на рынке or подрыв моноп. полож конкурентов.

Содержания предпр-ой деятельности:

- найти

- соединить разнородные ресурсы

- выпускает новые продукты и услуги

- организут произ-во

- делегирует полномочия

- несет ответственность перед гос-ом и об-ом

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВ.ПРЕДПР-ВА

 

Варианты:

1) независимое

основн момент – учреждение предпр-я с определенной орг-прав формой

орг-прав. форм ответствсть управление применение в иннов деят-ти примечания
индивид. предпр полная + только мелкие проекты  
полное тов-во полная большой минус только при очень крупных проектах с участиям нескольких юр.лиц командит
ООО ЗАО огранич-ая + - агентская проблема, делигирование полномочий? небольшие, проектные проекты ное (между)
ОАО     крупные предп со спец. подразделениями осущ-ие НИОКР  
         
         

 

 

2) внутрифирменное

Стратегические бизнес единицы («бизнесы», направления деятельности)

 

3) государственное

возможно перспективное планирование

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВ. ПРЕДПР-ИЙ В РЫНОЧН И КОМАНДНОЙ ЭК.

 

В рынке – осущ крупными компаниями (в их спец отделах) + в ВУЗах (универах).

Предпосылки предпр-ой деят-ти:

1. стабильное и эффективное законодательство

2. сформировавш-ся деловая этика

3. доступ к ресурсам

4. рост экономики

5. развитая инфр-ра бизнеса (банковск, транспртн, каналы сбыта/снабжения, информация и телеком)

 

Преп-ки к иннов. предпр-ву:

1. новшества

2. наличие опытных предпр-ей

3. налич. квалиф. исполнителей

4. поставщики

5. барьеры для входа на рынок

6. гос. поддержка

7. налич. мощности

8. отношение населения

9. содействие

 

Научн-тех парки – коммерч. орг., обладающая собственным имущ-ом, способств. созданию и росту науч-тех предпр-ий, управл-ая технологиями и навыками бизнеса.

 

 

14. Лицензионные формы обмена продуктов интеллектуального труда и лицензионные платежи.

 

Роль лицензий в плане удовлетворения инвестиционного спроса может быть совершенно различной, хотя внешне это различие порой установить сложно.

1. Продажа лицензии с паушальной оплатой. В этом случае передача лицензии принимает форму продажи инвестиционного товара.

2. Лицензионное соглашение может предусматривать платежи типа Роялти. В этом случае передача лицензии приобретает форму осуществления инвестиций, наиболее близкую к кредиту или аренде, которую также часто рассматривают как вид кредита.

Платежи типа Роялти означают, что пользователь лицензии уплачивает определенный процент с финансового результата от использования инновации. Теоретически этот процент должен определяться как доля чистой прибыли от использования инновации, но на практике он обычно фиксируется в договорах как доля от объема продаж. Причиной этому является ненадежность расчета чистой прибыли на основе финансовой отчетности предприятия (возможность ее преднамеренного занижения).

3. Лицензия может вноситься в качестве имущественного вклада в уставной фонд предприятия. В этом случае речь идет об инвестициях в собственный капитал. Если данное предприятие инкорпорировано – зарегистрировано как открытое акционерное общество, инвестор инвестирует в его акции.

 

15. Ресурсное обеспечение инновационного проекта.

 

РЕСУРСЫ В ИННОВАЦ ПРОЕКТАХ

 

1) реальные

- матер. технические

- интеллектуальные (патент, лицензия, ноу-хау)- это знания которые приносят прибыль(промышл. Собственность, патенты)

Патент-это док-т, фиксирующий:

А) авторское право

Ь) исключит. Право

В) приоритет на объект пром. Соб-ти

Виды пром. Соб-ти:

А) изобретение(новшество к-рое эконом. Принимимо, дает полож. Эффект и обладает изобрет. Уровнем)

И т.д.

2) финансовые (деньпгами нельзя топить печку)

 

16. Финансовая оценка инновационного проекта.
В соответствии с общим подходом, оценка эффективности инновационного проекта основана на сопоставлении связанных с ним результатов и затрат. Применительно к инновационным проектам можно выделить следующие виды эффективности: 1. Макроэкономическая эффективность характеризует влияние проекта на национальную и региональную экономику. Она может выражаться такими показателями, как рост экспорта, количество выданных патентов внутри страны и за рубежом и т.п. Следует отметить, что многие результаты инновационного проекта (например, социальные, экологические, демографические, научные) могут проявиться через достаточно отдаленное время и не иметь прямого количественного выражения. Это затрудняет оценку народнохозяйственной эффективности проекта. 2. Бюджетная эффективность в общем случае может быть охарактеризована как превышение доходов бюджета, возникающих в результате реализации инновационного проекта (в виде налогов, поступлений от экспорта и т.п.) над расходами бюджета (прямое финансирование, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит и т.п.), связанными с данным проектом. 3. Коммерческая эффективность определяется как разница между доходами и расходами участников проекта, возникающими вследствие его реализации (чистые денежные потоки по проекту). Основным требованием при оценке эффективности инновационного проекта является учет разновременности затрат и приведение их к единому периоду времени - дисконтирование. Эффективность инновации оценивается, исходя из следующих показателей: 1. Стоимость проекта (величина капитальных затрат на реализацию проекта). 2. Чистая текущая стоимость – сумма дисконтированных чистых денежных потоков, связанных с реализацией проекта: где NPV – чистая текущая стоимость проекта, t- период, за который рассчитывается денежный поток (по умолчанию – 1 год), Т – срок реализации проекта; NCFt – чистый денежный поток за период t; r – требуемая рентабельность капитальных вложений (процентная ставка). 3. Рентабельность (отдача капитальных вложений, требуемая владельцем капитала). 4. Внутренняя норма доходности – максимальная процентная ставка, которую может генерировать сам проект. 5. Срок окупаемости капитальных вложений. Эти методы обычны для оценки эффективности инвестиций. Но инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, достаточно сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и, в принципе, управляем.17. Составляющие инновационного потенциала предприятия. 9. формы организации инновационной деятельности в россии и за рубежом Национальная инновационная система - комплекс институтов (форма устойч взаимодействия людей) правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни и тп, рег-щие иннов деят-ть Три типа организации научно-технической деятельности. Немецкая (конт) Форм науч-иссл деят-ть в институтах, учр-чх, принадл гос-ву Внедрение- независ частные пред-ли Технологич трансфер – на безвозмездной осн Американский. Форм- в унмверах(фин-е гос-ное) Советская организация науки в контексте общего подхода. Форм в НИИ (принадл гос-ву), внедряется на пред-ях, принадл гос-ву Трансфер – плановые задания 5 Особенности инновационной деятельности в России. 6 НТП и его особенности на современном этапе. 7 Объекты промышленно собственности и ноу-хау. 8 Формы инновационного предпринимательства и подходы к его поддержке 14 Лицензионные формы обмена продуктов интеллектуального труда и лицензионные платежи. ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia - свобода, право) - 2) разрешение на использование изобретения, промышленного образца, полезной модели или другого технического достижения, предоставляемое на основании лицензионного договора либо судебного или административного решения компетентного государственного органа. Такая Л. может быть патентной или беспатентной. Различаются также простая, исключительная и полная Л. При простой Л. лицензиар (владелец патента) предоставляет лицензиату право использовать изобретение в установленных договором пределах, но сохраняет за собой право применять его на той же территории, а также предоставлять лицензию на тех же условиях неограниченному кругу лиц (лицензиат не имеет права выдавать сублицензии). Исключительная Л. предоставляет исключительное право на использование изобретения в установленных договором пределах, владелец патента отказывается от самостоятельного его применения на этой территории и предоставления Л. другим лицам. При полной Л. предоставляется право использовать все основанные на патенте права в течении срока действия патента. Виды лицензий: Простые- где Лицензиар имеет те же права что и Лицензиат. Исключительные- где Лицензиар получает права только на определенную область(географическую или деятельность) Полные- Лицензиар передает все права Лицензиату. Ценообразование на лицензии: Поушальная- единовременны платеж Роялти- платежи как часть от эффекта лицензиата.
15 Ресурсное обеспечение инновационного проекта.

Пять основных видов ресурсов: 1.материально-технические; 2.кадровые; 3.интеллектуальные; 4.информационные; 5.финансовые. Инновационный потенциал характеризует способность предприятия к развитию на основе внедрения новых продуктов и технологий. Инновационный потенциал - это «совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности». Основой для инновационного потенциала выступает научно-технический потенциал предприятия, включающий: − материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е.совокупность средств научно-исследовательского труда, в том числе научное оборудование и установки, экспериментальные цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д.; − научно-технические и инженерные кадры; − информационную составляющую - отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов; − организационно-управленческую структуру, т.е. систему организации и управления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятии.

16 Финансовая оценка инновационного проекта.

В соответствии с общим подходом, оценка эффективности инновационного проекта основана на сопоставлении связанных с ним результатов и затрат. Применительно к инновационным проектам можно выделить следующие виды эффективности: 1. Макроэкономическая эффективность характеризует влияние проекта на национальную и региональную экономику. Она может выражаться такими показателями, как рост экспорта, количество выданных патентов внутри страны и за рубежом и т.п. Следует отметить, что многие результаты инновационного проекта (например, социальные, экологические, демографические, научные) могут проявиться через достаточно отдаленное время и не иметь прямого количественного выражения. Это затрудняет оценку народнохозяйственной эффективности проекта. 2. Бюджетная эффективность в общем случае может быть охарактеризована как превышение доходов бюджета, возникающих в результате реализации инновационного проекта (в виде налогов, поступлений от экспорта и т.п.) над расходами бюджета (прямое финансирование, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит и т.п.), связанными с данным проектом. 3. Коммерческая эффективность определяется как разница между доходами и расходами участников проекта, возникающими вследствие его реализации (чистые денежные потоки по проекту). Основным требованием при оценке эффективности инновационного проекта является учет разновременности затрат и приведение их к единому периоду времени - дисконтирование. Эффективность инновации оценивается, исходя из следующих показателей: 1. Стоимость проекта (величина капитальных затрат на реализацию проекта). 2. Чистая текущая стоимость – сумма дисконтированных чистых денежных потоков, связанных с реализацией проекта: где NPV – чистая текущая стоимость проекта, t- период, за который рассчитывается денежный поток (по умолчанию – 1 год), Т – срок реализации проекта; NCFt – чистый денежный поток за период t; r – требуемая рентабельность капитальных вложений (процентная ставка). 3. Рентабельность (отдача капитальных вложений, требуемая владельцем капитала). 4. Внутренняя норма доходности – максимальная процентная ставка, которую может генерировать сам проект. 5. Срок окупаемости капитальных вложений. Эти методы обычны для оценки эффективности инвестиций. Но инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, достаточно сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и, в принципе, управляем.

17 Составляющая инновационного потенциала предприятия

 

Инновационный потенциал предпр-я- это способность к осущ-ю инновац-ой деят-ти с достижением того или иного уровня результативности. Можно выделить пять основных видов ресурсов, используемых в инновационном процессе: материально-технические; кадровые; интеллектуальные; информационные; финансовые. Финансовые ресурсы непосредственно не потребляются в инновационном процессе, но способны накапливаться, распределяться и приобретаться для последующей трансформации в материальные, интеллектуальные и кадровые ресурсы путем рыночного обмена. В ряде случаев под интеллектуальными ресурсами понимаются способности человека к осуществлению инновационной деятельности. Однако если принять подобную трактовку этого термина, теряется дифференциация между интеллектуальными ресурсами и кадровыми. Более точным будет определение содержания термина – интеллектуальные ресурсы, по аналогии с термином – интеллектуальная собственность, как результатов инновационной деятельности, воплощенных в патентах, лицензиях, ноу-хау, а также овеществленных в опытных и рабочих образцах новой техники и т.п. В некоторых случаях, понятия интеллектуальные, материально-технические и кадровые ресурсы могут пересекаться: 1). Сотрудник, работавший многие годы над определенной научной проблемой в одной организации, обладает ноу-хау, причем в ряде случаев не артикулируемым, трудно формализуемым. В этом случае трудно отделить его способность к инновационной деятельности, как составляющую кадровых ресурсов, от интеллектуальных ресурсов в форме ноу-хау, носителем которых он является. 2). Рабочий образец новой техники в натурально вещественном плане относится к материально-техническим ресурсам. В то же время он воплощает знание о еще не внедренном новшестве, то есть относится к интеллектуальным ресурсам, потребляемым в инновационной деятельности. 3). По мере развития общества значение информационных ресурсов неуклонно возрастает. В последнее время стало распространенным представление о качественной трансформации современного общества в информационное. С подобной точкой зрения можно спорить, но применительно к инновационной деятельности, не возникает сомнений, что информация составляет для нее ключевой ресурс. Поэтому уточнение соотношения понятий “интеллектуальные ресурсы” и “информационные ресурсы” составляет существенный момент при выработке терминологического инструментария данного исследования. Предприниматель перемещает ресурсы из области низкой произв-ти в область высокой,а следовательно в область доходности. (Сэй) Предприниматель комбинирует рес-сы новыми способами(Шумпетер) Инновационный предпр-ль- использует в предпр-ве научно-технические нововведения. 10 Атрибуты!!! Стратегии инновационной деятельности u Наступательная стратегия- Первого шага- Последователя- Конверсии военных НИОКР u Создание рынка u Оборонительная стратегия u Каннибализм u Прочие u Оборонительная стратегия. Основная идея связана с проведением исследований и разработок без ориентации на занятие ведущих позиций на рынке. Главная задача - не допустить отставания в техническом развитии. Реализация данной стратегии требует наличия высокого кадрового потенциала НИОКР, достаточно высокой доли НИР в общем объеме НИОКР. В то же время доля фундаментальных работ в общем объеме НИОКР невысока - 10-15 %. Эта доля существенно ниже норматива. НИОКР, ориентированные на текущие, среднесрочные и долгосрочные запросы производства соотносятся в примерно равных пропорциях. u Наступательная стратегия характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции, которая свойственна малым инновационным организациям. u Канибализм Внедрение технологии или модели ведения бизнеса, которая разрушит существующие бизнес и инвестиции. Когда имеется только один шанс устоять перед атакующим: самому сыграть роль атакующего и обороняющегося Иозеф Шумпетер назвал эту задачу созидательным разрушением Переход от вакуумных ламп к транзисторам Торговля с дисконтом Принтеры вместо пишущих машинок Конвертеры вместо доменных печей Пароходные компании Опасность разрушить успешные и устоявшиеся:- технологии - модели ведения бизнеса Когда происходит переход к новому технологическому укладу

ЗАДАЧИ!!!! №1 ПРИ КАКОМ ОБЪЕМЕ ВЫПУСКА ОПРАВДАНА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА ТОВАРА ПРЕДПРИЯТИЕМ? Сир = Зсм+Зтр + Суо +(Спро/Тссо*Тр) +Зпр Совокурные затраты: С = Сир + Скир Минимально приемлемый объем выпуска: О,= С/ (З-З*г) №2 При каком объеме производства (О,) самостоятельная разработка товара становится более выгодна предприятию, чем приобретение лицензии? Сир = Спл Стоимость приобретения лицензии состоит из единовременных затрат и роялти Спл= Слев+ R*О, Приравниваем Сир=Спл, тогда: Сир= Слев+ R*О, О,= (Сир-Слев)/ R №3 Целесообразно ли разрабатывать и внедрять нововведение при след.условиях? Общий объем выпуска за время оставшегося жизненного цикла продукта О,=О,т*Тжц Экономия составит:Е=о,* (Ссп*Ссн) Обозначения: Зпр – прочие затраты на исследования и разработку Зсм –затраты на сырье и материалы Зтр – затраты на оплату труда Р – среднерыночная цена товара Скир – себестоимость товара, за исключением расходов на исследование и разработку. Слев – единовременный взнос за право пользования лицензией Спро – стоимость прочего оборудования Ссп – себестоимость единицы товара Ссн – себестоимость единицы товара за счет внедрения нововведения, % Суо – стоимость уникального оборудования Тжц – продолжительность жизненного цикла товара, оставшегося с момента внедрения, лет Тссо – срок службы оборудования, используемого в разработке данного товара Тр – время, необходимое для разработки данного товара Г – минимально приемлемая норма прибыли R= роялти

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.