Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование, разработка и внедрение инновационной стратегии Волгоградского региона. Общие сведения




Представленная Стратегия долгосрочного развития включает в себя три основных блока: демографическая и социальная политика, экономический потенциал, экологическая обстановка (

Первый блок включает в себя анализ демографической ситуации, естественного прироста населения, миграционных тенденций, системы расселения, человеческих ресурсов и рынка труда; уровня жизни населения, развития здравоохранения и образования.

Второй блок содержит анализ развития промышленного производства, производства и передачи электроэнергии, агропромышленного комплекса, инновационного потенциала области, инвестиционной деятельности, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Третий блок включает в себя анализ уровня загрязнения окружающей среды и его воздействие на здоровье населения; оценку рационального использования природных ресурсов.

По этим основным блокам, составляющим основу долгосрочного социально-экономического развития Волгоградской области, строятся сценарии, а также определяются основные приоритетные направления развития. По этим блокам также определяются ожидаемые результаты, формируются индикаторы развития.

Разработка Стратегии производилась в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2007 г. № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». В соответствии с этим приказом выделены основные цели Стратегии, разработана ее структура, определены стратегические блоки и приоритетные направления. Выбор приоритетных стратегических направлений производился на основании критерия первостепенной значимости круга задач, выполняемых в рамках данного направления. В целом их реализация должна быть направлена на обеспечение безопасности региона (энергетической, продовольственной и др.) и обеспечение его устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Различие долгосрочной стратегии от средне- и краткосрочных стратегий состоит в том, что она направлена на решение проблем, которые не могут быть решены в краткосрочном или среднесрочном периодах. В то же время, от решения этих проблем зависит дальнейшее развитие региона, самосохранение его человеческого, культурного и хозяйственного потенциалов. Например, решение демографической проблемы, восстановление животноводства и обеспечение продовольственной безопасности региона являются прерогативами долгосрочных мер.

Приоритетные направления являются базовыми для развития других сфер жизнедеятельности в области. В частности, развитие энергетики и транспортной инфраструктуры становится основой развития малого бизнеса, торговли, туризма и др.

Достижение основных целей Стратегии в значительной степени зависит от разработки эффективного механизма ее реализации, системы управления стратегическим развитием. Главными составляющими механизма реализации Стратегии должны стать совершенствование программно-целевого метода, системы планирования, бюджетного процесса, развитие эффективных форм государственно-частного партнерства, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Совершенствование программно-целевого метода. В Волгоградской области действует программно-целевой метод управления экономическим развитием, увязанный с основными приоритетами развития Российской Федерации и Южного федерального округа и направленный на устойчивое улучшение качества и общих условий жизни населения, повышение эффективности использования ресурсов. Важным документом, определяющими долгосрочное социально-экономическое развитие Волгоградской области является Программа социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года. В ней определены цели социально-экономического развития территории, содержащая конкретные мероприятия по повышению эффективности производства в промышленности, АПК, улучшению транспортной инфраструктуры области.

Целевые программы являются главным инструментом реализации таких важных стратегических направлений как социальная политика, экология, транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство. Поскольку эти области являются непривлекательными для частного инвестора, в то же время требуют использования значительных средств. Также необходимо разработать ряд целевых программ для развития сельского хозяйства области и повышения уровня жизни сельского населения. Волгоградская область должна принимать активное участие в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие АПК», а также федеральных целевых и инвестиционных программах для привлечения средств федерального бюджета в экономику региона.

Совершенствование системы планирования. В развитие действующей программы, в целях эффективной реализации Стратегии, необходима подготовка ежегодного плана социально-экономического развития Волгоградской области и плана действий исполнительных органов власти по его выполнению. Для снижения дифференциации муниципальных образований и выработки мер по предупреждению кризисных ситуаций необходимо продолжить практику паспортизации социально-экономического развития муниципальных образований. Данные паспортов должны стать основой для разработки схемы территориального планирования Волгоградской области и схем территориального планирования муниципальных районов, городских округов в соответствии с планом градостроительной деятельности.

Совершенствование бюджетного процесса. Важным инструментом реализации Стратегии развития является бюджет области.

Стратегическое планирование социально-экономического развития. В Волгоградской области существует система стратегического планирования социально-экономического развития, увязанная с основными приоритетами развития Российской Федерации и Южного федерального округа и направленная на устойчивое улучшение качества и общих условий жизни населения, на повышение эффективности использования ресурсов. Важным документом, определяющими долгосрочное социально-экономического развития Волгоградской области является Программа экономического и социального развития Волгоградской области до 2010 года.

Повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления на территории Волгоградской области являются условиями реализации Стратегии. Система государственного управления должна обладать гибкостью, адаптивностью, а также эффективной системой контроля, чтобы быстро реагировать на изменения во внешней среде, принимать эффективные управленческие решения. Успех реализации Стратегии в значительной степени обусловливается эффективностью использования административного ресурса Администрации Волгоградской области, а также органов местного самоуправления. Решение этих задач предусматривается в рамках реализации административной реформы, а также мероприятий по обеспечению самодостаточности местного самоуправления для решения эффективного развития муниципальных образований.

Большое значение в повышении эффективности государственного управления играет информатизация. Уже сегодня, в рамках реализации "Концепции информатизации Волгоградской области (2007-2010 годы)", создается комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области и местного самоуправления, а также объединяющих их в рамках общей информационно-технологической инфраструктуры региона - "электронного правительства Волгоградской области".

 

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ: КОНЦЕПЦИЯ И АРГУМЕНТЫ.

Рассмотрим инвестиционный климат Волгоградской области. В 2008–2013 годах объем инвестиций ориентировочно должен составлять 35 млрд. рублей.

В последнее десятилетие в области наблюдается положи­тельная динамика роста инвестиций в экономику области. В час­тности, объем инвестиций увеличился с 16,30 млрд руб. в 2001 г. до 61,43 млрд руб. в 2007 году. По прогнозам, в 2009 г. объем инвестиций достигнет 83,90 млрд рублей.

При этом по отдельным составляющим инвестиционного потенциала Волгоградской области выявлены следующие моменты:

- трудовой и инновационный потенциал области оцениваются выше среднего уровня по регионам России;

- потребительский, производственный, финансовый, инвести­ционный и природно-ресурсный потенциалы области рассмат­риваются на среднем уровне в сравнении с соответствующими потенциалами других регионов России;

- стабильно ниже среднероссийского уровня находится инфраструктурный потенциал области.

Одной из сильных сторон экономики Волгоградского региона являются накопленные производственные ресурсы. По объемным показателям (среднегодовая численность занятых в экономике, ВРП, стоимость основных фондов, объем промышленной продук­ции) она входит в тройку наиболее крупных регионов ЮФО (Крас­нодарский край, Ростовская область и Волгоградская область).

Уникальность экономики Волгоградской области заключает­ся в ее универсальности: при эффективности сельского хозяйства региона отдача от его промышленного потенциала значительно выше, чем в других регионах ЮФО.

Таким образом, вектором инвестиционного развития Волгог­радской области является увеличение отдачи от промышленнос­ти региона (большой потенциал, но недостаточно интенсивное использование). Особенно важно установить взаимодействие пе­рерабатывающих предприятий с сельхозпроизводителями (эффек­тивная специализация).

В целом нужно отметить, что 98 % инвестиций в области при­ходится на собственные средства предприятий, что недостаточно для реализации приоритетных направлений Стратегии инновационного развития.

При анализе структуры затрат на технологические иннова­ции предприятий области можно отметить резкие диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности. Здесь явно доминируют затраты, связанные с заменой производственных фондов, достигающие почти 51 % от общих инновационных затрат и включающие производственное проектирование, техно­логическую подготовку производства, а также приобретение не­обходимых машин и оборудования. В то же время едва ли достаточными можно считать затраты, характерные для со­временного наукоемкого производства: на приобретение новых тех­нологий - 3,5 %, обучение и подготовку персонала - 0,2 %, марке­тинговые исследования - 0,1 %.

Рассмотренные особенности количественных и качественных характеристик инновационных затрат предприятий области обуслов­лены главным образом сложившимися условиями финансирования инноваций. Основным источником финансирования затрат на инно­вации остаются собственные средства предприятий (90,2 % по дан­ным 2007 г.). Государственная поддержка инновационной деятельно­сти, включая доли федерального бюджета, бюджета Волгоградской области и местных бюджетов, составила в 2007 г. лишь 0,2 %. Сле­дует отметить острый недостаток иностранных инвестиций в инно­вационную деятельность предприятий Волгоградской области.

Неблагоприятным фактором для развития Волгоградской области в целом является отсутствие финансирования инноваций в таких крупных районных центрах с развитой индустриальной базой, как г.Камышин, Фролово. В целом растет доля собственных средств предприятий на инновационные цели: с 2004 по 2006 г. она увеличилась на 18 % и составила 98 %. В Михайловке финанси­рование инноваций осуществляется на 100% собственными средствами. Средства федерального и областного бюджетов на­правлялись в основном на финансирование мероприятий, вклю­ченных в федеральные и областные целевые программы. Особое значение отводится реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России», в которую включены инвестиционные про­екты, имеющие важное народнохозяйственное и социальное зна­чение не только для Волгоградской области и Южного федераль­ного округа, но и для Российской Федерации в целом.

Для реализации инновационного потенциала Волгоградской области и становления инновационной экономики необходимо раз­витие венчурного финансирования.

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвес­тирования в Волгоградской области в настоящий момент является одним из приоритетных направлений региональной инноваци­онной политики и необходимым условием активизации инноваци­онной деятельности и повышения конкурентоспособности отече­ственной промышленности. Удельный вес инновацион­но-активных организаций, осуществляющих технологические ин­новации, в общем числе организаций уменьшился с 15,9 % в 2000 г. до 9,5 % в 2006 году.

Анализ структуры инновационно-активных организаций по отрас­лям производства показал, что основная их часть (66 % от общего числа организаций) сосредоточена в последние годы (с 2004 по 2006 г.) в следующих подотраслях: производстве пищевых продук­тов (17 %); производстве и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды (13 %); производстве прочих неметаллических мине­ральных продуктов, металлургическом производстве (соответствен­но по 11 % на каждом производстве); производстве резиновых и плас­тмассовых изделий и производстве электрооборудования (по 7 %).

В целом наиболее распространенными видами деятельности в области инноваций являются приобретение оборудования, другие виды подготовки производства совместно с производственным проектированием.

Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остаются собственные средства организаций (98 % затрат). Поддержка инновационной деятельности организаций из средств бюджета уменьшилась с 10 млн руб. в 2005 г (0,2 % от объема инновационных затрат области) до 2 млн руб (0,03 % соответственно). При этом почти весь объем бюджет­ных средств в 2006 г. пришелся на средства федерального бюд­жета, тогда как в 2005 г. бюджетное финансирование осуществ­лялось из областного и местных бюджетов.

Недостаток привлекаемых инвестиций продолжает ос­таваться главным фактором, сдерживающим разработку и освоение новых технологий, оборудования, материалов и продуктов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.